Вы здесь

В России предложили забирать телефоны у школьников

30 сентября 2021 в 14:50Рубрика: Акценты

Прокуратура предложила на обсуждение руководителям регионов возможность изъятия телефонов за школьным порогом. «ЯВ» поинтересовался, что об этом думают должностные лица в Якутии.

Устав жить в бесконечных пандемийных ограничениях, Россия пытается вернуться в обычное русло. По словам заместителя председателя правительства Якутии по социальным вопросам Ольги Балабкиной, за последние полтора года она впервые была приглашена на федеральный семинар, не связанный с противодействием коронавирусу. Члены региональных правительств и вице-губернаторы, отвечающие за социальную политику, теперь собрались в Санкт-Петербурге, чтобы обсудить проблему информационной безопасности детей. Перед ними выступила Уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Анна Кузнецова.

Ольга БАЛАБКИНА:

- На семинаре много говорилось о том, что дети не знают правил нахождения в Интернете, не понимают, как отличить хорошее от плохого. Взрослые видят жуткую опасность вообще нахождение своих детей во всемирной паутине. Меня несколько покоробила позиция некоторых моих коллег, которые считают, что знают, что детям должно быть интересно. Как будто мы, взрослые, знаем, чем можно завлечь детвору, а детвора упирается.

- Вопрос контроля за детьми в Интернете поднимается давно. Есть всевозможные фильтры, которые не позволяют заходить на нежелательные сайты. Но в целом это проблему не решает. Были ли конкретные предложения на семинаре?

- Региональные уполномоченные по правам ребенка поднимали вопрос использования гаджетов детьми в образовательных учреждениях. Прокуратура и вовсе сформировала предложение: зашел ребенок в школу – гаджет нужно сдать и получить обратно после окончания занятий. Таким образом, в школе ребенок не будет отвлекаться, подвергаться нежелательному влиянию в Интернете, а больше отдаваться учебному процессу.

- Вы разделяете такую позицию?

- Мое мнение: поскольку гаджеты сегодня достаточно плотно встроены в учебный процесс, чему способствовала и пандемия, то нельзя запрещать их использование в школе. И родители хотят знать, где и чем занимается их ребенок. Трудно представить, чтобы сегодня на несколько часов можно было прервать с ним связь. Даже если мы и не звоним своему ребенку в школу, мы знаем, что такая возможность у нас есть. И он в случае необходимости всегда может с нами связаться.

Любые жесткие запреты не приводят к желаемому результату. Да, Интернет кроет в себе немало опасностей для неокрепшего ума. И, безусловно, должен быть контроль. Но просто декларативно запретить – все равно, что спрятать голову в песок. Мы должны так выстроить работу, чтобы знать, чем интересуются и занимаются наши дети. И потом уже при необходимости пытаться грамотно влиять на них.

Мне понравилось выступление одного регионального уполномоченного по правам ребенка. Она на семинаре рассказывала, что когда их губернатор едет в какой-нибудь район или населенный пункт, аппарат уполномоченного готовит справку: чем интересуются там дети. Составляется она на основе мониторинга соцсетей и различных групп, в которых зарегистрированы ребята в данном населенном пункте. Технически это несложно: в Интернете набирают определенную школу в определенном городе или поселке и смотрят профили ребят из нее. Блокируют свои странички немногие, в силу возраста дети склонны открыто демонстрировать свои взгляды, в том числе и причастность к каким-то деструктивным течениям. И когда губернатор приезжает, ему уже не закроешь глаза детскими песнями и плясками, он будет знать полную картину.

- Это происходит только там, куда едет губернатор?

- В идеале, конечно, нужно бы провести мониторинг всех школ. Но это потребует больших человеческих ресурсов. А главы регионов ездят в командировки достаточно часто. И если руководители муниципальных образований и учебных заведений будут знать, что по приезду главы придется отвечать на неудобные вопросы, они сами будут заинтересованы проводить такой мониторинг и соответственно принимать меры.

Я сторонник именно такого подхода. У нас же в республике больше стараются закрывать глаза на участие детей в деструктивных группах. Как-то в школьном туалете одного из сел Амгинского улуса увидела надпись «АУЕ», а мне начали доказывать, что никакого АУЕ у них в школе нет. Якобы приходили какие-то старшие ребята, которые оставили надпись. Но раз эти старшие ребята приходят в школу, да еще расписывают стены названиями деструктивных течений, значит, они контактируют со школьниками и могут влиять на их мировоззрение. Как при этом можно утверждать, что в данной школе нет АУЕ?

Нужно уходить от формализма – «углубить, расширить», а применять более индивидуальные инструменты, которые позволят получить реальную картину происходящего, проанализировать ее и соответственно должным образом реагировать. В Московской области после того, как маленькие дети стали выпадать из окон, власти договорились с производителями и крупными федеральными торговыми сетями об установке в квартирах семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, так называемых «крокодильчиков», которые не позволяют ребенку открыть окно. Просто пришли и бесплатно поставили.

Где-то в деревянных домах устанавливают противопожарные сигнализации повышенной громкости, чтобы дети не гибли в огне. Я против, чтобы «тучи разводить руками». Когда спускаешься до конкретной проблемы, обычно можно найти решение простым и наиболее эффективным способом, не требующим многомиллионных затрат – «крокодильчиками» на окнах, более громкими сигнализациями, отслеживанием деструктивных групп… Но для этого нужно изменить подходы к работе многих, чьи полномочия заключаются в обеспечении безопасности детей. Это самое трудное, поскольку десятилетиями люди привыкли делать отчеты, прикрывать себя различными формальными проверками и бумагами, а заинтересованность в конечном конкретном результате при этом минимальная.

Да, можно издать циркуляр, запрещающий детям иметь телефоны в школе. Но к какому результату это приведет, если после школы ребенок опять остается один на один с Интернетом? Только к беспокойству родителей и конфликтам учеников с педагогами. Будем собираться с коллегами и решать, как перенастроить эту работу. Хорошие практики есть, они требуют дополнительного изучения и внедрения, может быть, с учетом местной специфики.

 

Айаан ВАСИЛЬЕВ, директор СОШ №26 г. Якутска:

- Использование детьми телефонов во время урока – серьезная проблема всех наших школ. Учитель делает замечания, просит убрать телефоны, тратит драгоценное время короткого урока. А на задних партах продолжают играть или сидят в соцсетях. Эту проблему понимают и родители. У нас в школе №26 мы провели собрание с участием представителей родительских комитетов всех классов и приняли решение, что учитель имеет право в начале урока собрать телефоны у ребят. В каждом классе есть специальный ящик для этого и возвращают после звонка. Это очень хорошая практика. Но в старших классах сложно добиться, чтобы все сдали телефоны. А на переменах дети пользуются телефонами: у кого-то есть необходимость связаться с родителями. Бывают различные форсмажорные обстоятельства.

- Так, может, вовсе отбирать телефоны при входе в школу?

- Даже если бы мы этого захотели, то физически не сможем обеспечить.  В малокомплектных школах, наверное, возможно внедрить подобную практику. Но когда дети одновременно заходят сотнями, как за всеми уследишь, и сколько времени они потом будут обратно разбирать свои телефоны? В Якутске есть частная школа «Личность», где, наверное, 100-200 детей. Там сдают телефоны при входе в школу и забирают после учебного процесса. Но это частное учебное заведение, и все вынуждены подчиняться. А в общеобразовательной школе - другие порядки, этого сложнее добиться. Так что телефоны на урок в ящичке – наиболее оптимальный вариант. Но такое решение должны принять не только администрация, но и сами родители.

- В вашей школе следят за тем, в каких группах и на каких сайтах «гуляют» дети? И возможно ли это вообще отследить?

- Практически невозможно. Многие зарегистрированы под никами, даже фотографии не выставляют. Наш воспитательный отдел пытается мониторить соцсети. Если попадаются какие-то подозрительные посты, мы, конечно, реагируем. Но заниматься этим на постоянной основе практически невозможно, у нас элементарно людей для этого нет.

 

Проблема нахождения подростков в Интернете не ограничивается школьными годами. Переходя в следующую ступень учебных заведений, она, может быть, еще обостряется. О том, нужны ли гаджеты на занятиях, мы спросили у директора Алданского медицинского колледжа Николая МИРОНОВА:

- Думаю, неправильно лишать школьников, студентов возможности пользоваться телефонами во внеурочное время. Наш колледж подключен ко многим интерактивным библиотекам специальной литературы. И я знаю, что на переменах студенты часто в них заходят, готовясь к следующим занятиям. Кроме того, нельзя запрещать детям, неважно, сколько им лет – 10 или 18, общаться со своими родными.

Другое дело, ограничить возможность использования гаджетов во время уроков. В Алдане в начальной школе дети сдают телефоны перед уроком и получают в конце его. Таким образом, воспитывается культура, которая переносится в дальнейшем и на старшие классы. У нас же в колледже железное правило: в начале занятия все студенты выключают телефоны. Никаких нареканий с их стороны это не вызывает.

Что касается посещения нежелательных сайтов, то в каждом учебном заведении, в том числе и нашем, установлены специальные фильтры, которые просто их блокируют. Через наш Wi-Fi нельзя зайти в тот же «голубой кит», АУЕ или другие деструктивные группы. Так что не вижу смысла вводить жесткие запреты в то время, когда ребята находятся в стенах учебного заведения. Более того, как отец я против этого. Бывает, что ребенок задерживается в школе, и родители должны знать, где он, чем занят и когда будет дома.

Источник: Сергей СУМЧЕНКО, Якутск Вечерний

Опрос недели

Довольны ли вы мерами правительства РФ по сдерживанию продуктовых цен?