В Якутии эвенкийское село осталось без дороги и продуктов

Рубрика: Задело
В Якутии эвенкийское село осталось без дороги и продуктов

Жители села Куду-Кюель Олекминского района бьют тревогу: второй год к ним не прокладывают зимник. Редкие и дорогие авиарейсы не позволяют пополнить истощенные прилавки, а оленей съели волки. ТайгаПост расскажет, как выживают почти 400 эвенков, и почему там оказались русские дети.

Село Куду-Кюель (официальное название Киндигирский наслег) - одно из самых дальних в Олекминском районе. Испокон веков люди привыкли, что дорога на большую землю там лишь летом по реке и зимой, когда власти пробивают автозимник. Проходит он по горам, и в лучшем случае жители села доезжают до льда Чары минимум за восемь часов.

А в прошлом году, когда техника дорожников не добралась до Куду-Кюеля, местный глава Василий НЕУСТРОЕВ на свой страх и риск отправил бить трассу двух парней на «Беларусе». Как могли, они проложили зимник до реки Чара, дальше по ее льду колею бил грузовик. Так вот, в прошлом марте машина с людьми добиралась до Олекминска с тремя таежными ночевками! Нетрудно представить, что может произойти в глухой тайге лютой якутской зимой и без связи, тем более, когда в машине дети…

Нынешней зимой ситуация повторилась. Подрядчик, выигравший у районных властей контракт на прокладку зимника в Куду-Кюель, в установленные сроки не уложился и не может сказать, когда туда придет хотя бы первый трактор. Нынче в тайге много снега, и «Беларусы», едва выдвинувшиеся из села, сами с трудом выгребли из сугробов, куда им еще толкать снег.

Единственной нитью, связывающей сегодня Куду-Кюель с Олекминском, остается авиация. Но для многих этот вид транспорта является недоступным. По словам местных, живут они, в основном, охотой, рыбалкой и сбором дикоросов. Олени – традиционный источник жизни эвенков – пали в неравной борьбе с не в меру расплодившимися волками. Один авиабилет до Олекминска стоит около 5 тысяч, и 260 рублей нужно заплатить за каждый килограмм груза, включая личную поклажу. В итоге реальная стоимость перелета в одну сторону в любом случае переваливает за 10 тысяч рублей.

Понятно, что по таким ценам магазинный прилавок не наполнишь. Если килограмм груза 260 рублей, то сколько в Куду-Кюеле будет стоить килограмм муки или картошки?..  Вот торговля, как и все в селе ждавшая зимника, и оскудела к Новому году. Пропали даже дрожжи, которые здесь должны быть в каждом доме, поскольку в каждом доме пекут хлеб в отсутствии сельской пекарни.

Еще один факт заслуживает особого внимания: в Олекминском районе 33 приемных ребенка, и 23  из них живут в Куду-Кюеле! Причем там есть и русские дети, взятые, к примеру, из Алданского детдома. «Русские у нас быстро начинают по-якутски говорить», - смеются селяне. Они привыкли к трудностям и никогда не теряют оптимизма. Но именно дети заставляют их сегодня бить тревогу. К Новому году хотелось бы их чем-нибудь порадовать, а после каникул многим предстоит возвращаться в учебные заведения страны и Арктическую школу-интернат в Нерюнгри.

Следующий самолет в Олекминск 29 декабря, а потом лишь 13 января – студенты могут не успеть к экзаменам. Опять же самолеты эти пассажирские и, максимум, что смогут привезти прилетевшие на них люди, это пару десятков килограммов продуктов для себя, что по цене будут золотыми.

Пока журналистам ТайгаПост не удалось связаться с главой Олекминского района Николаем ХАРБИНЫМ. Мы надеемся, что он найдет, что ответить. По данным издания, глава Куду-Кюеля Неустроев отправил гарантийное письмо в «Полярные авиалинии», что готов заплатить из сельского бюджета 370 тысяч рублей за предновогодний грузовой рейс. Только в следующем году, поскольку в этом уже денег нет. Ну, а дальше то что? Снег из тайги не выдует, подрядчик, сунувшийся в нее со стороны Чары, тоже развернул гусеницы обратно…

ТайгаПост дозвонился до депутата Ил Тумэна от Олекминского района Оксаны МИХАЙЛОВОЙ и попросил ее прокомментировать ситуацию. Вот что сообщила депутат:

- Уже второй год в Куду-Кюеле есть проблема с открытием зимника. Я обратилась в Министерство транспорта Якутии с просьбой срочно организовать грузовой авиарейс для доставки продуктов первой необходимости. Конечно же, это нужно сделать до Нового года. Еще одно мое предложение: следующий авиарейс выполнить раньше, к примеру, 9 января, чтобы студенты и школьники смогли вовремя прибыть на учебу. Он будет востребован, поступило уже 16 заявок. Но это все экстренные «пожарные» меры, а проблему нужно решать кардинально. Трудно представить, что случится, если кто-нибудь все же решится выйти на необорудованный зимник.

- Вы обсуждали этот вопрос с главой района Харбиным?

- Да, и с ним, и с его заместителем, отвечающим за прокладку зимника. Пока ничего утешительного. Знаю, что глава района обратился к спонсорам, чтобы те оплатили грузовой авиарейс в Куду-Кюель, но, видимо, там что-то не получается. Нужно искать выход. Неправильно перекладывать это на и без того скудный сельский бюджет.

- А какова реакция Минтранса республики?

- Именно сейчас мы состоим в плотной переписке. Я очень надеюсь, что какое-то решение будет принято уже в ближайшие часы.

Источник: ТайгаПост