«Только не жалуйтесь и видео не снимайте»
Обваливающиеся потолки, падающие ванны, неработающая вентиляция, сквозняки и хрупкие стены — с такими проблемами столкнулись дети-сироты, которым предложили заселиться в новый дом в Алдане. Ощутив все «прелести» долгожданного жилья, выпускники детдомов стали отказываться от квартир, сообщает ТайгаПост. А в ответ услышали: выбора у вас нет.
Ольга Немыкина добрую половину своей жизни провела в судах за положенную ей квартиру. Сначала воспитанницу детского дома потеряли в очереди и не хотели восстанавливать. Когда Ольга получила нужное ей решение суда, пришлось подавать новые иски, добиваясь уже выделения самой квартиры. Очередная победа пришлась на октябрь 2019 года. А уже в начале декабря Немыкину позвали смотреть жилье. Посмотрела и отвернулась: такого и даром не надо.
Еще в 2014 году администрация Алданского района заключила контракт на строительство трех многоквартирных домов для детей-сирот. Пошли по легкому пути, заказав подрядчику здание из дешевых СИП-панелей. Глава района Северин Поздняков так объяснял ТайгаПост свой выбор: цена за квадратный метр была заранее спущена сверху, а к моменту проведения торгов она уже выросла. Чтобы не сорвать программу обеспечения сирот жильем, администрация вынуждена была строить недорогие быстровозводимые объекты.
Быстровозводимые дома в итоге оказались долгостроями. Из-за чехарды подрядчиков один из трех объектов попал в конкурсную массу обанкроченного застройщика, два других дома удалось спасти. И в октябре 2019-го одну их трехэтажек, наконец, сдали. Мэр Алдана Александр Бугай упирался, сетовал ТайгаПост, что «не хочет пилить тайгу лобзиком с Поздняковым», когда эти дома из быстровозводимых конструкций рухнут на головы жильцов.
Но тут вмешалось правительство Якутии и потребовало разобраться Бугаю и главе района Позднякову в своей междоусобице. Мэр дал разрешение на ввод дома в эксплуатацию, объяснив, что запретить не может, поскольку формально все документы ему предоставлены. И тогда собственник здания (администрация Алданского района) приступила к его заселению, а неблагодарные сироты вдруг стали отказываться от долгожданного жилья.
Дарья КИСЕЛЕВА:
- Дома холодно, у нас постоянно работают два обогревателя. И это при том, что третий этаж, внизу вообще дубак. Из окон сильно дует. Унитаз и ванна совершенно не закреплены. Мой четырехлетний ребенок едва не упал с унитазом, а я свалилась вместе с наполненной водой ванной. Вентиляция в ванной не работает, подносили зажигалку — тяги вообще нет.
Стены очень тонкие. Извините, в туалете на третьем этаже слышно, о чем разговаривают люди на улице. Я шла по улице и прекрасно слышала, какой мультик при закрытых окнах смотрит мой сын. Двери закрываются с трудом. Открывая, я даже ручку вырвала. Под ванной бежит, кран уже заменили. И это все в новом доме.
Стены деревянные щитовые, и шурупы из них вытаскиваются просто руками. Мы не вешаем шкафчики на кухне, потому что боюсь, что ребенок пробежит, и они упадут ему на голову. Я ходила к Сахно (Игорь Сахно — заместитель главы Алданского района по соцвопросам — ред.), он сказал: «Покупайте кронштейны, чтобы шкафчики держались».
- Глава района Поздняков рассказывал нам: «Мы готовы помочь жильцам в развешивании мебели, чтобы это было крепко и надежно. Гвоздь в гипсокартоне держать большую нагрузку действительно не будет. Но через планки все можно закрепить». Вам предлагали такую помощь?
- Нет.
- Дарья, вы сообщали еще кому-нибудь о проблемах, с которыми столкнулись в квартире?
- На прошлой неделе приходил застройщик, все посмотрел. Подбил сверху дверь, но намного лучше она закрываться не стала. Сказал: потом еще подобьете. На следующий день приходила комиссия из четырех человек. Я им все показала. Мне дали телефон застройщика, сказали ему звонить. Просили только никуда не писать и видео не снимать.
- Вы потом звонили застройщику?
- А смысл? Знакомая со второго этажа ему позвонила, он сказал: «Зачем вам мой телефон дали?». Я заселилась сюда 29 декабря, а 20 января написала в опеку отказ от жилья и заявление в прокуратуру. В опеке сказали, что сироты массово отказываются от этого дома. Буду требовать, чтобы мне предоставили другое нормальное жилье. Я не работаю, ребенку только через месяц в садик, денег снимать квартиру у меня нет. Я жила в другом городе и вернулась в Алдан в декабре именно потому, что мне сказали: «Вас ждет новая квартира».
Семен Шишковский въехал в дом по Дивизионной, 50А 1 января этого года. Мебель расставить еще не успел, но уют наводить начал. Вкрутил над окнами две гардины, и тут на его голову посыпался потолок..
- Сначала с потолка обвалились пять панелей в комнате, сорвали гардину. Ладно, думаю, сделаю потолок. А потом обвалились панели на кухне. Тогда я просто их везде ободрал. Под панелями какой-то пенопласт, тоже плохо приклеенный. Сантехника плохо прикручена. В квартире холодно, в подъезде теплее. У меня второй этаж. На первом живет мой знакомый, у них радиаторов побольше. Но они тоже чуть теплые. Он вынужден был даже воду из батарей сливать, чтобы циркуляцию улучшить.
Мадина Саидова — одна из тех, кто сразу отказался от такого предложенного жилья. Она так объяснила ТайгаПост свое решение:
- Мой муж — строитель. Какое-то время работал на отделке этого дома. Он сразу сказал: в нем нельзя жить. Стены постоянно трескались, потолки ужасные, шевелятся при каждом движении. Дверь хлопнет — и весь дом дрожит. У кого нормальная семья с детьми, там отказываются жить.
Даже по логике смотрите: я была 148-ой в очереди, а когда стали заселять, вдруг одной из первых стала. Понятно же, что все предыдущие отказались. Когда ехала смотреть квартиру, таксист сказал, что многих уже сюда возил, и весь детский дом отказывался. А кому некуда идти или просто нужно место выпить, конечно, туда селятся. После отказа в опеке мне сказали, что придет ответ, вот его жду.
В декабре 2019 года, когда администрация Алданского района приступила к заселению построенного для сирот дома, ТайгаПост интересовался у Северина Позднякова, как идет процесс. Тогда глава дал такой комментарий: «Массовых отказов нет. Сейчас ищем людей, стоящих в очереди, разговариваем с ними. Качество строительства этих домов обследовано, получено положительное заключение экспертной организации».
Отказавшись от квартиры по Дивизионной, Ольга Немыкина обратилась к главе района с требованием заменить жилье. Она считает, что по закону ей положена квартира в каменном доме, а не в щитовой быстровозводимой конструкции. Кроме того, Немыкина указала, что по закону нельзя заселять дом одними выпускниками детских домов — для их лучшей социализации сиротам должно предоставляться не более 25% квартир в одном здании.
Немыкина также считает, что дом по Дивизионной не соответствует санитарно-техническим требованиям. В ответ глава района Северин Поздняков прислал следующее письмо:
«В соответствии с законом для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не предусмотрено строительство только каменного жилья. Кроме того, приказом Министерства строительства РС (Я) от 12.12.19 г. №54 бюджетом муниципальных образований предусмотрено строительство из каменных, деревянных и быстровозводимых конструкций объектов жилищного строительства».
Глава района также указал, что положение о заселении не более 25% сирот в один дом действует с 1 января 2019 года, а контракт на дома по Дивизионной был заключен еще в 2014-м. Следовательно, полагает Северин Поздняков, данная норма на них не распространяется. И дом сиротами может быть заселен полностью.
«На основании вышеизложенного администрацией МО «Алданский район» исполнена обязанность, предусмотренная п.1 ст. 8 № 159 ФЗ от 21.12.96 г. «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по однократному предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда. Предоставление вам права выбора другой квартиры или выделение денежных средств действующим законодательством не предусмотрено», - заключает глава района.
Теперь слово за прокуратурой.
Ольга Немыкина, имеющая 18-летний опыт судебных тяжб за свои жилищные права, останавливаться не намерена. Она уже обратилась к адвокату с просьбой подготовить очередной иск к властям. Сегодня в двухподъездной трехэтажке по Дивизионной, 50А светятся лишь пять окон, остальные квартиры по-прежнему пустуют.
В Алдане находится крупнейший детский дом в Якутии. Но его выпускникам патологически не везет с квартирами. Корреспонденты ТайгаПост побывали на объекте по улице Комсомольская, который несколько лет назад из производственного помещения переоборудовали под квартиры для детей-сирот. Здание в ужасающем состоянии, полы прогнили и провалились, дыры в стенах, плесень и мошкара круглый год.
Недавно в Алдане сдали новый каменный дом на улице Нагорная. Поначалу сироты хлопали в ладоши, но, как и в случае с Дивизионной, очень скоро жильцы разочаровались. Вот что ТайгаПост рассказала Нэлли Кудря:
- 20 сентября 2019 года в этом доме на втором этаже однокомнатную квартиру получила моя внучка. Но до сих пор она не может туда заселиться, живет со мной в однокомнатной деревяшке. Во-первых, в новом доме пошли уже трещины: с комнаты в коридор насквозь трещина и с кухни в коридор насквозь. И какой-то запах - приходится постоянно держать открытым окно, но это все равно не спасает от вонищи. Как только туда приходим, у меня голова сразу начинает болеть. На первом этаже женщина живет, у нее дышать вообще нечем. Поэтому из 15-ти там только две или три квартиры заселены.
По данным ТайгаПост, Следственный комитет и прокуратура не раз проверяли построенное в Алдане жилье для детей-сирот. Состава уголовного преступления в действиях должностных лиц обнаружено не было...
Источник: ТайгаПост