Генеральный директор АО «Саханефтегазсбыт», народный депутат РС(Я) Виктор Лебедев ответил на вопросы, касающиеся цен на топливо в Республике Саха (Якутия).
-- Корр.: Почему запрет экспорта снизил цену на бирже, но отрицательно повлиял на цену в рознице?
-- В.Л.: Во-первых, статистика крупнооптовых цен Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи продемонстрировала только краткосрочное снижение цен на фоне принятых мер по запрету экспорта.
Во-вторых, биржевые скачки моментально влияют только на те АЗС, которые находятся в непосредственной территориальной близости от заводов-изготовителей нефтепродуктов. Что касается нашего региона, с момента закупки новой партии топлива из нефтеперерабатывающего завода и до доставки на АЗС Республики Саха (Якутия) проходит от одного до трех месяцев в зависимости от пункта назначения и других факторов, связанных с доставкой в отдаленные и труднодоступные для транспорта населенные пункты. И этот момент всегда влияет на ценообразование, т.е. колебания биржевых цен отражаются с отставанием на изменении цен на АЗС республики. Кроме того, меры по регулированию цен на крупнооптовом рынке нефтепродуктов приняты совсем недавно, а навигационный закуп т.е. запас на следующий год был осуществлен до этого. Поэтому в этом году они не отразятся на стоимости топлива, так как Северный завоз завершен.
-- Корр.: Выросла ли цена на дизель-бензин в Якутии? Какова она сейчас? Весь сентябрь наблюдался тренд снижения/ понижения?
-- В.Л.: Последняя корректировка цен на бензины по итогам первого тура навигации произошла 20 июля 2023 года. По городу Якутску действующая цена АИ-95 равна 62,5 рублей, АИ-92 - 60,5 рублей. На дизтопливо цены с начала года остаются пока неизмененными. В настоящее время на предприятии подводятся итоги второго тура навигации и по их результатам будут приняты соответствующие решения.
Касательно сентябрьских колебаний биржевых цен отмечу, что на фоне непрерывно растущих цен за весь период Северного завоза, в сентябре наблюдалось только краткосрочное снижение цен на бирже (буквально 2-3 дня торгов), теперь же снова наметился курс на повышение цен.
-- Корр.: На сегодняшний день по какой цене реализуется дизтопливо и бензин на территории республики?
-- В.Н.: На таблице указаны розничные цены на нефтепродукты, реализуемые через АЗС АО "Саханефтегазсбыт" (в руб. за литр с НДС):
-- Корр.: Есть ли у нашего региона специфические проблемы, связанные с ростом цен?
-- В.Л.: Да, конечно. Перечислю только основные из них. Во-первых, это - объявление конвенции – запрета или ограничения на погрузку топлива на ЖД путях из-за перегрузов в районе Усть-Кут Иркутской области. Во-вторых, низкий уровень воды в верховьях рек Лена и Яна. В- третьих, отсутствие круглогодичных автомобильных дорог, мостов. Кроме того, еще один фактор - отсутствие возможности хранения заблаговременно закупаемых нефтепродуктов (в период межнавигационного снижения цен на нефтепродукты) на базе г.Усть-Кут в чужих ёмкостях. Отсутствие флота для перевозки двух и более видов топлива тоже оказывает влияние на процесс доставки. Недостаточное количество судов, способных плавать по мелководью у перевозчиков на р. Лена, Яна, Индигирка, Колыма, что приводит к дополнительной бортовой перевалке нефтепродуктов, увеличению сроков доставки и потерям в пути. Наверно нет необходимости говорить об обширности территории республики и ее климатических особенностях, которые напрямую влияют на выбор маршрута и способа доставки нефтепродуктов. Особенностью «северного завоза» является то, что основной объем грузов перевозится речным транспортом за короткий навигационный период.
Важно также пояснить, что из-за несовпадения сроков навигации на условно- судоходных арктических реках и по трассе Северного морского пути, груз конечному потребителю доставляется только на следующий год в короткий период первого тура навигации в июне-июле (до открытия арктической навигации) в верховья арктических условно-судоходных рек Яна, Индигирка и Колыма. Суть заключается в том, что груз, завезенный в навигацию до промежуточных транзитных (депонационных) пунктов – в п. Нижнеянск (река Яна), п. Белая Гора (река Индигирка), п. Черский (река Колыма) находится на хранении до следующей навигации. В следующий навигационный период груз доставляется до пункта назначения: в п. Батагай, п. Среднеколымск и п. Зырянка. Доставленные грузы в период навигации до депонационных пунктов (промежуточных пунктов хранения) и до перевалочных пунктов, перевозятся, в том числе, автомобильным транспортом в зимний период. Кроме того, в республике много труднодоступных населенных пунктов и завоз тарированных нефтепродуктов (затаренных в полиэтиленовые канистры со специальной маркировкой) является самым трудоемким и дорогостоящим из-за сложности и сезонности транспортировки.
Совокупность всех этих факторов приводит к удорожанию себестоимости нефтепродуктов, к увеличению сроков возврата кредитных средств и росту процентов за кредит в конечной цене.
-- Корр.: Какие меры, на Ваш взгляд, помогут выровнять ситуацию?
-- В.Л.: Если речь идет о нынешней ситуации на бирже, то ответ очевиден, без участия Правительства РФ проблема с ежегодным ростом цен в период Северного завоза не решится.
С точки зрения нашего Общества, то нас Правительство Республики Саха (Якутия) поддерживает бюджетным (государственным) кредитованием и помогает в части решения вопросов, связанных с поставкой нефтепродуктов с заводами, деятельность которых включает все производственные процессы в нефтяной отрасли — от добычи до продажи нефтепродуктов (ВИНК).
Что касается улучшения условий транспортной доставки, то это сложный вопрос, моментального решения по нему не стоит ожидать. Как вариант, наверно можно рассматривать субсидирование транспортных предприятий для снижения транспортных расходов в себестоимости нефтепродуктов.
-- Корр.: Поможет ли дополнительное финансирование для регионов или закупка сырья для внутреннего потребления?
-- В.Л.: Вопрос финансирования в регионе не относится к моей компетенции. Насчет «дополнительного финансирования» конкретно нашего предприятия отмечу, что согласно статье 78 Бюджетного Кодекса России, подакцизные товары (в т.ч. нефтепродукты) не подлежат субсидированию. Единственным выходом может стать увеличение размера бюджетного кредитования, чтобы АО «Саханефтегазсбыт» смогло максимально уменьшить долю коммерческих кредитов с ощутимыми процентами.
Подготовлено пресс-службой АО «Саханефтегазсбыт»