Скорее всего, люди внутри ничего не поняли. Доли секунды потребовались тяжелому автобусу для того, чтобы, спускаясь с перевала, пробить железное ограждение и сорваться в 15-метровый обрыв. Переворачиваясь по склону, машина выбрасывала пассажиров из окон, на тела которых обрушивалась всей своей стальной мощью.
10 сентября. 12.10. Автобус HIGER китайского производства загружен под завязку: включая водителя, в нем находилось 34 человека. За баранкой 37-летний Николай Яськов из Алдана. Дорогу из аэропорта Нерюнгри он хорошо знает, регулярно выходил на этот маршрут. Яськов встретил с самолета вахтовиков. Видимо, взял и попутных пассажиров из местных. «Видимо» – это пока наиболее распространенное слово применительно к вскоре произошедшей трагедии.
Все находившиеся в автобусе получили травмы. Четверо из них погибли, 16, включая пятерых тяжелых, госпитализированы. Остальные по-прежнему находятся в шоковом состоянии. Нам удалось отыскать одного из пассажиров, через два дня уже вышедшего на работу. Говорят, что он родился в рубашке. Но мужчина наотрез отказался что-либо рассказывать о пережитом, мрачно лишь добавив, что это слишком личное.
Место, где произошла трагедия пользуется дурной славой. Когда-то здесь базировался сталинский лагерь Васильевка, заключенные которого добывали слюду. Председатель Алданского Совета депутатов Николай Миронов в университете защищал дипломную работу по истории Васильевки. Рассказывает, что в 1956 году из Дальневосточного управления лагерей пришло указание закрыть исправительно-трудовое учреждение в Алданском районе.
Начальник Васильевки отправил встречную депешу, сообщив, что не успевает ликвидировать лагерь к установленной дате. Тогда получил новый приказ: решить вопрос на месте… По одной из версий, решили просто: заключенных загнали на работу в шахту и потом ее взорвали. В память о тех, кто содержался и погиб в Васильевке, в 90-е годы у дороги установили крест.
Белоснежный HIGER спускался с перевала Тит – это самая высокая точка на федеральной трассе «Лена». Крутые склоны сами подгоняют машины, но водителям зевать нельзя – слишком много коварных поворотов. 10 сентября дорожную ситуацию ухудшали падающий снег и пограничная с обледенением температура +2.
Не доезжая пару сотен метров до ручья Васильевка, на берегах которого некогда располагался сталинский лагерь, тяжелую машину занесло. Автобус пересек встречную полосу, пробил железное ограждение на повороте и свалился вниз с 15-метровой насыпи, по пути выбрасывая пассажиров и давя их своим корпусом. На склоне скончались четверо – трое мужчин и женщина.
Первое сообщение о ДТП поступило в 12.32. Уже через четыре минуты из Алдана выдвинулись семь скорых. На 100-километровом участке до места трагедии вскоре растянулась вереница из двух десятков медицинских, спасательных, дорожных автомобилей и машин силовиков. Первыми пришли на помощь работники НПС-18 нефтепровода ВСТО, что находится в окрестностях ближайшего к Васильевке поселка Большой Нимныр. Оттуда прислали автобус для обогрева выживших в ожидании помощи.
До поздней ночи всех пострадавших везли в Алдан. Медики едва успевали принимать раненых, отправляя их на операционный стол.
Юлия ЛАНГ, и.о. главврача Алданской ЦРБ:
- К нам было госпитализировано 16 человек. Всего обратилось за медицинской помощью 30. Остальные отправлены на амбулаторное лечение. Личности всех установлены, жителей Алданского района среди них немного, в основном, вахтовики. Травмы, распространенные при дорожно-транспортных происшествиях – сотрясения, переломы, повреждения внутренних органов. Поступали к нам практически до полуночи. Пятеро пострадавших находятся в тяжелом состоянии.
- У вас хватает медикаментов, крови, оборудования, специалистов для оказания медицинской помощи?
- Всего хватает. Больница обеспечена всем необходимым. Минздрав республики предлагал помощь специалистами, но необходимости в этом не было.
- Юлия Викторовна, в вашей обширной медицинской практике были случаи, чтобы одновременно поступало столько пострадавших?
- За последние несколько лет ничего подобного не случалось.
Этот разговор состоялся после обеда 11 сентября. Юлия Ланг сообщила, что решается вопрос о необходимости перевода пятерых в тяжелом состоянии в медучреждения Якутска. Уже через несколько часов в Алдан отправился санитарный рейс, забравший двоих наиболее пострадавших.
К счастью, в автобусе не было детей. В распоряжении «ЯВ» оказался список пострадавших и погибших. Из него следует, что травмы получили два гражданина Казахстана, трое из Нерюнгри, а также жители Алдана, Томмота и Нижнего Куранаха. Среди пассажиров автобуса находились и зарегистрированные во многих регионах РФ. При проверке списков его данные вызвали сомнение. Возможно, места жительства записывали со слов самих пострадавших, находившихся в шоковом состоянии. Ведь собирать разбросанные по салону автобуса и склону документы стали уже после эвакуации.
Так, нам не удалось подтвердить сведения о пострадавших из Нерюнгри, Нижнего Куранаха и Алдана. По некоторым данным, единственная из четырех погибших 56-летняя женщина ехала в Алдан в гости к родным.
В алданских соцсетях вскоре написали от имени неких пассажиров о том, что автобус несся с крутого перевала на огромной скорости. Якобы даже устроил гонки с другим микроавтобусом. Но пока эта информация проверяется. Сам водитель находится в реанимации.
Разбившийся HIGER принадлежит алданскому предпринимателю Павлу Короткову. Он специализируется на междугородних и международных перевозках. Несколько лет назад мне довелось ехать на другом автобусе Короткова из Алдана в Якутск. Отметил чистый, комфортабельный салон вместительного «Мерседеса» и аккуратность вождения его водителя, делавшего остановки через каждый час.
В автобусах Короткова, как это и требует законодательство, установлены тахографы – бортовые самописцы, регистрирующие скорость, режим труда и отдыха водителя. Сотрудники ГАИ снимают показатели тахографа и, если выявляют нарушения, штрафуют водителя. По словам Павла Короткова, такой тахограф находился и в разбившемся HIGER. Вряд ли при таком контроле шофер рискнул бы грубо нарушить правила. Павел Коротков был немногословен:
- Извините, я сейчас ничего не могу комментировать. Произошла большая трагедия. Что именно послужило причиной, не знаю. Сейчас даю объяснения, только что вышел из Следственного комитета.
- Водитель был опытным? Знал эту трассу?
- Да, это был очень опытный водитель и давно работает на данном маршруте. Больше мне нечего добавить.
Как сообщила пресс-секретарь Управления автодороги «Лена» Дарья Комарова, на участке, где произошла авария, уложен асфальт, он не является аварийным. Установлены все необходимые дорожные знаки.
Не было и обледенения полотна. Хотя из-за падающего снега асфальт был мокрым. Поскольку автобус приобретен недавно, можно предположить, что он находился в исправном техническом состоянии. И все-таки, к предпринимателю Короткову у органов появились вопросы.
Председатель Следственного комитета РФ Александр БАСТРЫКИН сразу после трагедии распорядился провести проверку в части выполнения работ или оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности. 11 сентября его алданские подчиненные возбудили уголовное дело по соответствующей 238 статье УК РФ.
Ранее в ОМВД по Алданскому району возбудили расследование по статье 264, часть 5 Уголовного кодекса - нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц. В Следкоме запросят материалы у полиции и объединят уголовные дела. Уже назначены соответствующие экспертизы, на проведение которых потребуется время. До прояснения картины трагедии органы воздерживаются от каких-либо комментариев.
Источник: Сергей СУМЧЕНКО, "Якутск Вечерний"