Эта дальняя дорога не задалась почти с начала. 7 января на своем автомобиле мы выскочили из Якутска на федеральную трассу «Лена». В столице республики было -50, а на льду реки морозный туман сгустился почти до нулевой видимости. Едва проехав Нижний Бестях, машина всерьез закапризничала.
Нельзя сказать, что мы новички на зимних трассах Якутии. В багажнике супертеплые вещи, спальники и розжиг. Еще до морозов поставили вторые стекла, в дилерском центре затянули моторный отсек брезентом и укрыли двигатель одеялом. Этого хватало для Якутска, но на трассе другие скорости. И едва проехав Нижний Бестях, на дисплее выскочил чек неполадки в системе охлаждения, тосол закипел. Так, с частыми остановками мы продолжили путь.
Следующие 100 км до села Качикатцы Хангаласского улуса наш автомобиль преодолел почти за три часа. Было уже темно, когда нас остановил патруль ГИБДД. Проверив документы и узнав о проблеме, инспекторы попросили открыть капот. Опытным взглядом сразу определили проблему: холодный воздух через легкий брезент-утеплитель прорывался в моторный отсек и перемораживал систему охлаждения. Тосол перестал циркулировать и закипал. Патрульные посоветовали нам вернуться в Нижний Бестях, чтобы обратиться на СТО. Ведь впереди 150 км до Улу не было даже мобильной связи.
Мы неслучайно рванули на трассу в такую лютую стужу. Через три дня в аэропорту Хабаровска должны были встретить сына, впервые с момента мобилизации в сентябре 2022 года приезжавшего в отпуск со СВО. После столь долгой разлуки 2,4 тысячи километров до Хабаровска не казались таким уж непреодолимым препятствием. К тому же знали, что уже в Алдане -30 и, главное, вырваться из Центральной Якутии. А развернуться обратно в рождественский вечер, когда, скорее всего, не найти работающую станцию техобслуживания, значило потерять сутки.
Датчик температуры наружного воздуха еще в Якутске безнадежно застрял на предельных для него -40. На ленском льду и вовсе замерз, погасив все цифры. От инспекторов узнали, что тем вечером в Качикатцах температура опускалась до -54. Выслушав нашу историю, патрульные захлопнули капот и предложили проследовать за ними.
В селе открыли ворота гаражного бокса, загнали наш автомобиль и помогли из подручных средств утеплить решетку радиатора. Получилось не очень красиво, но весьма надежно. Проведя инструктаж, как действовать в случае повторной неисправности двигателя, офицеры проводили нас до трассы, подмигнув на прощание «люстрой».
Находясь в стрессе, мы не спросили фамилии наших спасителей. Лишь когда утепленный автомобиль показал уверенную надежность, а температура за окном стала повышаться, растерянно переглянулись – тоже мне журналисты…
В Хабаровск мы попали вовремя, встретили сына. Заехали в его воинскую часть в ЕАО и доставили в Якутию – машина вела себя идеально. По возвращению в Якутск обратились к министру внутренних дел республики Владимиру ПРОКОПЕНКО с просьбой поощрить инспекторов, проявивших спасительное участие и профессионализм. По нашей просьбе пресс-служба МВД нашла этих рождественских ангелов-хранителей в погонах. Ими оказались два старших лейтенанта из Хангаласского улуса Дмитрий ПЛАТОНОВ и Айтал ДЬЯЧКОВСКИЙ.
Офицеры были немногословны: несем службу в разных уголках улуса, но пост в Качикатцах – один из самых ответственных.
Айтал ДЬЯЧКОВСКИЙ:
- Конечно, больше всего работы зимой. Порою приходится заниматься эвакуацией людей из сломавшихся на трассе машин и транспортировать сами автомобили, замерзшие посреди дороги. Наибольшее внимание здесь к иногородним дальнобойщикам. Если наши понимают, что такое -50 на трассе, то водители из теплых регионов, впервые приезжающие в Якутию, могут быть абсолютно не подготовлены к таким холодам. Особенно в первые снежные месяцы ездят на летней резине, да и просто не знают дороги, а лишь направление.
- Айтал, вы служите в ГИБДД с 2016 года. Водители стали более законопослушными?
- Пожалуй, да. Но ведь и машин за эти годы стало значительно больше. Так что ситуация на дорогах по-прежнему непростая. Об этом должен помнить каждый водитель. Тем более, в дальней дороге, где нужно быть втройне внимательнее. Ведь здесь и скорости другие, и помощи придется ждать дольше.
Как и Айтал ДЬЯЧКОВСКИЙ, старший лейтенант Дмитрий ПЛАТОНОВ – выпускник Якутской сельхозакадемии. Оба пришли в ГИБДД после службы в армии.
- Дмитрий, не раз приходилось слышать от водителей, что в Томмоте и Качикатцах стоят, извините, самые злые инспекторы. Почему у вас такое реноме?
- Давайте считать: между Томмотом и Качикатцами порядка 400 км, где практически нет мобильной связи. Поэтому действительно приходится быть строже, проводить более детальную проверку – ведь это безопасность водителей и пассажиров. Ну а злыми нас называют, наверное, нарушители. У нас профессиональный взгляд, и мы сразу понимаем, на какое транспортное средство и водителя нужно обратить более пристальное внимание. Может быть, эта наша, как вы говорите, «злость» кому-то спасла жизнь.
После Рождества 2024 года слово «злость» по отношению к сотрудникам ГИБДД точно неуместно. Справедливости ради нужно сказать, что и раньше нам везло на инспекторов. Подобных критических ситуаций не возникало, но и профессиональный взгляд патрульных к нам особо не цеплялся.
- В праздничные дни сотрудники ГИБДД работают по усиленному варианту службы. Так что, наверное, неудивительно, что на наше счастье вы оказались на служебном посту. Но вы же могли просто прочитать лекцию о безопасности, не обязаны были оставлять пост и нам помогать. Дмитрий, это ваша гражданская позиция или установка МВД?
- Перед каждым дежурством мы проходим инструктаж, где, в том числе указывается особое внимание на оказание помощи водителям, попавшим в трудную ситуацию. Ну и мы же люди, знающие, что такое якутская зима. Поэтому, как мы можем не помогать… То, что на полчаса оставили пост, так это не нарушение, ведь главное всегда – человеческая жизнь. Мы тогда смогли вам помочь?
- После вас с Айталом машина вела себя идеально, как будто испугавшись, что ею ГАИ заинтересовалась. А если серьезно, огромное спасибо за спасение и вашу службу.
Источник: ТайгаПост