Вы здесь

Ни протеза, ни компенсации, ни виноватых. Искалеченный в «Колмаре» оказался за чертой бедности

На фото ТайгаПост: Артем Чаусский. Нерюнгри, апрель 2021 г.

13 апреля 2021 в 17:54Рубрика: Задело

Искалеченный на производстве угледобывающей компании «Колмар» молодой мужчина два года ищет справедливость. После получения тяжелой травмы его пытались уволить. И до сих пор работодатель не снизошел до выделения хоть какой-нибудь материальной помощи своему работнику, сообщает ТайгаПост.

День 24 апреля 2019 года разделил жизнь 31-летнего нерюнгринца Артема Чаусского на до и после. До 15.15 ч. он был крепким, здоровым мужчиной, а потом в АО ГОК «Инаглинский» (структурное подразделение УК «Колмар») лопнул трос…

Артем ЧАУССКИЙ так вспоминает этот день:

- В ГОКе «Инаглинский» я был разнорабочим, работал на бетонном заводе. Скиповый подъемник (металлическая емкость под 2 кубометра) загружается песком и щебнем и идет на тросах вверх. Когда я проходил мимо, трос оборвался. Дальше ничего не помню, очнулся в больнице без ноги.

 

На следующий после аварии день, 25 апреля, лишившийся ноги по колено Чаусский вдруг узнал, что в «Инаглиский» он принят по договору гражданско-правового характера (ГПХ), а не по трудовому, гарантирующему работнику все права и выплаты. В конце апреля того же 2019 года руководство ГОКа уволило своего искалеченного работника в связи с окончанием договора, не оплатив ему даже набежавшие две недели больничного.

Чаусский с этим не согласился, нанял юриста и потребовал признать его работу в подразделении «Колмара» постоянной. Нерюнгринский районный суд отказал, а вот Верховный суд Якутии и 9-й Кассационный во Владивостоке однозначно установили: разнорабочий Чаусский с начала января 2019-го имел постоянные трудовые отношения с ГОКом «Инаглинский», на что указывают все признаки: постоянное место работы, установленный режим, табелирование, допуск со стороны руководства на производственные объекты. Лишь после этого в бухгалтерии предприятия согласились принять к оплате его больничные.

Артем ЧАУССКИЙ:

- На больничном я был несколько месяцев, и за все это время мне выплатили тысяч 50 рублей. Потом, когда получил акт о производственной травме, досчитали еще 36 тысяч.

- Какие-то выплаты от ГОКа «Инаглинский» или самого «Колмара» вам в это время еще были?

- Поначалу был разговор о заключении мирового соглашения, обещали и протез оплатить. Но так до сих пор тишина. Протез мне сделали за счет государства. Месяцев через семь после травмы я на нем вышел на работу. Раньше моя зарплата разнорабочим  была 75 тысяч рублей в месяц, а на протезе взяли подсобным рабочим на зарплату 27 тысяч. Выйду, недели две отработаю - у меня на культе язвы от протеза, иду на больничный. И так постоянно. Говорю: «Мне нужен другой протез, я на этом не могу ходить». А мне руководство: «Без протеза мы тебя не можем допустить к работе», и отстранили. У меня пенсия по инвалидности 3 группы 13 тысяч рублей. Я комнату в общежитии за 15 тысяч снимаю, как я могу жить?

Ладно, отправили меня на медкомиссию. Там мне дали справку, что нужно перевести на более легкую работу, допустим, сидячую. Сегодня мне позвонили с ГОКа, сказали, что решают этот вопрос. Посмотрим, как решат.

- Другой протез может решить какие-то ваши проблемы по работе?

- Врачи говорят, что да. Я обращался в Фонд соцстраха. Там мне сказали: чтобы изготовить новый протез за счет государства, на котором я смогу ходить, нужна справка от предприятия – государственная экспертиза условий труда (ГЭУТ). Направил заявление заказным письмом на имя директора Урбанова.

 

В распоряжении ТайгаПост имеется ответ руководства ГОКа «Инаглинский» на требование Чаусского о предоставлении сведений о государственной экспертизе условий труда. Он сводится к следующему: ГЭУТ проводят уполномоченные федеральные и региональные органы, к коим АО ГОК «Инаглинский» не относится. На этом основании в предоставлении справки отказывается.

Но, извините: согласно части 1 статьи 216 Трудового кодекса «Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации».

Горное производство, безусловно, является опасным, и работодатель в первую очередь должен позаботиться о проведении соответствующей экспертизы условий труда. Если «Колмару» это не нужно, то почему до сих пор спят профсоюзы, органы исполнительной власти, Соцстрах?.. «Колмар» является самым известным в Якутии резидентом Территории опережающего развития (ТОР «Южная Якутия»), обласкан властями, пользуется различными преференциями и льготами, активно развивает угледобычу в Нрюнгринском районе, а обеспечить защиту прав его работников никто не заинтересован? Неужели люди в «Колмаре» - это то самое пушечное мясо, которое не считают?

Есть еще один интересный документ за подписью представителя АО ГОК «Инаглинский» Погорелова. Называется он «акт о несчастном случае на производстве», составлен по результатам расследования обстоятельств получения травмы Артемом Чаусским в апреле 2019 года. Исходным документом для него являлось заключение Главного госинспектора труда Николаева. В акте указано, что первичный и повторный инструктажи на рабочем месте с Чаусским не проводились, стажировки не было, аттестации рабочих мест и проверки знаний по охране труда – тоже. А заканчивается акт Погорелова удивительным выводом: «Ввиду отсутствия документов у работодателя и подтверждения трудовых отношений после несчастного случая установить лиц, ответственных за допущенные нарушения, не представляется возможным».

То есть, если работодатель не ведет необходимую документацию по охране труда, не заключает с работником трудовые отношения, то, по логике руководства ГОКа, и нет виноватых в том, что молодому мужчине оторвало ногу. В акте нет ни слова об экспертизе разорвавшегося троса груженого щебнем скипа. Зато есть следующая фраза:  «Осмотром установлено, что защитное ограждение, выполненное из металлической рамы и сетки, демонтировано с места постоянного нахождения между скиповым подъемником и конвейером дозирующего комплекса, находится левее в 1,5 м на полу, прислоненное к опоре дозирующего комплекса».

Искалеченному на производстве Артему Чаусскому неважно, кто именно виноват в том, что ему оторвало ногу. Важно, как дальше жить. Он больше не намерен ждать милости от руководства «Колмара». Ведь за два года понял, что милость – это не про него. В «Колмаре» любят рассказывать про свою благотворительность, но, как мы видим, есть темы, которые там в упор не желают замечать. Видимо, считают, что нельзя выглядеть красиво, помогая человеку, искалеченному по их же вине.

Представляющая интересы Чаусского юрист Светлана ФЕДОСЕНКО так прокомментировала ТайгаПост:

- Мы будем подавать в суд на выплату моральной компенсации и возмещение материальных затрат, связанных с лечением. И будем разбираться, почему после травмы зарплату ему сократили в три раза. По-человечески работодатель должен был бы сам предложить какую-то компенсацию, ну, и оплатить изготовление нормального протеза, на котором человек может нормально ходить и работать, а не доводить все до абсурда.

Источник: ТайгаПост

Опрос недели

Довольны ли вы мерами правительства РФ по сдерживанию продуктовых цен?