На этой неделе должен состояться первый официальный допрос Александра Габышева у следователя ФСБ. Накануне наш коллега из газеты "Якутск Вечерний" Екатерина Чемезова взяла эксклюзивное интервью у Сашки-шамана:
51-летний Александр Габышев или, как он сам себя называет, «шаман-воин» в настоящее время находится в Якутске. Сашко-Шаман (одно из прозвищ, обретенных в походе) на сегодняшний день — одна из самых известных медийных личностей. За его долгим походом «на Москву» наблюдали тысячи человек в России. Его задержание двумя автобусами спецназа привлекло к маленькому тощему человеку внимание миллионов по всему миру. Самопровозглашенный шаман шел на Москву изгонять демона, от которого идет все зло. Демоном он именовал Путина. Впрочем, после задержания версия миссии изменилась, теперь уже шаман чаще говорит, что собирался изгонять демона ИЗ Путина...
Это был странный путь. Странный человек шел, обрастая по пути не менее странными единомышленниками. Он шел, произнося невнятные пространные речи, а вокруг него сами собой закручивались стихийные митинги и акции протеста.
На одном из видео, гуляющем в Интернете, «шаман» призывает «братьев» взяться за автоматы. После этого за автоматы действительно взялись. Силовики.
19 сентября ночью была проведена целая спецоперация по задержанию Александра Габышева в его лагере на границе Иркутской области и Бурятии. Как шутят в Сети, брал его спецназ, вдвое превышающий численностью тот, что ликвидировал террориста № 1 Усаму бен Ладена. «Воина» повязали и выслали на историческую родину — в Якутию. От греха подальше.
Здесь ему было предъявлено обвинение по статье «Публичные призывы к экстремистской деятельности». Однако с обвинением Сашко-Шаман не согласен, утверждая, что власти не так его истолковали.
«Вечерке» удалось встретиться с Александром Габышевым. Мелкий, худенький, на днях бороду сбрил. С хорошим чувством юмора. Безобидный. Не пьет. Не курит. Не матерится. Проживает шаман сейчас вместе с сестрой.
«ДВА ГОДА ЖИЛ В ЛЕСУ»
— Александр, вокруг вас витает много мифов и слухов. Откуда вы родом? Чем занимались? Кто по специальности?
— Я родился в Ленском районе в селе Беченча. После родители переехали в Олекминский улус в село Токко. Там прошли мое детство и молодость. Поэтому считаю себя олекминским. Поступил в Якутский госуниверситет, но после 1-го курса меня призвали в армию. Позже восстановился в университете, но потом меня отчислили из-за неуспеваемости. Это были 90-е годы, и я пошел работать сварщиком. В 1992 году поступил снова в ЯГУ на исторический факультет. Числился в ИО-99. Но перевелся на заочную форму обучения и окончил вуз в 2002 году. После женился. Жена у меня сильно болела, поэтому мне не удалось проработать по специальности. Жили мы в селе Улахан-Ан с родственниками жены. В 2008 году она умерла.
— А дети у вас есть?
— Детей нет. Жена не могла родить по состоянию здоровья. С этого момента начался мой путь шамана.
— То есть вы считаете себя настоящим шаманом?
— Да. У меня в роду были шаманы. Но сейчас шаманских сил у меня нет. Путь становления шамана долгий. Я был отшельником 2,5 года. Жил в лесу, в якутском балагане. Современная медицина трактует это состояние как психологическое расстройство на фоне пережитого стресса. Но у древних якутов это называется иначе — становление шамана. Поэтому я жил отдельно, чтобы никого не беспокоить.
— И в каком лесу вы жили? В тайге?
— Нет. Рядом с городом. На Табагинском мысу стоит разрушенная избушка-балаган. Там я жил. Этот балаган там стоит до сих пор. Подрабатывал дворником. Утром уходил из лесу на работу, а возвращался вечером. Помогали мне деньгами мама и родственники.
— А как вы питались? На что жили?
— Я особо и не питался. У меня была строгая диета. Был веганом (смеется).
— Зимы как пережили?
— В якутском балагане можно пережить любую зиму. Там ведь печка у меня была. Дров в лесу много. Потом мое состояние нормализовалось с помощью духов, природы, родных. Как только себя почувствовал хорошо, вышел в люди. Вот дом построил, помогал родственникам обустраивать этот участок. (Александр показывает рукой на дворовые участки. — Е. Ч.). Работал сварщиком. Вел обычную человеческую жизнь. Процесс становления шамана прошел благополучно, и по велению духов Танара я пошел изгонять темные силы из Москвы. Это было мне сказано в лесу.
— Духи велели?
— Да. По наставлению Танара. Когда я был в особенном психологическом состоянии.
Во время своего похода шаман про духов Танара, да и про духов вообще практически не упоминал. Он все время говорил о боге, причем боге православном.
— А что именно вам сказали духи?
— Они сказали: «Тебе пора идти изгонять темные силы из Кремля. Демона из Путина. Очистить землю алгысами». Всю Россию надо очищать алгысами. Россия стала темной страной. И я пошел.
В первый раз пошел в Москву в 2018 году после ысыаха. В сентябре дошел до Алдана, но мою собаку по кличке Рекс сбила машина. Это были проделки темных сил, чтобы моя собака попала в беду, и я прекратил свой поход. Мне пришлось вернуться обратно, потому как обе ноги Рекса были сломаны. В октябре вернулся обратно в Якутск, чтобы вылечить собаку. Ему была проведена операция, но одну ногу пришлось ампутировать. Так на «трех ногах» мы вышли с ним 6 марта этого года, чтобы продолжить свой путь, исполнить волю бога.
— А где сейчас Рекс?
— Где-то в середине мая возле Иенгры его насмерть сбила машина. Рекс умер у меня на руках. Он был мне как ребенок. Я сам его похоронил, оплакал, провел обряд алгыс. Схоронил его в 12-ти километрах от Иенгры. Земля тогда была еще мерзлая, снег лежал, поэтому я обложил его камнями. Это место я знаю и когда-нибудь туда еще вернусь. Пробыл с Рексом сутки и пошел дальше. Темные силы, наверное, рассчитывали, что опять вернусь из-за горя. Но в этот раз я стал тверже. Через три дня духи прислали мне трех лаек. Помощников. Они сами пошли со мной. Я в первый день их прогонял. Думал, что за чужие собаки ко мне прибились, но они не уходили. Тогда я растолковал, что они — помощь природы. Первую собаку оставил добрым людям в Тынде. Вторую лайку — в Соловьевске, это в Амурской области. А третий — полуволк. Он был самый большой, здоровый, вожак, дошел со мной до Забайкальского края, до города Могочи. Там он сам развернулся, попрощался со мной и ушел. Он и так был независимым. Не подчинялся, корм с рук не брал, гордый полуволк. Проводил меня до самого конца.
«КО МНЕ ПРИШЕЛ АНГЕЛ»
— Александр, с какого момента к вам стали присоединяться люди?
— Моим первым путником стал Ангел. Он присоединился ко мне в Забайкальском крае возле горы Хона.
— Ангел?
— Это человек, конечно. Высокий блондин с голубыми глазами. Мой первый путник. За его добрый нрав, светлый вид я назвал его Ангелом. Имя его Александр. Он с Сахалина. Ко мне его привезли жители села и сказали: «Вот тебе попутчик!».
Культура из Ангела так и прет. Настоящий ангел! Сам он объездил много стран, медитацией овладел, с монахами познакомился, принял путь очищения. Мясо, рыбу не ест. Полностью веган! Светлый человек! И мне все время давал советы, как правильно жить. Потом он попил со мной чурапчинский кумыс и стал совсем своим человеком. Стал саха (смеется).
— Кумыс ему понравился?
— Конечно!
— А кто был вторым соратником?
— Ангел довел меня до Читы и сказал, что временно уходит от меня. И в тот же день прилетел Ворон.
— Это тот Ворон — рецидивист который?
— Да. Он бывший дальнобойщик, живет с матерью. Ему 33 года. За его плечами девять судимостей. И уголовник он, и преступник, и сучара. Такая полная противоположность Ангела ко мне пришла. И матерится, и курит, и пьет, и похабник, и бабник, и жадный, и обманщик. Проныра тот еще. Но в его глазах я видел только доброту. Мы с ним сразу подружились, стали братанами. Поэтому я назвал его черным крылом — Вороном. Как Ангел ушел, появился Ворон, с которым мы продолжили общий путь. Дошли до Читы. Нас пригласили местные оппозиционеры во главе с кочегаром Пчелкой.
— А это кто еще?
— Я его имени даже не знаю. Мы в отряде друг друга позывными зовем. Он читинский блогер, известный на всю Россию. А прозвище у него Пчелка, потому как часто употреблял водку «Пчелка» и при этом никогда не пьянел! У него мат-перемат, но это его стиль, его тренд. Таким его весь мир знает. Пчелка вместе со своими друзьями организовали в Чите в честь меня митинг, мол, встреча воина-шамана. Мы с Вороном побывали на этом митинге. Ворон уже занимал должность моего личного пресс-секретаря, блогера. Он в этом деле мастер. Никаких там экстремистских высказываний не было! Не было высказываний о свержении власти, об уничтожении президента или причинении ему вреда. Насилие противоречит моей религии. Все было законно. Митинг был санкционированным, одобрен властями. Все прошло благополучно! Чита меня на руках носила, вместе с кочегаром и его компанией.
Уже на подходе к Улан-Удэ мой отряд насчитывал 30 человек. Со всей России!
— То есть после читинского митинга к вам стали присоединяться?
— Да. Я никого лично не призывал. У меня была миссия идти в Москву, а народ добровольно шел ко мне.
«НЕЛЬЗЯ ПИТЬ, ДРАТЬСЯ И МАТЕРИТЬСЯ»
— Вы говорите «мой отряд». А были в отряде какие-то свои правила?
— Конечно! У нас была самоорганизация. Чтобы поддерживать дисциплину и порядок, запрещалось пить, драться, ссориться. Было рекомендовано не выражаться матом, кроме Ворона. Это была его обязанность, и он этим прекрасно пользовался. Налево и направо (смеется). Но зато, благодаря ему, отряд был одет, обут и накормлен.
— А вас как называли в отряде?
— Шаманом. Я был главным в иерархии.
— Расскажите по поводу пожертвований. Кто контролировал денежные потоки?
— Это было добровольное пожертвование людей. Мы ни от кого ничего не требовали. Люди сами отправляли нам деньги. Это была любовь народа. Мы сначала отказывались от помощи, а они силой нам давали. Всеми финансовыми делами заправлял Ворон. Он был финансистом и завхозом, и это у него прекрасно получалось. Я не думал о материальном, не хотел знать, сколько денег поступает от пожертвований. Я жил по заветам Ангела. Отказался от всего материального. Все эти материальные расходы легли на бедного Ворона, на его черное крыло. Но это ему нравилось. Это его природа. Духовное его не интересовало. Он сугубо материальный человек. Для этого он и нужен. Благодаря моему Ворону, отряд был обеспечен всем. Так мы дошли до Улан-Удэ, где нас прекрасно приняли.
— Стоп! Вас ведь пытались остановить некие бурятские шаманы.
— Это был маленький негатив, который способствовал тому, чтобы в городе нас хорошо встретили. Благодаря этим шаманам, встречали гостеприимно. Из этого плохого вылилось большое хорошее. Когда мы были в Улан-Удэ, к нам подходили оппозиционеры и общественники с предложением: «Давайте организуем митинг?». Но я отвечал, что после Читы у меня никогда не будет митинга. Это не духовный путь шамана. Я им об этом сказал, но они обиделись.
— То есть вы вообще не принимали участие в митингах в Бурятии?
— Нет! Беспорядки у них начались после нашего ухода.
— Так СМИ писали, что вы там стали сакральной фигурой этих бурятских акций протеста.
— Много что о нас пишут. Мы уже ушли из Улан-Удэ и ни в каких протестных митингах не фигурировали. Это не шаманское. И это я объяснял своим соратникам.
«ЗАДЕРЖАЛИ МЕНЯ ГЛУБОКОЙ НОЧЬЮ»
— Александр, когда к вам появился интерес со стороны силовиков?
— Они, видать, посчитали, что причиной митингов были мы. Поэтому и санкционировали мой арест. Конечно, все это было с согласия Якутска. Но никаких призывов у нас не было. Наоборот, мы призывали народ к спокойствию, а не к анархии.
— А что за история с туберкулезом?
— Это даже комментировать не надо. «Фейковые» новости. Конечно, у нас в отряде люди простывали, лечились травами, лекарствами. Я сам прошел этап простывания, кашлял. Но к нам вцепились интернет-блогеры и пустили слух, что мы больны туберкулезом (смеется).
— 19 сентября ваш путь был прерван. Как вас задержали?
— Это было глубокой ночью. Было часа 4 или 5. Неожиданно пришли полицейские. Разбудили. Гам, топот людей, свет фонарей вокруг юрты. Крики были: «Стоять! Полиция!». Мне сказали выйти из юрты. Вокруг стояли люди с автоматами, в масках. Спецназ настоящий! Мне скрутили руки и сказали, что я арестован. По какому-то постановлению якутского суда. Я сказал: «Ведите». И все.
— И куда повезли?
— Привезли меня в какое-то помещение и уже стали говорить со мной спокойнее. Я человек известный, не уголовник, а, получается, «политический». Тогда понял, что меня не тронут. Напоили меня чаем, провели предварительный опрос. Как я понял, прилетел за мной следователь из Якутска. Показал постановление на розыск и арест. Меня этапировали в Иркутск на автобусе. Везли с маскировкой, осторожностью, конспирацией. Опасались, видать. Нормально все было. Уже называли Санькой. Привезли в аэропорт, посадили на самолет и отправили в Якутск.
— Кто вас здесь встретил?
— Сотрудники ФСБ. Повезли в машине в их контору на 17-м квартале. Там тоже нормально было. Были два человека. Сказали, что повезут меня на экспертизу, а после к следователю. Опросили, но я, ввиду своей юридической некомпетентности, отвечал с бухты-барахты.
— Много лишнего наговорили?
— Оказалось, что да. Потому что никакого моего юридического просвещения не было, как и присутствия адвоката.
— Так вы могли и не свидетельствовать против себя.
— Да! Но я об этом не знал. Из-за своей юридической некомпетентности совершил неправильные действия, как сейчас говорят мои адвокаты.
«Я ОТДАЛ ПРИКАЗ РАСХОДИТЬСЯ!»
— Было снято видео, где вы заявляли, что все законно.
— Как оказалось, они ввели меня в заблуждение. Они же юристы. Должны были объяснить все. Я сказал, что все законно, а, оказывается, там много было незаконного. Но то, что я призвал к спокойствию своих соратников и народ, — это было сказано искренне. Отряд свой я уже распустил.
— Так пишут, что ваш отряд разогнала ФСБ, а не вы распустили.
— Нет. Я отдал приказ.
— А что именно вы сказали?
— Я так и сказал: «Приказываю всем разойтись! Потому что сейчас нужно спокойствие, нужно отдохнуть».
— Вы держите связь со своими соратниками?
—Да. Мы общаемся по телефону. Команду им передал, команда была полностью исполнена.
«У НАС БЫЛ ДОМ-3»
— Александр, а как проходила жизнь в отряде? По вечерам у вас были разговоры, как у Иисуса, возле костра?
— Мы собирались по разным проблемным вопросам. Каждому члену отряда представлялось слово. У нас было, как «Дом-3»! (Смеется).
— Скажите, что, у вас еще было «лобное место»?
— Да-да. Похоже всё. Сидели возле костра (смеется). Иначе нельзя. Люди общались, разбирались. По личным, хозяйственным вопросам. Все разбиралось открыто.
— А правда, что вы кого-то выгоняли из соратников?
— Да. Было такое. Но никаких физических наказаний не было. За нарушение дисциплины у нас было изгнание, но с прощением. То есть изгнанный, успокоившись, мог вернуться обратно. И о прошлом никто не вспоминал.
— И сколько человек вы так изгнали?
— Так-с... Раз, два, три, четыре... (считает на пальцах). Шесть! И трое из них благополучно вернулись, но потом повторно изгонялись.
«ПОКА ВЕЛЕНИЙ НЕ БЫЛО»
— Александр, а чем вам так не угодил Путин?
— Это мне бог велел, чтобы я изгнал демона из Путина. Предсказано, что в 2021 году изгнание состоится. Значит, так тому и быть. Но еще времени много.
— Это произойдет с вашим участием?
— Об этом сказать не могу. Запрещено заглядывать в будущее. Это грех.
— А вы предпримете третью попытку «на Москву»?
— Пока пауза. Никаких велений не было.
— И последний вопрос. Допустим, вы бы дошли до Москвы и встретились с Путиным. Как, думаете, прошла бы ваша встреча?
— Если бы он человеческого разумения не послушался, я бы изгнал из него демона своими обрядами. И тогда бы он изменился. Стал человечнее.
— А каким бы обрядом воздействовали?
— Алгысом!
Источник: Екатерина ЧЕМЕЗОВА, Якутск Вечерний