У настоящих офицеров с журналистами, как правило, отношения не складываются. Нам нужны истории про погони, засады, задержания, а они, знай одно: «Работали, как все. Служба была не простая, но интересная». С жителем Нижнего Куранаха Александром УСЕНКО ТайгаПост тоже надеялся поговорить о его работе в милиции, но получили следующее, на наш взгляд, не менее интересное.
Александр УСЕНКО, 46 лет. Образование высшее юридическое. Родился в Алдане, учился в СОШ №1. После девятого класса поступил в школу рабочей молодежи, которую окончил досрочно. До армии успел поработать автослесарем алданского предприятия ПАТО и электромехаником комбината «Алданзолото». Срочную службу прошел в погранвойсках на границе с КНР.
На спортивного сержанта — заместителя командира взвода, вернувшегося из рядов Советской Армии, - обратили внимание алданские правоохранители и позвали работать в милицию. В 1994 году он начинал в должности помощника оперативного дежурного Нижнекуранахского поселкового отделения милиции, был участковым, оперуполномоченным, возглавлял Нижнекуранахский ПОМ, уголовный розыск всего Алданского района, работал первым заместителем начальника РОВД.
В 2010 году назначен начальником оперативно-розыскной части всего уголовного розыска республики. Службу закончил в 2012 году в должности начальника Аллаиховского райотдела милиции. Награжден многими ведомственными наградами. Женат, двое детей.
Когда Усенко работал в Якутске и заполярной Аллаихе, земляки его не забывали. И в 2013 году, вскоре после возвращения в Нижний Куранах, избрали депутатом Алданского районного Совета.
Александр УСЕНКО:
- За годы работы в правоохранительных органах я хорошо усвоил, что главное — это профилактика преступлений, а не их раскрытие. Молодежь у нас хорошая, спортивная, энергии много. И нужно помочь ей направить эту энергию в правильное русло. В Нижнем Куранахе хорошо развивается самбо, бокс, есть и свои победители республиканских соревнований по ММА. Хоккей у нас очень любят, да много еще чего. В этих ребятах я уверен — они не свяжутся с криминалом. Может быть, звучит банально, но всегда готов поддерживать тех, кто за здоровый образ жизни.
- Сами-то спортом занимаетесь, не курите?
- В юности занимался легкой атлетикой, сейчас — велосипедами и силовыми нагрузками. Не курю, хотя грешок был. Когда после армии работал опером, курил лет пять-шесть. Наверное, это даже необходимость была.
- Необходимость курить?
- Когда разговариваешь с подозреваемым, порою нужно выдержать паузу, чтобы прочувствовать, говорит ли он правду. И закуренная сигарета вполне органично, как мне казалось, дает эти секунды. Хотя, может быть, это был самообман. Еще и время такое было: с 1994 до 1998-го зарплату практически не платили, выдавали окорочками, да и не всегда свежими. Порою, чтобы хлеба купить, копилку разбивали. В отделении из продуктов только кофе и сигареты были. Тогда все так жили, не только в милиции.
Поскольку продолжал заниматься спортом, почувствовал, что курение мне мешает. И дети росли, не хотелось, чтобы они это видели. Бросил в один день и больше за сигарету не брался.
- За годы службы в органах в Алданском районе, наверное, немало врагов нажили...
- Наверное, есть такие. Но за восемь лет, что на гражданке, мне никто ни разу не сказал, что я когда-то был не прав. Встречал и тех, кого раньше задерживал, и потом они оказывались в колонии. Говорили: «Зла не держим. Ты просто нормально делал свою работу». Люди с криминала тоже ведь понимают, когда их за дело сажают. Вот сейчас стал баллотироваться в главы Нижнего Куранаха, может быть, соперники меня своим врагом считают. Но я их врагами не считаю. По большому счету, мы все за Нижний Куранах, просто видим его по-разному.
О ЧЕМ КРИЧАТ КУРАНАХЦЫ
- Если изберут главой Нижнего Куранаха, думаете, вам хватит хозяйственного опыта? Ведь полжизни вы провели в погонах, а там все-таки иные задачи.
- Поскольку я занимал различные руководящие должности в системе МВД, то занимался не только борьбой с преступностью, но и решением хозяйственных, административных вопросов. Когда уволился со службы, понимал, что этого багажа может быть недостаточно. И в 2013 году избрался в Алданский районный Совет депутатов. Это хорошая школа для понимания, что такое бюджет, образование, ЖКХ, социалка... Как депутат, общественник, много встречался и продолжаю это делать с руководителями нижнекуранахских предприятий, учреждений, жителями. Да и сам здесь живу — знаю, что нужно моему поселку и что для этого нужно сделать.
- Есть такая проблема в Нижнем Куранахе, которую бы вслух произнес, и все заволновались?
- Загибайте пальцы...
- Нет, пожалуйста, одну. У нас не предвыборная трибуна.
- Не хотите в Якутске о наших проблемах слышать (смеется).
- Вот станете главой, пригласите в поселок и послушаем обо всем.
- Ловлю вас на слове. Сегодня, наверное, больше всего жителей Нижнего Куранаха волнует трехкратное повышение тарифов управляющей компании на техническое обслуживание многоквартирных домов. В прошлом году депутаты поселкового Совета по предложению главы приняли такое решение, и с 1 февраля 2020-го мы все получаем счета на техобслуживание в три раза больше.
Потом депутаты пытались отменить свое решение. Теперь выясняют, был ли для этого кворум... А новые платежки продолжают рассылать. У нас одна управляющая компания, меняются ее название, директора, но фактически за ней стоит один и тот же человек. И такая монополия при поддержке местной власти позволяет ей диктовать тарифы. Мне доказывают, что никто больше из управляек не хочет заходить в поселок. А, может быть, просто не ищут? Нет на это воли главы? Да и все мы видим, что от положенного объема управляющая компания выполняет лишь процентов 30 работы. То есть, счета в три раза выросли, да еще и работают на треть от необходимого. И никто никакие санкции к ней не предъявляет.
Мы собрались с жильцами своего дома, написали заявление в управление Госстройжилнадзора, прокуратуру республики. Но из-за пандемии проверки приостановлены, и пока оттуда тишина. Жаловаться, конечно, нужно, но все же порядок у себя мы должны навести сами, тем более, что это в наших силах, просто нужно захотеть.
И все же, пожалуйста, не перебивайте меня, я расскажу еще об одной крайне важной проблеме — качество питьевой воды. Ваше издание писало о том, как весной вода из кранов Нижнего Куранаха стала желтой, в инфекционное отделение Алданской ЦРБ поступали детишки с отравлениями. Скажу страшное: это хорошо, что все закончилось инфекционкой. В начале нулевых я работал начальником Нижнекуранахского отделения милиции, когда в поселке произошла вспышка брюшного тифа.
- Брюшного тифа?..
- Вот, вы даже об этом не знаете. Потому что власти не любят это вспоминать. В Нижнем Куранахе был брюшной тиф. Мы обеспечили закрытие поселка, но не так, как это бестолково было сделано в Алдане в этом году при коронавирусе. Все мероприятия были проведены четко, люди массово прививались от тифа. Мы не выпустили заразу из поселка и победили ее.
- Так понимаем, что брюшной тиф появился из-за некачественной воды?
- Совершенно верно. У нас сейчас практически не работают канализационно-очистные сооружения, и проблемы копятся десятилетиями. Почему-то Алдан включили в республиканскую программу чистой воды, а Нижний Куранах вошел в нее частично, правда, не могу разобраться в какой части. Да, нынче поселковые власти в экстренном порядке меняли оборудование на скважинах. И за несколько дней нормализовали систему подачи воды.
Но ведь каждый год по весне она у нас желтая! И почему только тогда мы героически бросаемся на скважины? Где системная работа? Разве того, что 20 лет назад в Куранахе был брюшной тиф недостаточно, чтобы требовать особого внимания к поселку со стороны правительства республики? Просто об этом нужно не говорить — кричать, чтобы планы не растягивались на десятилетия.
БЬЮТ ПО МОРДЕ, А НЕ ПО ПАСПОРТУ
- Александр, кандидатом в главы Нижнего Куранаха вы стали от партии «Справедливая Россия». Глава республики руководит региональным отделением ЕР. Не боитесь, что в случае победы правительство Якутии отыграется на поселке за вашу «неправильную» политическую ориентацию?
- Начнем с того, что я не являюсь членом партии «Справедливая Россия». И вообще никогда не вступал ни в какие партии и не планирую. В эсерах много моих хороших товарищей, и я принял решение баллотироваться от этой партии. Мы идем одной командой вместе с кандидатами в депутаты от «Справедливой России». Один глава, каким бы прекрасным он ни был, ничего сделать не может. Нужна команда единомышленников, и она у нас есть.
- Давно команду-то собрали?
- Давно, успели сработаться. Вместе с депутатом Ил Тумэна от «Справедливой России» Игорем Григорьевым не дали закрыть отделение «Почты России» в с. Якокит. Песок в их детский сад завезли. Вместе провели турнир по самбо памяти ветерана войны в Афганистане Дмитрия Войлочникова. Оказываем помощь в проведении ежегодного турнира по боям без правил ММА. Во всех детских садах Нижнего, Верхнего Куранаха и Якокита устроили новогоднюю «Елку добра», на ней каждому ребенку сладкий подарок вручили.
В пандемию привозили продуктовые наборы инвалидам, малообеспеченным и нуждающимся семьям. Многодетным семьям подарили планшетные компьютеры, чтобы ребята могли дистанционно учиться во время карантина. В День Металлурга организовали поздравление ветеранов «Алданзолото». Может, кто-то скажет, что это ерунда, так соберите свою команду и сделайте лучше! Мы будем только рады, если больше людей включится в эту работу.
Возвращаясь к моему выдвижению от «Справедливой России», скажу: на выборах в Нижнем Куранахе должна быть представлена вся политическая палитра, а не монополия «Единой России». Ну, и скажем честно: пошел бы самовыдвиженцем, меня бы наверняка админресурс партии власти снял с выборов.
В 2015-м в Алданском районе всех самовыдвиженцев порезали, чтобы расчистить дорогу кандидатам от ЕР. Правда, получили обратный результат: в Алдане и Ленинском большинство жителей проголосовали против всех оставшихся ручных кандидатов. Так что идти от «Справедливой России» - это определенная страховка не только моя и моих товарищей, но и всех жителей Нижнего Куранаха на то, чтобы выборы были честными.
В главы иду не как эсер, а как человек, который будет заниматься только хозяйством. Никакой политики — оставим ее другим. У главы поселка на политику просто не должно оставаться времени. И приоритеты я для себя расставил заранее.
- Но формально-то вы идете против «Единой России», которую в Якутии возглавляет глава республики...
- «Единая Россия» состоит из людей, многих из которых я уважаю. Кстати, в 2018 году в Нижнем Куранахе я помогал избирательной кампании Айсена Николаева. Потому что считал, что это был лучший выбор для республики. Лучший выбор — Айсен Николаев, а не партия, которая его выдвинула. Так что будем работать со всеми, кому дорог наш поселок, не взирая на их партбилеты — как у нас говорят, если что, бьют по морде, а не по паспорту.
- Александр, предположим, что 13 сентября жители поселка выберут вас главой. Вы же понимаете, что 14 сентября ничего не изменится. И даже 14 сентября 2021 года вряд ли поселок почувствует ощутимые улучшения. Та же система ЖКХ очень неповоротлива, и всегда будут люди, пытающиеся делать деньги на этой «мутной воде».
- У меня нет волшебной палочки. Я об этом говорю на встречах с жителями. Во-первых, не всё, что требует решения, находится в полномочиях главы поселения. По образованию я юрист и понимаю, что через закон не перепрыгнешь. Значит, нужно ставить вопросы перед вышестоящими инстанциями и вижу ряд решений, который мы можем принять на местном уровне. У нас есть крупные градообразующие компании, с которыми нужно налаживать конструктивные отношения. Они не чужаки, живут и работают здесь. И готовы выделить средства на наиболее важные социальные проекты, если такие им будут предложены.
- Вы так говорите, как будто действующий глава этого не понимает и не делает.
- (вздыхает) Евгений Потапов — безусловно, патриот нашего поселка. Но он уже десять лет работает главой. Я знаю, что такое профессиональное выгорание, видел много примеров на службе. Поэтому в органах всегда хватался за предложения смены места службы и должностей, чтобы глаз не замыливался. Когда человек привыкает, ему становится неинтересно, у него перестают гореть глаза — от этого страдает дело. В случае с главой поселения — тысячи людей. Нужно иметь мужество признаться, прежде всего, самому себе, что стал балластом. Может, не потому, что ты плохой руководитель — просто привык, потерял интерес. Нужно иметь мужество вовремя уйти — ради дела, ради людей, которые тебе поверили.
- К горящим глазам хорошо бы еще бюджет, а он явно не безразмерный.
- Не безразмерный, к сожалению. Но нужно входить в различные республиканские и федеральные программы, получать дополнительные деньги оттуда. А для этого все же должны гореть глаза, чтобы ты хотел что-то изменить. И чтобы ты слышал людей, которые идут к тебе за помощью.
Есть анекдот, может, он не совсем в тему, но все же:
- У вас есть свечи?
- Нет.
- А лампады?
- Нет.
- А иконы?
- Мужчина, это администрация поселка — у нас нет ничего святого.
Я хочу, чтобы это было не про нас.
Источник: ТайгаПост