Неожиданно свалившейся на него мирской известности отец Анатолий совершенно не рад. Выразив свое мнение в частной дискуссии, священник вдруг стал объектом массовой атаки тех, кто называет себя зоозащитниками. За слова и убеждения одни требуют отлучить от церкви, а другие собирают подписи в его защиту.
Отец Анатолий согласился ответить на вопросы ТайгаПост. Нас интересовало, не отступился ли от своих воззрений под давлением настоятель Ленского храма, чем сегодня живет город его служения и кто он такой — отец Анатолий Астафьев?
Отца Анатолия мы застали в Якутске, куда он привез на операцию своего тестя. Любитель кофе, он попросил нас выбрать заведение с хорошим напитком. На встречу пришел в гражданском костюме. «В последнее время к моей скромной персоне большой интерес. Такая конфликтная известность хороша для политика, но у священника другое предназначение, и мне она не нужна. Так что надел пиджак, чтобы не привлекать внимания и спокойно поговорить, не отвлекаясь», - улыбнулся отец Анатолий.
За 15 лет в церкви он пиджак носить не разучился. Чувствуется, что когда-то это была рабочая форма оперативника Астафьева, не растерявшего офицерскую стать. Говорили много и обо всем. Ну а начали, конечно, с той самой собачьей проблемы, на которой настоятель Храма Святителя Иннокентия Московского в Ленске и получил не радующую его известность.
ТайгаПост напоминает, что скандал вокруг имени отца Анатолия разразился после его аудиосообщения в закрытой WhatsApp-группе зоозащитной организации «Уши, лапы и хвосты», где священник призывал людей одуматься и ради бродячих собак не ставить под угрозу жизнь людей. Повод для дискуссии был печальный: 20 января в центре Ленска стая собак напала на ребенка. Медики по-прежнему стараются вернуть ему здоровье.
Мы спросили у отца Анатолия, не сожалеет ли он о том, что был достаточно резок в тех своих словах, пусть даже сказанных, как ему казалось, в частной беседе конкретным людям.
Отец Анатолий:
- В моих словах вы увидели резкость? Я знаю семью пострадавшего ребенка, провожал этого мальчика с родителями на санрейс в Якутск. Видел его изуродованное лицо, оскальпированную голову. Сегодня в Якутске ему сделали очередную операцию, пытаясь спасти зрение. Я не призываю к мщению, лишь повторю: все собаки Ленского района не стоят мизинца любого ребенка.
Признаюсь, я тогда даже не предполагал, насколько был прав в оценке этой ситуации. Меня невольно затащили в проблему, и я вынужден был ее изучить. Недавно узнал шокирующую новость: так называемые зоозащитники в Ленске просто надевают на бездомных псов ошейники и выпускают, чтобы они казались домашними. Разве от этого они перестанут быть агрессивными?
У нас в Ленске, когда мальчика чуть не загрызли собаки, нашлись те, кто писал, что он сам виноват, что родители виноваты - со школы не провожают. Конечно, людей это взорвало: у нас город собак или город людей? Моя дочь ходит в школу с куском колбасы, чтобы бросить собакам, если они на нее нападут. Разве этого мы хотим для наших детей?
И как я, взрослый мужчина, должен реагировать, когда не могу защитить свою семью? А в Ленске на волне этой псевдозоозащитной истерии развелось столько собак, сколько я не видел ни в одном городе, в том числе и Якутске, где вырос и работал. Своры в каждом дворе, и они очень агрессивные (см. видео).
На фото: центр Ленска возле детской библиотеки
- В Якутии живет четвертое поколение Астафьевых. Для меня это родная республика. И я никогда не пойму тех комментаторов, кто предлагает сбросить атомную бомбу на Якутск, где, по их словам, ущемляются права собак. И не приемлю, когда такие псевдозоозащитники пытаются разыгрывать национальную карту.
В первые дни мне звонили какие-то люди с угрозами: «Живодер! Детей твоих отравим!». А как-то позвонил мужчина, представившийся ветераном организации спецназовцев и зоозащитником из Москвы. Пообщались спокойно. Он вдруг спрашивает: «А правда, что у вас на улице якуты русских режут?». «Откуда это взяли?», - спрашиваю. От него узнал, что он плотно общается с нашими зоозащитниками. Целую республику пытаются представить краем преступников и живодеров, хотя сами о животных знают только по телевизору.
- Никто не спорит, что бездомное животное — это большая проблема, разница лишь в подходах к ее решению. Что предлагаете вы: убивать бродячих собак, чтобы защитить людей?
- Предлагаю спасать людей. Обратил внимание, что эти псевдозоозащитники четко вырабатывают свою терминологию. Они не говорят «бродячие собаки» - «безнадзорные животные», что, согласитесь, формирует к ним определенное отношение. На самом деле, нет другого выхода кроме безвозвратного отлова собак — 100 процентов.
- Вы тоже терминологией играете — «безвозвратный отлов»...
- Сознательно об этом говорю, пользуясь «оружием» оппонентов. Понимаю женщин, когда они выступают на эмоциях: бедные собачки, бедные кошечки... Я предлагал девочкам из «Уши, лапы и хвосты» встретиться и обсудить, а они взяли мои слова из частной дискуссии расшифровали, снабдили непонятными фото убийств собак и разослали по СМИ, приписав мне слова, которые я не говорил.
У нас маленький город, все друг друга знаем. И признаюсь, было неприятно, что таким образом действуют мои земляки. Там есть адекватные девочки, но их просто забили, не дают слова сказать. И так ведь действуют не только в Ленске. В Якутске на женщину, занимающуюся разведением лаек (а это, естественно, притравка, дрессировка) организовали подачу 340 (!) жалоб. Сразу ей стали звонить со всей страны, пошли угрозы, оскорбления.
- Вы говорите «псевдозоозащитники». А кто, по-вашему, настоящие зоозащитники?
- Те, кто живет в гармонии с природой, а не те, кто зависает в Интернете. Мужчина 20 километров по тайге несет на себе повредившую лапу собаку — разве он не зоозащитник? Моя сестра, взявшая на улице двух щенят и котенка — зоозащитница. Я - зоозащитник: у меня дома три собаки (одна с улицы), кошка, черепаха, рыбки.
Как-то возвращаясь из экспедиции, мы не дождались вертолета и вынуждены были сплавляться. У нас был какой-то запас рыбы, которая, естественно, пропала. Рыбак, сопровождавший нас, очень переживал, что зря перевели рыбу. Настоящий сибиряк, якутянин всегда возьмет от природы ровно столько, сколько надо для пропитания — не больше.
А вся эта истерия псевдозоозащитников не имеет ничего общего с реальной жизнью. Хотят они запретить охоту, любительскую рыбалку, потому что это негуманно? Хорошо, говорю. А что вы скажете, когда парень из села, который во многом живет за счет охоты, придет к вам в город и скажет: каждый год многие миллиарды бюджет расходует на подогрев воды в ваших кранах, зачем это нужно, тоже грейте воду тазиками на костре!
Если так называемые зоозащитники лезут со своими правилами в чужой многовековой уклад жизни, тогда пусть тоже чем-то жертвуют - своим комфортом, например. И почему они всегда говорят о собаках и забывают, что бродячие собаки разрывают кошек, убивают тех же мелких собак. Разве они не животные?
Нам говорят, что собаки — санитары города, что они нас от крыс защищают. Я как человек, живущий в частном доме, твердо заявляю: от крыс нас защищают кошки. На нашей вечной мерзлоте крысы на улицах не живут, селятся в домах, подвалах. А там их только кошки достать могут. Так давайте спасать кошек от собак! Почему об этом не говорят?
Углубившись в тему, был шокирован, узнав, что так называемые зоозащитники планируют запретить использование ездовых собак, дрессировку, собак-поводырей для слепых — это что за мракобесие? Почему здоровое общество молчит?
Псевдозоозащитники идут на откровенный обман, лоббируя принятие подобных законов. Сейчас они пишут, что в Нижнем Новгороде все прекрасно, всех собак простерилизовали. Но упорно молчат, что в 2018 году они клеймили власти живодерами, когда те уничтожали бродячих собак в Нижнем Новгороде, Москве, Питере, других городах, где готовились к Чемпионату мира по футболу. А теперь Нижний Новгород, где сначала зачистили животных, а потом оставшихся начали стерилизовать, у них стал образцом для подражания.
Да и стерилизация, в принципе, ничего не дает. От этого отказались почти все развитые страны. Ученые всего мира пишут, что эта мера неэффективная, что простерилизованные суки становятся еще более агрессивными, и агрессия их в первую очередь выплескивается на детей.
Да, в той же Германии действует программа ответственного отношения к бездомным животным. Но псевдозоозащитники умалчивают, что сначала там просто уничтожили всех бродячих собак: отловили, сутки никто из хозяев не проявился - усыпили. Потом переписали всех домашних собак, чипировали. И у каждого пса на улице теперь есть паспорт, по которому можно найти хозяина, вернуть собаку или взыскать средства за ее содержание в приюте.
Другие ученые, правда, утверждают, что стерилизация может быть эффективной, если одновременно провести ее в отношении 70-80% бездомных сук. Но это не наша тема: по некоторым оценкам, в Ленске 2 тысячи бездомных собак, а в прошлом году стерилизовали только 42 суки...
Почему массажисты, менеджеры агрессивно продвигают свою точку зрения, не обращая внимания на выводы ученых? Ты можешь иметь восемь образований, отправлять им научные статьи, приводить аргументы, но они на все это плюнут и дальше будут писать свои гадости. Это же ненормально! У меня тоже дети растут — трое. Я не хочу, чтобы они жили в стране, где тон задают неадекватные люди. Нам сознательно подают только одну часть правды. В каких целях это делается, можно только гадать. Не исключаю, коммерческие.
С введением нового российского закона «Об ответственном отношении к животным» в этом сегменте появляются большие деньги — миллиарды в течение ближайших лет даже в масштабах одной Якутии. Что мы получаем в итоге: на содержание одной собаки выделяется 12,5 тыс рублей в месяц, а пособие для мам — 4,5 тысячи...
КТО ОН — ОТЕЦ АНАТОЛИЙ?
Свою историю в Якутске род Астафьевых ведет с начала 30-х годов прошлого века. Семья Иннокентия Михайловича Астафьева - деда нынешнего настоятеля — жила в Красноярском крае в деревне с киргизско-русским названием Кызыл-Попович. Когда началась коллективизация, крепкие крестьяне распродали, что успели, остальное бросили и побежали на восток от очередной волны большевистского террора. Так Астафьевы оказались в Якутске.
Судя по всему, на новом месте жительства им удалось скрыть свое неправильное для СССР социальное происхождение. В 1941 году, когда Иннокентия Михайловича призвали в армию, по здоровью он не прошел на фронт, - его оставили в Якутске охранять порядок в рядах народной милиции. В органах бывший сельский середняк Астафьев прослужил 25 лет. Не имея образования, на пенсию вышел лишь старшиной. Через полвека его внук Анатолий тоже оказался в рядах милиции, но его служебная карьера была более успешной. На пенсию 35-летний Анатолий Астафьев вышел в звании подполковника.
Отец АНАТОЛИЙ:
- Меня всегда привлекала история. Уже в 5-6 классах я читал учебники за 10-й, так что куда пойти учиться, особо не раздумывал. Школу в Якутске окончил в 1987-м и получил место по республиканской квоте на философском факультете МГУ. Но семья у нас была простая, и так случилось, что мою комсомольскую путевку передали парню из более влиятельной семьи. На следующий год испытал судьбу на экзаменах на истфак Томского университета — провалился на сочинении, чему был удивлен и очень расстроен. И в 1989-м поступил на историческое отделение ЯГУ, о чем позже ни разу не пожалел.
У нас была очень интересная студенческая жизнь, хороший курс, со многими по-прежнему поддерживаем отношения. После окончания университета (в 1994 году) думал остаться в аспирантуре. Но в то смутное время, что называется, нужно было выживать. У меня уже была семья, а на зарплату аспиранта ее не прокормишь. Пошел служить в милицию. Работал в налоговой полиции, Госнаркоконтроле и в 2005-м уволился со службы в звании подполковника.
ОТ СЛУЖБЫ К СЛУЖЕНИЮ
Однажды, уже придя в церковь, я наткнулся на сборник «Атеистических чтений». В советские годы были такие издания с хорошей полиграфией. Мне стало интересно, что в 15 лет меня могло в них заинтересовать, почему я ими зачитывался? Листая журналы, обратил внимание на опубликованные выдержки из Евангелия. Думаю, именно они когда-то заставили меня задуматься о православии, даже если я этого тогда и не понимал. Вот так пропагандисты атеизма невольно занимались миссионерской деятельностью (смеется).
- Отец Анатолий, как вы пришли в церковь?
- Моя семья была далека от церкви. Единственное, помню, что на Пасху мама пекла куличи и красила яйца. Я, как и положено, был комсомольцем с достаточно твердыми убеждениями. О религии знал лишь со страниц атеистической литературы. Да соседка тетя Феня была, которая ходила в храм. Она периодически заходила к нам, дарила иконочки, крестики. Ее все чурались. Тетя Феня ходила в платочке. И было впечатление, что она какая-то загадочная, мрачная, как все, кто ходит в церковь - таково было наше советское воспитание, основанное на разного рода страшилках про религию.
В 90-е годы в Якутске было много миссионеров из так называемых нетрадиционных учений. Они не прошли и мимо меня. Несколько раз заходил на собрания евангелистов. Но чувствовал, что это не моё. Первое печатное Евангелие, кстати, получил из рук немецкого протестантского проповедника.
Как-то с женой нашли записки, которыми обменивались, когда она в 1993-м была в роддоме с первенцем. Я ей писал, что всю ночь за нее молился. О чем я мог тогда молиться, будучи совершенно светским человеком, понятия не имею. Но, видимо, что-то такое во мне всегда присутствовало. Не было события, до которого я был неверующим, а потом стал верующим. Вера, как растение, постепенно произрастала в моей душе. Сам я покрестился лишь в 29 лет, когда знакомые предложили стать крестным их ребенка.
Почему-то принято считать, что к вере люди приходят, когда им тяжело — это далеко неправда. У меня была хорошая карьера в милиции, но все бросил на взлете. Когда еще носил погоны, стал сбегать с работы и ходить в Никольский храм. Во время церковных служб старался прятаться за колоннами, чтобы кто-нибудь из знакомых случайно не увидел.
Меня тянуло в храм. Но как человек, привыкший проверять себя, решил выяснить, не блажь ли это. В зиму 2004-2005 годов взял отпуск и поехал в монастырь. Две недели прожил в Троицко-Сергиевой Лавре и больше месяца в Оптиной пустыни. Духовником тогда Оптиной пустыни был старец Илий (Ноздрин — прим.ред.), сейчас он личный духовник Патриарха. Когда распределяли на работы, сказал, что работаю в милиции, и меня поставили в охрану.
Мне очень повезло. К отцу Илию люди ехали со всего мира. А я по послушанию периодически провожал старца до дома. Очень боялся спросить его, что мне дальше делать. Но однажды перед отъездом подошел к отцу Илию и заговорил. Он меня внимательно выслушал, перекрестил и сказал: «Иди служи».
По возвращению в Якутск сразу написал рапорт об увольнении. Мне должны были присвоить звание подполковника, но я не стал этого ждать. Впрочем, пока оформлял увольнение, все же пришел приказ о присвоении мне очередного звания.
Когда увольнялся из милиции, знакомым говорил, что перехожу в службу безопасности банка — нормальная карьера для оперативника со стажем. Не то, чтобы я стеснялся признаться в том, что иду в церковь, просто не хотел делиться глубоко личным. Но потом, став алтарником, меня начали замечать во время служб около Владыки Зосимы. Знакомые спрашивали, что я там делаю. Отвечал, что должность у меня невеликая: свечи подать и т.д. Реакция была хорошей.
Тогда к православию в обществе был большой интерес, в храмах священников не хватало. И в 2006 году меня Владыка Зосима рукоположил в сан священника. За плечами уже имел историческое и юридическое образование, но на получение духовного Владыка меня почему-то долго не благословлял. Перед своей смертью все же благословил, и я заочно окончил Московскую духовную семинарию.
ИСПЫТАНИЕ ДУХА
- В церкви как у военных: идешь служить куда пошлют. Жена говорила: «Только бы не в Тикси, я с тобой туда не поеду». Она была в командировке в Тикси в пургу, ходила, держась за протянутые веревки. И была впечатлена всем этим. Меня сначала хотели послать служить в Хандыгу, но потом отправили в Ленский храм.
- А если бы все-таки в Тикси? Поехали бы без семьи?
- Конечно, и жена ко мне бы приехала. Куда бы она без меня делась? (смеется)
На фото: Храм Святителя Иннокентия Московского в Ленске
В 2006 году вскоре после рукоположения в сан я оказался в Ленске. Сам еще толком был нецерковный человек, а на меня свалилась забота о других людях. В Пеледуе служил отец Андрей, но он был такой же новообращенный, как и я. Два взрослых мужика, которые не выросли в церкви, пришли в нее недавно, а нам людей нужно было воцерковлять.
На религиозном подъеме в те годы в церковь приходило много людей за помощью, советом. И нужно было дать совет, который бы обязательно помог. Много читал, что делали и говорили великие старцы, из их духовной жизни брал примеры для ответа. Очень жаль, что у меня не было духовника. В Якутии вообще не было старых священников, поэтому приходилось идти путем проб и ошибок. Где-то наступал на грабли, било по голове прилично. По-разному бывало, да и сейчас бывает.
ОКАЯННЫЕ ДНИ
- Мои слова, которые из зоозащитной группы вдруг попали в Интернет, касались более широкой проблематики, вообще в целом ситуации в обществе. Это же ненормально, когда лишенные здравого смысла люди задают тон и создают атмосферу в обществе.
Мой любимый писатель Иван Бунин в «Окаянных днях» сделал интересное наблюдение: в 1917-1918 годах на митингах происходило массовое поедание семечек. Он пишет, что на больших митингах как будто огромное облако саранчи летело — такой шелест стоял. А потом, когда толпа начинала двигаться, шелест шел от ее ног по шелухе. Бунин определил, что такое поведение от нервозности в людях, от их вдруг проявившейся нездоровости.
Сейчас другое время и другие формы неврозов, выливающиеся в Интернет. Если еще два-три года назад люди обменивались мнениями, спорили, то сейчас, обратите внимание, почти все это задавили. Люди под какими-то никами поливают всех грязью, пишут гадости. Нормальный человек всегда попытается уйти от такой ситуации, нормальные люди отходят в стороночку. А остаются те, кто не приемлет никакие аргументы, создается впечатление, что они и есть общество.
Я был бы рад, если приняли закон о регистрации в Интернете, как при покупке сим-карты. Если бы все были привязаны к своим аккаунтам и никам, люди бы больше отвечали за свои слова. А безнаказанность стимулирует на новые гадости.
Несколько лет назад в Ленске была жуткая история с точки зрения человеческих взаимоотношений. Один товарищ создал группу, куда стали сбрасывать фотографии девушек и оскорблять их, обвинять в беспорядочных связях. Это был один из самых востребованных ресурсов в Ленске! Сколько девушек невинно пострадало от таких хамов, которые анонимно их оскорбляли! Одна девчонка чуть в петлю не залезла... И этот парень сейчас живет в Ленске, ему ничего за это не было.
- Почему, на ваш взгляд, агрессивное меньшинство берет верх в том же Интернете?
- Люди их боятся и не хотят связываться. В семье известного певца Юрия Лозы произошла трагедия: собаки разорвали 19-летнего мужа его племянницы. Он написал вполне понятный пост, на мой взгляд, достаточно взвешенный. Так на Лозу обрушился такой шквал негативных комментариев, что он вынужден был чуть ли не извиняться, с собачками фотографироваться. Похожая история была с телеведущей Еленой Малышевой, другими известными людьми. Я не хочу фотографироваться с собачками, чтобы кому-то понравиться. Я хочу, чтобы дети спокойно ходили по улицам.
Главы Ленского района, города, председатель Общественного Совета, многие другие говорят, что у нас нет иного пути, кроме как кардинально решать проблему бродячих собак. Если этого не сделать, ленский мальчик, которому сегодня сделали очередную операцию, совершенно точно не будет последним в этом кровавом списке.
Продолжение следует
Источник: ТайгаПост
Фото из соцсетей
ХУиЛ против собак. Ленчане предлагают новые способы борьбы с бродячими стаями
В Якутии зоозащитники готовы заказать ловца бездомных собак