Идем на красный! "Сделано в Якутии" отмечает первую годовщину

Рубрика: Акценты
Идем на красный! "Сделано в Якутии" отмечает первую годовщину

В отличие от местной водки кобяйский карась и индигирский чир пока не доплыли до главного товарного бренда республики. Но за год существования марка «Сделано в Якутии» показала, что она может быть интересна. Несколько десятков товаропроизводителей уже забрендировали свою продукцию, многие другие пока присматриваются к проекту. Оказалось, нам есть, что показать. И для самых умелых и добросовестных производителей Торгово-промышленная палата РС (Я) разработала знаки отличия. Причем «красного» не надо бояться, а к нему надо стремиться.

Ирина КОБА, руководитель органа сертификации АНО «Союз экспертиза» при Торгово-промышленной палате РС (Я):

- Если раньше у правительства стояла задача просто обеспечить потребителей продукцией, то сейчас нужно дать населению качественную продукцию. И, в первую очередь, эту нишу должны занять местные товаропроизводители. Одним из рычагов решения проблемы качества, весьма результативно используемом в мире, является система добровольной сертификации.

Сегодня наша республика имеет свою систему добровольной сертификации «Сделано в Якутии». Ее старт был дан 1 июня 2017 года, тогда это были лишь Якутский хлебокомбинат и торговые сети «Алмаз» и «Айгуль». Тогда же, в июне 2017-го, глава республики дал поручение разработать систему, над чем и стала работать Торгово-промышленная палата РС (Я).

Лично моя задача была разработать единые правила сертификации «Сделано в Якутии», защитить их и зарегистрировать в реестре Росстандарта. Сложность состояла в том, что система должна быть универсальной, способной объединить всех добросовестных товаропроизводителей - от изготовителей якутских ножей, пекарей до ювелиров, разработчиков недр и т.д. Добровольная сертификация не заменяет обязательную, а лишь является дополнительной гарантией качества. Но, если производитель отходит от требований бренда, сертификат у него отзывается.

Эффективность данного проекта подтверждается увеличением объемов производства местной продукции по сравнению с тем, что было до его введения. Сегодня наши сертификаты качества получили уже больше 35 товаров, наибольшее количество из них - от сельхозпроизводителей. Помимо сетей «Айгуль», «Алмаз» и «Якутского хлебокомбината» к реализации продукции «Сделано в Якутии» уже подключились ряд индивидуальных предпринимателей и представителей малого бизнеса, чьи павильоны на колесах сегодня можно встретить в разных частях Якутска. Они также выделяют отдельные полки для брендированных товаров. Планирует войти в систему и «Мясной двор». Думаю, что очень скоро все предприятия захотят работать под маркой «Сделано в Якутии». Но это не значит, что все их товары пройдут сертификацию.

- По замыслу бренд «Сделано в Якутии» может объединять и поставщиков услуг. Сферу обслуживания у нас часто критикуют. Есть ли в ней какой-то товар, который отвечает стандартам качества бренда?

- За сертификацией услуг пока никто не обращался. Лидерами, как мы уже говорили, у нас являются сельхозпроизводители. Однако уже сертифицированы отдельные изделия из пластика, туалетная бумага, детские площадки, мебель для концертных и спортивных комплексов. 26 мая знак «Сделано в Якутии» на якутские ножи получит индивидуальный предприниматель Данилов. Также документы у нас запросил «Сахабулт». Но какой свой товар они хотят сертифицировать, мы пока не знаем.

- Ирина, а можно ли брендировать, к примеру, синскую картошку или кобяйского карася?

- Конечно, можно. Знак «Сделано в Якутии» дается как на товары, услуги, так и на сырье.

- Сколько стоит получить сертификат на продукцию? На сколько она после этого может подорожать?

- Безусловно, сертификация товаров требует определенных затрат. Но насколько они могут подорожать и подорожают ли вообще, сказать трудно. Изначально работу экспертов мы оценивали в 10 тысяч рублей. Но мы понимаем, что эта сумма может быть неподъемной для малого и даже среднего бизнеса. Ведь сертифицировать нужно не всю продукцию производителя, а каждый конкретный товар. Поэтому мы установили плату за брендирование в размере 5 тысяч рублей на три года. Сертификат качества со сроком действия два года стоит 4 тысячи, и на год – 3 тысячи рублей.

- Производитель сам решает, на какой срок получать ему сертификат?

- Конечно, он сам может сделать заявку на любой срок. Но если хочет получить сертификат на три года, то должен подать весь пакет необходимых документов и выполнить все корректирующие мероприятия. Если у него чего-то не хватает, а маркировать продукцию хочет, то может заявиться на меньший срок до получения недостающих согласований. С другой стороны, экспертная группа тоже смотрит: если к производителю остаются какие-то вопросы, то на три года он сертификат не получит.

Сертификаты «Сделано в Якутии» делятся также по цвету: синий, зеленый и красный. Синий сертификат предполагает, что продукция соответствует определенным ГОСТам и техусловиям, контролю подлежат исходное сырье, технологический процесс, маркировка, упаковка. Зеленый цвет добавляет к этим требованиям использование сырья местного происхождения. Красный сертификат – самый почетный. Он означает, что плюс к предыдущим требованиям производитель имеет сертифицированную внутреннюю систему контроля качества.

- Что на практике дает производителям обладание маркой «Сделано в Якутии»?

- Прежде всего, повышает конкурентоспособность его товара. Сейчас работаем над тем, чтобы такие производители получали и господдержку. Этим занимается Мининвестразвития республики. В частности, планируется возмещать стоимость сертификации. Кроме того, в будущем у них возможно появятся дополнительные преференции, к примеру, при заключении госконтрактов. Будем разговаривать с антимонопольной службой, убеждать. Если товар качественный и произведен у нас, то, считаю, ему в первую очередь должна даваться «зеленая улица» перед другими, в том числе завезенными в республику. Это наши налоги, рабочие места и т.д. К тому же, нам, живущим в северных условиях, без сомнения полезнее местная продукция, к которой организм привык. Из-за того, что у нас долгая зима, мы немного другие, чем в центральной России. И мы должны есть свою жеребятину, своих карасей…

У нас много особенностей. К примеру, хорошая марка «Сделано на Дону» объединяет, в основном, городских производителей. Аналогично «Сделано в Воронеже» – там только Воронеж. Мы же не можем ограничиваться только городами. Просто считаем в корне неверным лишать права брендировать свою продукцию производителей из Чурапчи, Вилюйска…

Обладателям красного сертификата будет проще выходить на другие рынки – это гарантия самого высокого качества продукции. У нас таких предприятий немного. Одно из них – ФАПК «Якутия». Было много споров о том, можно ли на фоне антиалкогольной кампании сертифицировать продукцию винзавода. Но ведь это не значит, что мы заставляем кого-то пить. Если ФАПК «Якутия» не хлеб печет, а выпускает водку, разве она не может делать это на высоком уровне? Продукция ФАПК идет на экспорт, и мы, считаю, не можем их ограничивать в признании.

- Ирина, бренд «Сделано в Якутии» зарегистрирован на Торгово-промышленную палату РС (Я). Но ведь по замыслу это должно быть достоянием республики…

- ТПП РС (Я) просто занимается развитием системы. Да, бренд зарегистрирован на Палату, но он в любое время может быть передан и будет передан в собственность республики. За год марка стала узнаваемой и востребованной. Это значит выбрано верное направление. Наша задача держать взятую планку качества, для чего и созданы высококвалифицированные экспертные группы. «Сделано в Якутии» - это гордость не только обладателей марки, но и всей республики.

Источник: Сергей СУМЧЕНКО, Якутск Вечерний