Вы здесь

Зверская неблагодарность. Отогревшийся у костра олень ушел, не оборачиваясь

15 мая 2019 в 14:01Рубрика: Жизнь +

Никогда еще дикому оленю не приходилось греться у костра. Чередуя массаж с растиранием и попытками поставить животное на ноги, алданские спасатели и местные жители сумели вернуть к жизни выбившегося из сил северного оленя. Получив укол от пневмонии, он, пошатываясь, направился в лес. Постепенно набирая скорость, олень не обернулся, чтобы посмотреть, как машут ему вслед люди.

Утро 5 мая едва не стало последним для северного оленя четырех-восьми лет от роду. Пытаясь переправиться через начавшийся таять Алдан, самка провалилась в полынью. Смерть была неминуема, если бы не жители домов, находившихся в нескольких десятках метров от речной промоины. О происшествии с животным томмотцы немедленно сообщили в МЧС и вместе с профессиональными спасателями бросились на помощь.

Григорий КОЛДАНОВ, начальник отряда федеральной противопожарной службы по Алданскому району:

- Около восьми утра на пульт диспетчерской МЧС поступило сообщение от жителя Томмота о том, что в полынью на реке Алдан провалился олень. Мы выслали наряд на аварийно-спасательном УАЗе. Спасатели были оснащены специальными веревками. По прибытию к месту происшествия наши ребята вместе с местными жителями сели в лодку-казанку, которую спустили с берега и поплыли к оленю.

Вероятнее всего, олень плавал в ледяной воде не меньше полутора часов. Он абсолютно выбился из сил. Когда наши подплыли, на льду лежала только голова оленя, ногами под водой он почти не шевелил. Его привязали веревками за морду, тело и подняли в лодку. Так доплыли до сухого льда и, чтобы не провалиться самим, потащили лодку к берегу.

- Когда оленя затащили в лодку, он не пытался боднуть кого-нибудь рогами, ударить копытом?

- Нет, он уже просто лежал без движения, был полностью без сил.

Максим БАТУЕВ, начальник Алданского поисково-спасательного отряда Службы спасения Якутии:

- Примерно в восемь утра мне позвонил начальник районной пожарной охраны Колданов и попросил принять участие в операции по спасению оленя. Мы немедленно выдвинулись, через несколько минут были на месте. К моменту нашего прибытия пожарные и местные жители уже погрузили оленя в лодку и вытащили ее на сухой лед реки. После этого пожарные отправились по своим делам, а мы с моим братом Михаилом – тоже спасателем – и парой местных жителей на лодке потащили оленя до берега.

- Олень был крупный?

- Когда прибыл ветеринар, он сказал, что это самка четырех-восьми лет, достаточно крупная. В том месте, где животное провалилось, глубина метра три-четыре, так что ему все время приходилось плавать в ледяной воде. Олень был совершенно измотанный. Он дышал, но, честно говоря, мы не верили, что сможет выжить. Даже были предложения пристрелить, чтобы не мучился. Когда мы его вытаскивали из лодки, он вообще не сопротивлялся. Голова моталась, в какую сторону ее не повернешь.

Когда дотащили до берега и уложили на камни, с подветренной стороны, чтобы тепло доносило до оленя, в метрах 

полутора от него разожгли костер длиною метра три-четыре. Постоянно оленя переворачивали разными сторонами к огню. Делали массаж, растирание, чтобы разогнать кровь. Все это время олень дышал, смотрел на нас, но никак не реагировал. Лишь часа через три, когда в очередной раз переворачивали, начал мотать головой, даже рычать.

- Наверное, все-таки хрипеть?

- Именно рычать, даже страшно стало с непривычки. Ветеринарный врач поставил ему укол антибиотика, чтобы не было воспаления легких. Жалко его было. Думали, вызвать грузовик с манипулятором, погрузить оленя и перевезти его в коровник. Для этого нужно было дойти до дороги метров 50. Начали ставить оленя на ноги. На задние становился, а передние не слушались. И все же к этому времени он пришел в себя и начал сопротивляться.

Когда все-таки поставили на ноги, повели к дороге. Он постоянно останавливался, упирался. Может быть, просто отдохнуть хотел. Эти 50 метров до трассы мы полчаса шли. Потом все-таки решили не вести оленя в коровник. Ветеринар выступил против, поскольку зверь дикий, может быть больным и заразить домашних животных. На дороге олень уже получше себя чувствовал, и мы решили отвести его в лес. Отошли подальше от города и стали его прогонять. Он потихоньку пошел-пошел и скрылся в тайге.

- Не оглядывался, чтобы по своему звериному поблагодарить хотя бы?

- Нет. Он сначала, пошатываясь, ходил кругами, а потом направился в лес, постепенно ускоряясь. В конце мы увидели, что он бежит как олень. Помахали ему вслед.

Спасательная операция дикого оленя проходила практически в городской черте Томмота. По словам местных жителей, здесь пролегает любимая тропа копытных, по которой они переправляются через Алдан. Но прежде подобных происшествий здесь не отмечали. Спасатели не скрывают, что очень довольны результатом своих трудов. И говорят, что прежде им приходилось выручать только собак и кошек. Кому первому пришла в голову мысль отогревать оленя у костра, они не помнят. Нужно отдать должное находчивости томмотцев. Наверняка они бы замерзшего зверя и в баню потащили, если бы только рога в дверь прошли.

Источник: Сергей СУМЧЕНКО, Якутск Вечерний

Опрос недели

Довольны ли вы мерами правительства РФ по сдерживанию продуктовых цен?