Принято считать, что интересы местных жителей и недропользователей кардинально расходятся. Нерюнгринская Иенгра не раз была объектом журналистских расследований ТайгаПост, когда золотодобытчики оставляли ее без оленьих пастбищ и элементарно питьевой воды. В каждом таком случае нужно разбираться, ведь у каждой из сторон своя правда. Оказавшись в Олекминском районе, мы попытались понять, как дело обстоит здесь. На территории работает крупнейшая золотодобывающая компания, и действуют несколько кочевых родовых общин.
«Мы же все понимаем, что развитие промышленности неминуемо наносит вред территориям традиционного природопользования. И наша совместная задача – его минимизировать», - так глава Тянского национального наслега Алексей НИКОЛАЕВ ответил на вопрос журналистов ТайгаПост о соседстве с крупнейшей золотодобывающей компанией Nordgold.
На фото: Алексей Николаев
Экономически Тянский наслег от этого выигрывает: он стал редким в Якутии бездотационным селом. На территории наслега действуют три родовых общины, из которых интересы Тянской непосредственно пересекаются с золотодобытчиками. Алексей НИКОЛАЕВ затруднился дать однозначную оценку: хорошо наслегу от такого золотого соседа или нет. «Здесь нужно смотреть точечно», - уклончиво ответил глава.
Компания Nordgold зародилась в 2007 году, как «дочка» «Северстали», а в 2012-м отделилась от нее и отправилась в самостоятельное плавание. Специализируется на золотодобыче, разрабатывая месторождения в России, Казахстане и Африке. Крупнейший российский актив Nordgold построили в 2018 году на юго-западе Якутии. Рудник Гросс наряду с соседним рудником Таборный и перспективным проектом развития Токко должен образовать один из самых мощных золотодобывающих кластеров в стране. И компания с мировым именем ищет те самые точки соприкосновения с местным сообществом.
На фото: кластер "Гросс"
Так, 8 миллионов рублей в год по соглашению о социально-экономическом сотрудничестве с «Нордголдом» получает Тянский национальный наслег, где растет промышленный кластер Гросс. Непосредственно община Тяня – еще 3,5 миллиона рублей в год. Не забывают и Олекминский район. Как рассказал ТайгаПост глава Николай ХАРБИН, за последние пять лет благотворительная помощь району выросла с 3,2 млн до нынешних 8 млн рублей в год. И это не считая разовых траншей в сотни тысяч и миллионы рублей на борьбу с пандемией, лесными пожарами, последствиями наводнения или приобретения оборудования для социальных объектов.
Глава национального наслега Алексей НИКОЛАЕВ рассказал о конкретных проектах. Так, золотодобытчики профинансировали приобретение 50 поликарбонатных теплиц для сельских льготников. На деньги «Нордголда» сейчас проектируют, а потом планируют построить в Тяне и четырехквартирный дом для молодых специалистов.
И это лишь вершина айсберга. С 2021 года «Нордголд» вложил в социальное развитие Олекминского района свыше 240 миллионов рублей, из них 170 млн на прокладку высокоскоростного Интернета к отдаленным селам Тяня и Бясь-Кюель. Пока туда тянут оптоволокно, в рамках проекта местные школы бесплатно подключили к спутниковой сети.
Интернет в тянской школе очень ждут - в том числе для возрождения эвенкийского языка. При сельской школе уже несколько лет действует языковой лагерь, где ребята разных возрастов изучают традиционные эвенкийские танцы, песни, ремесла и сам бытовой эвенкийский язык. А в рамках новой программы, которую на средства «Нордголда» в этом году запускает Ассоциация эвенков РС(Я), местные педагоги и носители языка получат доплаты за работу с детьми по методике «родового гнезда». Она хорошо зарекомендовала себя при возрождении языков маори в Новой Зеландии и саамов в Финляндии. Проект в Тяне, для которого методику адаптировали ученые якутского Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, стал первым примером ее применения в республике.
«У нас есть три больших программы с Nordgold, в рамках которых мы движемся, в частности по возрождению оленеводства. Но предстоит сделать еще немало», - заявил Алексей НИКОЛАЕВ. И поделился сокровенным: «Считаю, что с таким крупным «Нордголдом» мы не должны допустить на территорию наслега мелкие золотодобывающие предприятия, за которыми сложно будет уследить. У нас много выявленных запасов, в том числе золота. И вместе с «Нордголдом» мы должны сохранить традиционные виды хозяйствования, нашу природу для будущих поколений».
У жителей Тяни теперь есть еще один серьезный повод для радости: в селе построят новую школу-сад на 60 и 20 мест соответственно. Компания Nordgold готова вложить в проект 450 млн рублей. По словам главы, нынче 11 класс в Тяне окончила единственная выпускница, и пришли трое первоклассников. Многие из ребят учатся в нерюнгринской школе-интернате «Арктика» и Международной Арктической школе Якутска.
Есть надежда, что с появлением высокоскоростного Интернета и современной школы ребят в селе станет больше. Сегодня в Тяне около 400 жителей, и численность населения практически заморозилась. В этом году в наслег приехали два молодых учителя. Теперь здесь ждут медицинских работников, которых вовсе не осталось в селе. Если врач согласится сюда приехать по программе «Земский доктор», Nordgold заплатит ему дополнительно 1 миллион рублей, и 500 тысяч сверх федерального гранта получит фельдшер.
Эти отношения выстраивались непросто и простыми их по-прежнему не назовешь. «Нордголд» и Тяня были в Якутии пионерами заключения соглашения о социально-экономическом развитии. Площадь национального наслега – свыше 22,1 тысяч квадратных километров. А территория кластера Гросс со всеми перспективными полями – 65 кв. км (около 0,34%). И все же такое соседство не может пройти бесследно. Вот и ищут обе стороны те самые точки соприкосновения, чтобы соблюсти интересы всех.
На фото: Андрей Варламов
Как сказал руководитель представительства Nordgold в Якутии Андрей Варламов, компания стремится к тому, чтобы село Тяня стало образцом выигрышного для всех сторон взаимодействия недропользователя с местными жителями.
Глава Тянского наслега Алексей НИКОЛАЕВ, в общем, тоже настроен миролюбиво. Утверждает, что контакт с недропользователем есть. На прощание журналисты ТайгаПост спросили: «Алексей Максимович, а главы других олекминских поселений вам завидуют? Говорят: тебе хорошо, у тебя Nordgold на территории?». «Давайте, не буду отвечать на этот вопрос»…
Источник: ТайгаПост
Фото: ТайгаПост, пресс-службы Nordgold