Вы здесь

За что задержали якутянина в Швейцарии. Подробности

17 апреля 2019 в 11:57Рубрика: Акценты

Уже четвертый месяц коротает дни в швейцарской тюрьме бывший житель Нерюнгри Алексей Попов. Успешный предприниматель впоследствии перебрался в Москву, где выступил соучредителем ООО «Унипур». А в 2015-м вернулся в Нерюнгри, чтобы выиграть подряд на строительство двух девятиэтажных домов. Согласно заключенным контрактам, получил аванс в 160 млн рублей и начал разворачиваться на объекте. Бойкая деятельность застройщика закончилась через несколько месяцев, и он с деньгами скрылся за границей.

В Якутии его объявили сначала в федеральный, а потом и в международный розыск. Под стражу взяли 30 декабря прошлого года в Швейцарии, где Попов приобрел недвижимость. Примечательно, что время отсидки за границей ему не будет включено в срок заключения в Российской Федерации, если суд признает его виновным в особо крупном мошенничестве. Попов продолжает цепляться за заграницу, подключив московских адвокатов. Однако, их деятельность оказалась не очень успешной. И следователи ждут, что в ближайшее время смогут лично пообщаться с беглецом на его родине.

2015 год стал переломным для Нерюнгринского района. Миллиарды федеральных денег потекли сюда для переселения жильцов аварийных квартир. В Нерюнгри разбили целый микрорайон Сосновый, в проекте которого должно было появиться около десятка многоэтажек. В сентябре 2015-го две из них обязался построить «Унипур» Алексея Попова, срок сдачи объектов был намечен на 21 декабря 2016 года. Администрация города, согласно контракту, пообещала выкупить у него все квартиры под переселение, выдав аванс почти в 160 млн. На чем споткнулся застройщик, пока неясно.

Согласно данным профильных интернет-порталов, компания «Унипур» с уставным капиталом 12,5 тысяч рублей была зарегистрирована в феврале 2008 года по адресу г. Москва, ул. Серпуховская Б., д. 44, офис 19. По этому же адресу зарегистрированы еще 298 компаний. Это, впрочем, обычная практика, когда один офис по документам набивают огромным количеством предприятий. Основным видом деятельности ООО «Унипур» были транспортные перевозки, а главным заказчиком выступало ОАО «Алмазы Анабара».

В строительной отрасли Попов при этом явно не преуспел: в активе лишь строительство канализационных сетей в поселке Агрогородок на 2 тыс жителей и двухэтажного магазина в Подмосковье. Тем не менее, 22 сентября 2015 года «Унипур» получает контракт на возведение в Нерюнгри двух девятиэтажных домов на общую сумму 530,5 млн рублей. 3 ноября компания вносит банковскую гарантию в сумме 160 млн рублей в московский АО «Банк город». А 6 ноября администрация Нерюнгри заключает контракт с победителем аукциона ООО «Унипур» на выкуп квартир под переселение в будущих домах. Однако уже через десять дней – 16 ноября – Центробанк отзывает лицензию у АО «Банк город». А 29 марта 2016 года банк признается банкротом, и банковская гарантия благополучно сгорает.

Леонид ОЛЕЙНИК, глава Нерюнгри:

- Летом 2015 года мы провели аукцион на аренду земельных участков для строительства двух многоквартирных домов под переселение из аварийного жилья. Аукцион проходил на открытой электронной площадке, все его видели. Но единственным участником стала компания «Унипур» из Москвы. По закону мы должны были заключить договор аренды земли с ней.

В сентябре 2015-го мы провели новый аукцион на покупку квартир под переселение. «Унипур» снова предоставил все необходимые документы и был признан победителем. Прокуратура проверяла наши действия и нарушений не нашла. Компания внесла банковскую гарантию, и мы заключили с ней контракт, выплатили предусмотренный аванс. На тот момент банковская гарантия действовала, и мы не могли знать, что через десять дней ЦБ отзовет лицензию у банка.

«Унипур» заходил в Нерюнгри как строительная компания, и мы не знали, что мошенники придут. Поначалу у них был план организации строительной площадки, рылись котлованы, проводилась заливка фундаментов. На территории стройки «Унипур» поставил свой бетонный завод, смонтировал один башенный кран. Приезжал глава республики, резали ленточки, журналисты снимали.

А потом у застройщика произошел какой-то надлом. Весной 2016 года с серьезным заболеванием я попал в больницу и по объективным причинам упустил момент, когда на стройке начались проблемы. Начали бастовать субподрядчики, что им денег не платят, появилась нехватка стройматериалов, работы велись в час по чайной ложке.

Мы вели претензионную работу с застройщиком в рамках действующего контракта. Когда поняли, что уже ничего не будет, в сентябре 2016 года подали заявление в прокуратуру, ФСБ и МВД. Тогда же комиссия установила, что залитые «Унипуром» фундаменты выполнены с большими нарушениями СНИПов и проекта. Мы составили акт и отправили в Минстрой республики.

Глава Якутии с руководителем Фонда реформирования ЖКХ России провели совещание. И было принято решение: где есть существенное отставание от графика, нужно срочно внести изменения в программу переселения и производить выкуп квартир на вторичном рынке жилья. Мы это сделали на те 70% средств, что не успели перевести «Унипуру», и люди не пострадали.

- Как к этому отнесся «Унипур»?

- Они пытались предъявить нам какие-то работы к оплате. Но мы сказали: пока специализированная экспертная организация не даст заключение по качеству фундаментов, никакой оплаты больше не будет. Пошли арбитражные суды, которые мы выиграли. Мы расторгли контракты с «Унипуром», а в марте 2017 года в отношении нее было возбуждено уголовное дело.

- 160 миллионов банковской гарантии, я так понимаю, вы не получили.

- На сайте Минфина РФ эта гарантия и сегодня значится как действующая. Но банка нет, и мы, конечно, ничего не получили. Но ведь есть еще страховка на всю сумму 530 с лишним миллионов рублей. Росреестр не зарегистрировал бы контракты, если бы «Унипур» полностью не застраховал свою ответственность перед дольщиками, в данном случае – перед администрацией Нерюнгри.

Общество взаимного страхования (ОВС) – крупная страховая компания. Всю претензионную работу с ней мы уже провели. Сейчас подаем иск в арбитраж на выплату страховой суммы.

- То есть, ОВС отказывается платить по договору?

- Сумма большая. И я так понимаю, что любая страховая компания будет уклоняться от ее уплаты. Лучше бы они сразу смотрели, кого страховали.

- Леонид Николаевич, вы выплатили застройщику 160 миллионов, а надеетесь получить от страховой все 530 миллионов?

- Так предусмотрено договором страхования: если «Унипур» не выполняет свои обязательства, мы получаем всю сумму страхования. Конечно, если получим 530 млн, мы найдем, как ими распорядиться. У компании «Унипур» мы выиграли суд, решение уже вступило в законную силу не на 160 млн, которые выплатили, а на 189 млн рублей. Даже, если получим средства только по решению этого суда, нам их хватит, чтобы возместить затраты бюджета, а также демонтировать фундамент и провести рекультивацию земли.

А с «Унипуром» пусть разбирается следствие. На мой взгляд, там виновных очень много. И те, кто в Москве были, и кто здесь в Нерюнгри… Куда всё со стройки исчезло? В августе 2015-го на стройке было не менее трех вагонов цемента, три вагона арматуры. Куда-то подевались краны, оборудование, бетонный завод. Это же кто-то куда-то распродал. Пусть правоохранители этим тоже займутся.

 

Уголовное дело об особо крупном мошенничестве при переселении из аварийного жилья в марте 2017 года возбудил Следственный отдел Нерюнгринского РОВД. Позже материалы передали в Следственную часть по расследованию организованной преступной деятельности при МВД Якутии. Следователи признаются, что были очень удивлены, когда Интерпол сообщил о задержании в Швейцарии учредителя компании «Унипур» Алексея Попова. Очень редко сегодня Европа выдает тех, кто в России подозревается в совершении преступлений. Что именно подвигло подозреваемого пойти на мошенничество и удариться в бега, станет ясно лишь после того, как он даст показания.

Источник: Сергей СУМЧЕНКО, Якутск Вечерний

 

Опрос недели

Довольны ли вы мерами правительства РФ по сдерживанию продуктовых цен?