Вы здесь

«Якуты приехали!». Донбасс глазами нашего врача

15 ноября 2022 в 10:28Рубрика: Акценты

Якутские медики вернулись домой с новых российских территорий. ТайгаПост расскажет, что в ночном небе Луганска разглядел главврач республиканской офтальмологической клинической больницы Иван ЛУЦКАН, почему в ДНР наши врачи после работы старались не пересекаться друг с другом, как их кормили вареньем и медом, и что у передовой было самым тревожным.

На днях группа якутских медиков вернулась домой из подшефного республики донбасского города Кировское. ТайгаПост встретился с руководителем нашей бригады Иваном ЛУЦКАНОМ.

- Иван Петрович, в августе вы встречались с председателем правительства России Михаилом МИШУСТИНЫМ во время его визита в Якутск. Тогда получили предложение отправиться в командировку в Донецкую народную республику?

- Я не буду обсуждать диалог с Михаилом Владимировичем, поскольку он проходил за закрытыми дверьми. Что касается нашей поездки в Кировское, то где-то в начале сентября председатель правительства ДНР направил письмо Айсену Сергеевичу (Николаев, глава Якутии) с просьбой прислать медиков. Кировское – наш подшефный город, которому республика помогает восстанавливаться по разным направлениям, так что вполне логично, что мы помогли и медицинскими работниками.

Нас было десять человек от 23 до 48 лет: семь врачей – офтальмохирурги, кардиологи, невролог, врач УЗИ-диагностики, рентген-лаборант, операционная сестра, рабочий и я. Были задействованы Центр экстренной медицинской помощи, Мирнинская ЦРБ, Республиканская больница №3 и Якутская офтальмологическая клиническая больница.

- Как подбирали людей?

- Только на добровольных началах. Составили список желающих, он оказался достаточно большим. Потом Минздрав республики смотрел, чтобы это было не в ущерб больнице, чтобы не забрать последнего специалиста. Мы с министром регулярно проводили ВКС с руководством Кировской больницы, постоянно правили перечень специалистов по их заявкам. Министр встречалась с каждым, просто эта работа не афишировалась.

- В Сети вас порою критиковали за то, что полтора месяца собирались в дорогу. Почему так долго?

- Мы бы могли выехать сразу в сентябре, но, что называется, с пустыми руками. Нужно было время, чтобы подготовить оборудование, собрать расходные материалы и доставить их в ДНР. Последнее было очень непросто – даже в Якутске оборудование не хотели пускать в самолет, предлагали везти по земле. Если бы это произошло, мы б еще позже поехали.

Потом оборудование зависло в Москве, требовалось получить добро таможни на его перевозку в ДНР. Затем перевезли в Ростов, оттуда в Донецк и уже затем в Кировское. Перед этим как раз случился Крымский мост, и досмотр фур значительно усилился. Приехать и просто покрасоваться, не имея возможности оперировать, - у нас такой задачи не было. Когда формальности уладили, я с рабочим, который помогал грузить и собирать оборудование, отправился в Москву. Где-то 13-14 октября оттуда поездом приехали в Ростов, затем на такси в Матвеев Курган, пешком перешли границу и на другом такси приехали в Кировское.

- Почему вас не встречали в Ростове, а пришлось брать такси?

- Только главврач Кировской больницы знал, когда мы приедем – это вопрос безопасности. Ты не можешь сказать, все ли тебе рады с той стороны, поэтому до поры до времени мы не афишировали приезд нашей медицинской бригады. Когда туда ехал, таможня и граница еще были. А когда в ноябре возвращались, их уже убрали – теперь это все Россия.

Пересекая границу ДНР, конечно, предъявил командировочное удостоверение, объяснил пограничникам цель поездки. Мне сразу сказали спасибо, причем как российские пограничники, так и на посту со стороны ДНР.

- Сколько времени заняла поездка из Ростова до Кировского?

- Часов в 11 утра вышли на вокзале в Ростове, а уже часа в 3-4 дня были в Кировском. Передвигаться по ДНР можно только днем до комендантского часа. На границе большой поток машин в обе стороны, поэтому, если бы мы ехали на одном такси, потеряли очень много времени. Проще и быстрее доехать до границы, перейти ее пешком и потом взять новое такси.

- Кировское можно сравнивать с каким-либо городом Якутии?

- Разве что с Нерюнгри, на который отчасти он похож тем, что там тоже основное градообразующее предприятие – угледобывающая шахта. Она работает, хотя следы бомбежек видны на ее территории. Город небольшой, провинциальный.

- Какой вы нашли больницу в Кировском?

- Здание добротное, каменное, 50-х годов постройки. Якутия поставила там лифт, отремонтировала крышу, привела объект в порядок. Сегодня Кировское не находится у линии соприкосновения, но в 2014-м там были большие бои. Был прилет снаряда и в больницу, погибли наши коллеги, здание сильно пострадало. Был прилет во двор и незадолго до нашего приезда. Сейчас прилетов к нам не было, хотя в Донецке, соседнем с нами Шахтерске снаряды постоянно падали.

- Иван, почему вас позвали в ДНР? Там по-прежнему не хватает врачей?

- Конечно, не хватает. Того же офтальмолога в Кировском фактически не было с 2014 года.

- Где вы разместились?

- Поначалу остановились в гостинице. В ней всего четыре номера, и это единственное место в городе, где вода подается круглосуточно. Вообще, в Кировском воду дают на несколько часов вечером. Сразу начали собирать оборудование. 15 октября приехал Айсен Сергеевич, мы показали, как планируем разворачиваться. А 16-го я снова выехал в Ростов, где встретил остальных членов бригады. Теперь нам уже дали спецавтобус.

Женщин (у нас их было три) разместили в гостинице, а мы, мужчины, остановились в квартирах в разных частях города - это тоже вопрос безопасности. Как нас предупредили, нацисты бьют по территориям, где собирается несколько «москальских» телефонных номеров. Поэтому важно было рассредоточиться и после работы держаться подальше друг от друга.

В больнице российские номера отключали, пользовались только их вайфаем, который до сих пор на украинских IP. Это жуть, что пишут украинцы о российской армии и россиянах. Столько дезинформации я никогда не видел. А вот сайты РЖД, «Аэрофлота» там заблокированы. Чтобы взять билеты домой, звонили своим, они уже покупали через Интернет. Даже авиакомпания «Якутия» на Украине заблокирована. Нашу-то маленькую за что? (смеется)

- Вы чувствовали себя в безопасности в Кировском?

- Разрывы вдали всегда слышны, но к этому быстро привыкаешь. Понимал, что и к нам могут быть прилеты, но как-то с этим смирился – от тебя здесь ничего не зависит. Работы было много, так что думать об этом там некогда. Честно скажу, было страшно, когда в кабинет заходил какой-нибудь военный без опознавательных знаков с оружием и начинал говорить, что ему нужна такая-то помощь. Поначалу вообще не понимаешь, кто этот военный и что у него на уме. Со всеми разговаривали спокойно, старались переводить в мирное русло.

НЕБО ЛУГАНСКА В ОГНЕ

Иван ЛУЦКАН:

- Нас  попросили поработать и в Луганске. Сначала мы туда съездили на разведку, а вечером возвращались в Кировское. В Луганске военных гораздо больше, чем в Кировском. Нас обратно сопровождал УАЗ с бойцами. В ночном небе ЛНР постоянно видели вспышки. Сначала думали,  молнии, а потом поняли, что это работает наше ПВО. Дорога пустынная. В общем, впечатления не из приятных.

В Луганске мы посмотрели их оборудование и поняли, что можем не просто принять людей, выполнить операции, но и помочь местным медикам начать самим оперировать пациентов. Запускали оборудование, делились расходниками, проводили мастер-классы. Сейчас мне пишут коллеги, что уже сами успешно оперируют. Но если есть необходимость, мы всегда готовы консультировать по ВКС.

- Иван, якутская бригада медиков пробыла на Донбассе около месяца. Чем был обусловлен такой срок?

- Когда мы ехали, не знали, как долго там пробудем. В Кировской больнице было заявок на 60 офтальмологических операций. Мы взяли расходных материалов с большим запасом. На месте оказалось, что спрос на операции очень высокий, люди ехали со всей округи. В итоге за этот неполный месяц мы провели 163 операции в Кировском и 18 в Луганске.

Когда расходники закончились, продолжали консультировать пациентов, но реально помочь им было уже нечем. Невролог, кардиолог в Кировском есть свои – наши были им в помощь, чтобы максимально охватить людей. Они очень боятся ездить в Донецк, потому что его постоянно бомбят. Говорят: мы лучше подождем…

Тогда мы решили вернуться домой, собрать новые запасы необходимого, и наши медики снова туда поедут. Думаю, это произойдет очень скоро.

- ВКонтакте мы видели, как жители Кировского благодарят наших медиков за оказанную помощь. Одна фраза особенно запала в душу: «Операции я не боялась – знала, что приехали якуты». Причем слово «якуты» произнесено с правильным ударением, что неожиданно на далеком Донбассе.

- Там нас уже хорошо знают. В Кировском, как видят азиатов, сразу – «наши якуты приехали!». Везде плакаты «Республика Саха». Якутия там хорошо себя зарекомендовала. Надеюсь, в этом есть заслуга и нашей медицинской бригады. Столько теплых слов, столько искренней благодарности, слез я никогда раньше не видел. Этими эмоциями буду жить еще долго. Люди верят, что скоро все закончится, что у них снова будет мирная жизнь. И говорят, что это может произойти только с Россией.

- Может, пациенты просто лили елей в ваши уши, надеясь, что вдохновленные их патриотизмом вы будете лучше лечить?

- Да это не только пациенты: сестра-хозяйка, буфетчица, люди на рынке, в магазинах… В Россию они очень верят. Радуются, что спокойно могут разговаривать на языке, на котором хотят, что они теперь Россия. И знаете, есть такое настроение: хорошо, что началась СВО, пусть теперь Украина почувствует, как мы жили эти восемь лет под ее бомбежками…

- В Кировском есть продукты? Люди не голодают?

- Все есть. Только картошку почему-то им завозят. Цены не такие дешевые, как я ожидал, но в сравнении с нашими терпимые. К примеру, местная свежая свинина по 250-300 рублей за килограмм. Гривны наравне с рублями принимают только в республиканском продуктовом магазине – в остальных только рубли. На рынке спрашивал: хоть гривны покажите. Говорят, что они у них есть, но это уже музейный экспонат.

- Вам предлагали взятки? К сожалению, на юге России и, тем более, на Украине медикам платят за любую, даже бесплатную операцию.

- Пытались, совали деньги. Мы сразу это пресекали. Я не раз выходил к пациентам и говорил, чтобы никто, никогда не заносил нам деньги. Обижались, доходило до слез. Пытались где-то поймать одного и все-таки сунуть. Говорю, если хотите отблагодарить, принесите врачам лучше яблоки, которые у вас везде растут – и нам будет приятно, и вам ненакладно. Тогда нам принесли орехи, груши, яблоки, сливы, варенье, мед.

Нас даже не столько оскорбило, сколько разочаровало это желание заплатить врачу. Люди со своих мизерных пенсий выкраивают 500, тысячу рублей – упаси Господь, чтобы мы до этого опустились. А они не понимали, почему мы отказываемся. Тогда я сказал: если кто еще достанет деньги, выгоню и лечить его не будем. Может быть, спорно с точки зрения врачебной этики. Ну, а как еще объяснить людям? По-человечески я их понимаю: до нас ни в Украине, ни в ДНР никто такие операции им бесплатно не делал. С 1 марта там начнет работать ОМС, и тогда все будет бесплатно. А пока они не могут понять, что происходит.

Источник: ТайгаПост

Опрос недели

Довольны ли вы мерами правительства РФ по сдерживанию продуктовых цен?