Вы здесь

Якутия мастеровая. История о Раде и двух лошадках

29 сентября 2020 в 11:01Рубрика: Жизнь +

Этой историей «ЯВ» начинает серию публикаций о Якутии мастеровой, ведь всем известно, сколь искусны якутяне в выразительных средствах творчества, а творчество, в свою очередь, вещь очень живая: кто-то из мастеров строго придерживается аутентичности, кто-то эволюционирует, сочетая национальные идеалы с общечеловеческими, руны со стилем бохо, мифологические концепции с современной культурой, кто-то воплощает в том или ином образе собственные фантазии, но все они, если речь идет о мастерах, привносят яркость и красоту в повседневный быт, чем уже вызывают искренний к себе интерес. Итак, пионером в этой теме становится, по воле случая, Рада Васильева.

ДВОЕ

Приезжаю я к своим друзьям в гости – они недавно купили дачу – а на одной из стен в их просторной обшитой деревом гостиной красуются двое. На отдельных очень массивных досках изображены две головы: одна – конская –черная, вторая – лошадки – белая.

- Принцип дуальности, – любуюсь я грациозностью этих двух, - чувствуется энергетика.

- И, конечно же, одна не может существовать без второй, - заявляет хозяйка, рубая огурчики в салат, - наша картина.

Хозяин же явно горд приобретением:

- Ты ж, близорук, подойди ближе! Здесь очень интересная техника исполнения.

Присмотревшись внимательнее, я вижу множество вбитых в основание маленьких гвоздиков, на которые сплетены в причудливом узоре тысячи и тысячи ниточек – и ни одного узелка! Стринг-арт! Так вот ты какой! Воочию работу в этом стиле я встретила впервые.

- Там одних гвоздиков больше 700 штук вбито, - подытоживает мой рачительный друг. Где купили? В багетной мастерской «Городской формат», в ТЦ «Октябрьский».

ГОРОДСКОЙ ФОРМАТ

Уже на следующий день я в «Городском формате». Стены богато украшены картинами в самых разных стилях. Приветливая дизайнер Лариса подробно рассказывает о каждой из них, а я спрашиваю об этих двух, чем-то, кроме техники, зацепивших.

- А их вчера купили. Пришла чета – интересная и очень высокая для саха девушка и скромный молодой человек. Они сразу на них взглянули, некоторое время перешептывались и купили. Ушли очень довольные, взявшись за ручки. Влюбленные пары надолго запоминаются.

Номера мастеров Лариса партизански не выдает: «Мне не давали на это разрешения». Ок, идем другим путем. И вот на другом конце провода создатель этих картин Радаsmail – такой у нее ник в Инста.

- Рада, это ваше полное имя?

- Да.

- На мой взгляд, сложнее всего что-то начинать. Как приходит идея?

- Мне интересно что-то новое, а главное - необычное. А еще приятно, когда работы приобретают такие люди, которые поняли мой замысел, и отожествляют героев со своим сознанием, в данном случае – общим для обоих. Это уже целиком и полностью их вещь. Меня ведь ни один раз просили продать этих лошадок по отдельности, но они должны быть вместе, это же очевидно.

- Как обыватель скажу, что и цена для столь трудоемкой картины очень приемлемая.

- А я и не ставлю целью заработать посредством творчества. Разве что на расходники, - смеется, - конкретно для этой работы я специально заказывала доски, тоже, кстати, у мастера. Гвоздики далеко не все подходят. Подбор материалов в принципе происходит методом проб и ошибок. Я сделала эту работу, и она не пылится где-то, а радует своих новых хозяев. А я возьмусь за следующую – на тему, которая меня в этот момент волнует. Хорошо, когда приходит вдохновение, тогда я даже поесть забываю, пока не получу нужный мне результат.

- Возможно, я ошибаюсь, но полностью раствориться в своей работе – это удел одиноких. В хорошем смысле этого слова - уединение, которое вместе с тем и отдохновение.

- Отчасти вы правы: мир стал другим, да и возраст уже не для клубов и развлечений. Я становлюсь все более домашним человеком, вспомнила, как в детстве что-то с удовольствием рисовала и мастерила, но теперь подход изменился – мне интересно, я наполняю работы уже совсем другими смыслами. И я не одинокий человек.

- А какой вы были в детстве?

- Нас было трое, я самая младшая. На улице я была сорванец - побегать, где-то полазить, пострелять – мы росли с моим старшим братом. Он был военным, к сожалению, погиб в Чечне. Отец у нас – натура творческая – очень хорошо рисует. Дома я была прилежным ребенком, мы много занимались прикладным искусством. В школе, как у всех, плакаты, разные конкурсы.

- Не хотелось превратить хобби в профессию?

- После школы я поступила на экономический, но очень скоро поняла, что это не мое. В институте современного искусства мне понравилось много больше. Особенно благодарна своему преподавателю Иннокентию Корякину, который, если у меня не было соответствующего настроя, а я при этом приступала к работе, говорил: «Рада, оставь. Не порти». Но и этот институт я оставила: если честно, мне стало скучно.

- Не жалеете, что бросили?

- Можно иметь диплом, и при этом ничего не уметь. И наоборот. Важно найти свое место под солнцем.

- И монетизировать свои идеи.

- Для этого нужно сделать имя. А я даже не подписываю свои работы.

- Почему?

- Я скромная. И я в поиске. Лучше попробовать и пожалеть.

- Супруги Дали были очень хорошими менеджерами. Сальвадора вряд ли можно назвать гениальным художником, но продвигал он свои работы нагло, весело, с эпатажем. Скромный художник обречен на бедность?

- Как и везде, для продвижения нужны цель, время, ресурсы. Гений – это всего 1 % таланта и 99 % упорства. Я зарабатываю не творчеством, и мои работы не произведения искусства. Это мое хобби. Я оформляю свои работы в багетной «Городской формат» - вот они гении завершающих штрихов – и вижу многие работы художников как профессионалов, так и любителей. Некоторые из них гордятся клеймом своей школы, а редкие шедевры часто бывают не подписаны.

- Оценивать творчество – дело неблагодарное.

- Это когда я считаю, что «Ночь» Ван Гога – это вакханалия какая-то, а люди охают «Вау!», ну, потому что Ван Гог же. А в целом да, сколько людей, столько и мнений.

- Я посмотрела, вы работаете в разных стилях.

- Витраж, декупаж на канве, вышивка лентами, бисером, стринг- арт нравится, как сочетание мягкого и твердого, спрей-арт, поп-арт, картина из кожи «Зеркало души» - одна из последних моих работ. Много чего пробую, для того, чтобы понимать, мое ли, для того, чтобы оценивать, сколько труда вложено в работы других мастеров.

- А любой может стать художником?

- И маленького ребенка можно называть художником, правда? Любой может им стать – было бы желание. В этом деле важна, я считаю, поддержка. Пусть ваши работы критикуют, пусть восхищаются, неважно, ведь что-то зацепило, вызвало на эти эмоции! Не прошли мимо.

- В Союзе все умели что-то делать руками, потому купить было почти невозможно. Теперь все возможно купить, но по той еще логике хэнд-мейд все еще не оценивается достойно. Не находите?

- У нас в Якутии каждый в своем деле мастер, и это правда, у народа саха это в крови, только один из десяти не сумеет чего-то смастерить. И почти каждый может воскликнуть: да я тоже так могу! Поэтому здесь нужно суметь чем-то удивить. Повторюсь: если сделано признанным мастером, то, скорее всего, купят и дорого.

- Ну, вы же оригинал? Во всяком случае, стиль и собственный почерк чувствуются.

- Да, конечно. Родителям спасибо: мама у меня портниха, а папа сделал мне собственную наковальню, и у меня были свои маленькие станки, рубаночки и куча других инструментов, и давал мне первые навыки. Сейчас хочется оборудовать свою мастерскую. Хочу отметить, что мне приятно и неожиданно ваше внимание.

- Начинайте привыкать. Надо делать имя…

Источник: Яна НИКУЛИНА, Якутск Вечерний

Фото предоставлено героиней материала

 

Опрос недели

Довольны ли вы мерами правительства РФ по сдерживанию продуктовых цен?