Вы здесь

Вагон – автобус – катер. Железнодорожники подсчитывают, во что обойдется проезд до Якутска

03 июня 2019 в 10:39Рубрика: Акценты

29 июля из Нижнего Бестяха отправится первый пассажирский поезд. Пока он будет ходить по нечетным числам, количество вагонов – по потребности. Генеральный директор акционерной компании «Железные дороги Якутии» Василий Шимохин уверяет, что пассажирский тариф не будет отличаться от того, что действует в системе РЖД.

Расстояние 830 км от Нижнего Бестяха до Нерюнгри сопоставимо с тем, что проходит поезд Красноярск – Новосибирск. И, следовательно, цена билетов между указанными пунктами отличаться не должна. Железнодорожники рассчитали, что теперь дорога от Нижнего Бестяха до Нерюнгри и обратно станет однозначно дешевле, чем у таксистов. Безусловно, комфортнее, хотя, возможно, немного дольше – часов 18 пути. Сейчас железнодорожники ломают голову, как организовать доставку пассажиров из Якутска до станции Нижний Бестях. И как там одновременно обслужить несколько сотен человек.

Василий ШИМОХИН:

- Пока будут ходить один-два плацкартных вагона от Нижнего Бестяха до Нерюнгри – маршрут обслуживания АК «ЖДЯ». Далее возможна пересадка в поезда Федеральной пассажирской компании (ФПК). А также из Бестяха пойдут наши беспересадочные вагоны до Тынды, Благовещенска, Хабаровска, Москвы.

Требования один в один как в РЖД – диагностика пути, связь с машинистом, обслуживание маломобильных граждан, условия антитеррористической безопасности и т.д.

- Василий Владимирович, помню, когда в 2004 году ЖДЯ открывал пассажирское движение по маршруту Нерюнгри – Алдан - Томмот, компания закупила новые современные вагоны. Теперь чем возить людей будете?

- К сожалению, в России есть единственный завод, выпускающий пассажирские вагоны – в Твери. ФПК загрузила его заказами на несколько лет вперед. Поэтому нам удалось купить лишь один новый плацкартный вагон. Для понимания: чистая прибыль «Железных дорог Якутии» в год составляет миллионов 100. Из них половину в качестве дивидендов забирают учредители. А один новый вагон стоит 57 миллионов – в лучшем случае, если повезет и ни на что больше не тратиться, мы можем покупать один вагон в год. Конечно, этого недостаточно.

Поэтому мы купили на вторичном рынке еще шесть вагонов по 6 млн каждый, которые от Украины остались в Крыму. Отремонтировали их в Беларуси и будем использовать на перевозках. Всего к пуску пассажирского движения будут готовы 11 плацкартных и шесть купейных вагонов. Также приобрели три вагона-ресторана. Посмотрим, насколько они будут востребованы у пассажиров. Крымским вагонам по 28 лет. И через три года по нормативу они должны пройти капитальный ремонт, стоимость капремонта - 30 миллионов.

- Через три года эти шесть вагонов нужно будет поставить на запасные пути или ремонтировать миллионов за 200. Ваша экономика, судя по всему, такие траты не потянет. Чем потом работать будете?

- Мы взяли их, чтобы временно перехватиться. Если пассажиропоток потребует, будем брать подвижной состав в аренду у ФПК или покупать свои вагоны. Сейчас, главное, начать.

- Вы прогнозируете пассажиропоток из Нижнего Бестяха и обратно?

- Будем проводить анализ. Соответственно добавлять или уменьшать количество вагонов в поездах. Проезд в общих и плацкартных вагонах дотируется государством, но только исходя из количества фактически проданных билетов. Считается рентабельным, когда загруженность вагонов на всем протяжении маршрута составляет 75%. Направление Нерюнгри-Алдан-Томмот в последнюю пару лет стало очень востребованным. Отчасти здесь спасибо строителям «Силы Сибири». И благовещенское направление стало очень популярным. Это гораздо удобнее и безопаснее, чем на автомобиле.

- А что с локомотивным парком? Не получится так: люди есть, вагоны тоже, а тянуть их нечем?

- По опыту коллег из Казахстана мы провели модернизацию тепловозов, оснастив их более современными и экономичными дизель-генераторами американского производства. Раньше замену двигателей производили в Украине, сейчас в Мичуринске (Тамбовская область) и Кирове. Модернизация локомотивного парка потребовала 3 миллиарда рублей. Ни у правительства, ни у акционеров мы на нее деньги не брали. Обошлись лизинговыми программами, заемными средствами.

Из-за Лены у нас работа идет неравномерно по году: в ноябре и мае, когда нет переправы, вынуждены переводить часть работников на две трети оплаты. В пиковые же нагрузки на перевозках у нас одновременно задействованы 23-24 секций тепловозов. А на сегодняшний день готовый к эксплуатации парк магистральных локомотивов составляет 44 – двойной запас. Так что дополнительная нагрузка в связи с открытием пассажирского движения до Нижнего Бестяха в этом плане для нас будет незначительной.

В депо под пломбой стоит и половина новых маневровых тепловозов, срок капитального ремонта которых наступит лет через 20-25.

- А вдруг новые санкции, а вы с американскими двигателями?

- Казахи – молодцы: завод по сборке американских двигателей у них на 75% работает на своих узлах и агрегатах. Кстати, на 50% этот завод принадлежит россиянам.

- Василий Владимирович, много говорилось о том, что участок железной дороги Томмот – Нижний Бестях не соответствует нормам безопасности. Года три назад государственная комиссия выявила на нем более 700 различных нарушений регламента. Успокойте будущих пассажиров.

- Нарушения устранены – тут не забалуешь. Год назад «Железные дороги Якутии» выиграли тендер на окончание строительства участка Томмот – Нижний Бестях на сумму 1,8 млрд рублей. В июне должна быть подписана вся документация.

- То, что будущий Ленский мост, который, надеюсь, когда-нибудь все-таки построят, не будет железнодорожным, сильно повлияет на вашу работу?

- Строительство моста мы не комментируем – таково условие акционеров. У нас есть особое мнение, мы его высказали на конференции, но в остальном молчим.

Понимаю, что встает вопрос, как от станции Нижний Бестях добраться до Якутска или обратно. Мы прорабатываем систему сквозного тарифа (один билет от станции отправления до пункта назначения разными видами транспорта – С.С.), как это было в Крыму до строительства моста. В идеале пассажир выходит из поезда в Нижнем Бестяхе, садится в автобус. Зимой по льду сразу в Якутск, летом на берег, где будет ожидать комфортабельный катер. Далее по Лене в речпорт Якутска. В последнем случае весь маршрут от станции до порта должен занимать не более часа.

Но здесь есть ряд серьезных задач, которые нужно решать на уровне РЖД. Ведь пассажир в любой точке России должен иметь возможность купить билеты до Якутска по сквозному тарифу. Для этого их нужно завести в систему и т.д. Кроме того, нужно разработать логистику, которая позволила бы в кратчайшие сроки обслужить человек 300 пассажиров прибывающего поезда.

- Периодически поднимают вопрос о том, что «Железные дороги Якутии» нужно ликвидировать и включить магистраль в систему РЖД. Что вы об этом думаете?

- Почти 50% акций «ЖДЯ» принадлежат РЖД, около 45% - Министерству имущественных и земельных отношений Якутии, остальное – миноритариям. Если акционеры решат ликвидировать АО и передать дорогу в обслуживание РЖД, так и будет. Но клиенты разницу не почувствуют, потому что тарифы ни на копейку не изменятся. С другой стороны, наш участок дороги для РЖД сразу станет убыточным. Мы находимся в прибыли, поскольку у нас малодеятельная дорога, у нас заработная плата ниже, и численность работников меньше на километр магистрали, чем в РЖД. Повторю, что потребитель перехода не заметит – сроки доставки и тарифы останутся прежними.

- Честно говоря, на станции Нижний Бестях за последние годы уже столько ленточек резали, что не разберешься, по какому поводу. И все же приход первого пассажирского поезда – это особенное событие для республики. Как отмечать собираетесь?

- 27 июля из Нижнего Бестяха отправится поезд с ветеранами-строителями БАМа. Будет митинг, привезем в республику ансамбль «Самоцветы» - звезд той самой бамовской эпохи. У железнодорожников есть свои сложившиеся традиции открытия движения. Главными участниками мероприятия, конечно же, будут строители и сам первый пассажирский поезд на противоположном от Якутска берегу. В свой первый регулярный рейс он отправится 29 июля.

P.S. Ориентировочная цена билета от станции Нижний Бестях до Нерюнгри в общем (сидячем) вагоне составит 900 рублей, в плацкарте 1500, в купейном – 2400. Проезд в купе до Благовещенска – 4 500 руб., плацкарт до Москвы – 7 800.

 

Опрос недели

Довольны ли вы мерами правительства РФ по сдерживанию продуктовых цен?