Вы здесь

В Якутии учительница 20 лет издавала независимую народную газету

01 июня 2019 в 10:42Рубрика: Жизнь +

«43 квадратных метра демократии». Послесловие

На боевом счету учительницы из Удачного немало сбитых безответственных и вороватых чиновников. Больше 20 лет Алла Демидова выпускала независимую газету в самом центре алмазного края, где всем заправляла АЛРОСА. Инакомыслие здесь не приветствовалось. Поэтому трудно понять, как простой учительнице удавалось противостоять системе. Год назад газета «Городок» закрылась. Но даже те, кто желал, чтобы это случилось куда раньше, признают ее заслуги. Шутка ли, все подшивки опального издания сегодня хранятся в музее Удачнинского ГОКа.

В Удачный Алла приехала с родителями в семилетнем возрасте. После окончания школы поступила в Иркутский университет, где в 1990-м получила специальность учителя русского языка и литературы. Попробовала обосноваться на родине родителей в ростовском Волгодонске. Но через пять лет с семьей все же вернулась в давно ставший родным Удачный, где создала поистине народную газету, главным автором которой был сам народ.

Алла ДЕМИДОВА:

- В Ростовской области я год работала корректором в газете «Волгодонская правда». Время было тяжелое и, чтобы забить себе место под солнцем, начала осваивать несколько смежных профессий, в том числе компьютерную верстку газеты, писала статьи, работала по поиску рекламы. Часто оставалась для этого по вечерам. Цель одна: поскольку пришла в газету позже всех, могла стать первой под сокращение. Чтобы этого не случилось, стала «многостаночницей» - ценным кадром.

Когда вернулась в Удачный, друзья узнали об этом. Тогда фирма «Скат», как потом оказалось местный аналог МММ, решило открыть свою газету. Мне, как наиболее опытному в этих делах человеку, предложили ее возглавить. Называлось издание «СорокА» - сорок авторов. Делали ее я – учитель, театральный режиссер, еще один непрофессионал, занимающий сегодня высокую должность в Мирнинском районе и парень, которого я обучала верстке.

На фото: коллектив газеты "СорокА", 1995 г.

Ничего не скажу: учредители были щедрыми, мы ни в чем не нуждались при производстве. Так прошел год. А в 1996-м «Скат» закрыли, возбудили уголовное дело, учредители пустились в бега, их имущество арестовали. Соответственно закрылась и газета. Это был очень успешный проект. Авторов из числа жителей Удачного действительно было много. И мы решили дать ему новую жизнь. Не имея предпринимательского опыта, пошли искать другого учредителя. Откликнулся владелец аптечного бизнеса, и так «Городок» прожил до начала 1999 года.

Мы обрели самостоятельность, когда мэром Удачного стал Федор Минаев. Поскольку мы были неуправляемы властью, он попытался нас закрыть. А как это сделать, если мы от него не зависим? Проще всего, через учредителя. Глава его вызвал и поставил условие: закрываешь газеты, или я прикрываю твой аптечный бизнес. Учредитель нас собрал и сказал: «Или мы пишем то, что хочет Минаев, отдаем ему тексты на цензорские правки, или газета закрывается».

И тут Остапа понесло: я ему ответила, чтобы месяц он нас не трогал, а потом может выходить из учредительства. В противном случае я создам ему проблемы в Айхале, где у него тоже аптеки были. В Айхале тогда главой администрации стал бывший мэр Удачного Семен Афанасьев. По работе мы с ним тоже кусались, но при этом Афанасьев сумел сохранить с нами хорошие отношения. Парень из сунтарского села, капитан второго ранга в отставке, он был очень мудрым руководителем. Но об этом чуть позже.

Под моим напором учредитель дал нам месяц отсрочки. За этот месяц мы вышли на предпринимателя Геннадия Дмуху, который не просто дал нам в долг деньги без сроков отдачи, но и сам привез из Москвы японскую печатную машину, на которой мы потом выпускались.

За месяц получили в Якутске лицензию на полиграфическую деятельность, перерегистрировали СМИ на нас с Татьяной Андрухович и Геннадием Асеевым. Но потом так случилось, что Асеев уехал из района, Татьяна Григорьевна умерла в 2009 году, и я осталась единственным учредителем.

- О чем писал «Городок»?

- Мы писали обо всем, что волновало жителей - проблемы ЖКХ, уборка улиц, состояние дорог… Злобная, честно сказать, была газетенка. Сразу сказали себе, что освещать производственные успехи АЛРОСА не будем, для этого есть другие издания. И, конечно, мы были многим неудобны.

Помню, какой скандал разразился, когда мы провели расследование в больнице. Люди жаловались на слишком поверхностное обслуживание. Взяли баночку, налили в нее яблочный сок, разбавили водой. По своим каналам достали направление на сдачу анализов и отнесли баночку в больницу. Вскорости получили результаты: анализы хорошие, только СОЭ немного повышенное. Представляете, какой был конфуз, какие обвинения в нас летели? Но ничего, отбились, потому что были правы. Газета пользовалась большой популярностью, потому что нигде больше нельзя было прочитать об этом.

Прокурорская честь и тайное захоронение

- Неужели после главы Минаева никто больше не пытался на вас давить?

- Что вы, было огромное количество различных судов. Сегодня известный в Мирнинском районе и даже республике адвокат Олег Корнеев тогда еще был заочником юридического вуза и практиковался на нас. Мы ему ничего не платили, просто были друзьями. Одним из первых дел, которое он выиграл, был иск прокурора Удачного Моторина к нашей газете. Мы написали о том, что прокурор нарушает закон, в частности, он при получении паспорта жены сам за нее расписался, позволяет себе, находясь на рынке в нетрезвом состоянии, махать морковкой перед носом у торговцев. Тогда Моторин подал на нас в суд о защите чести и достоинства и проиграл. Дело получило большой резонанс, и больше этого прокурора у нас не было.

Иногда, впрочем, удавалось обходиться и без судов. Помню по наводке людей, а они всегда делились своими проблемами и подозрениями, пошла по кладбищу. Вижу могилу, а там ребеночек новорожденный, один день проживший. Но смертности по отчетам не было. И вот появилась статья «А был ли мальчик» о сокрытии факта смерти младенца в Удачнинской горбольнице. Главврача тогда сразу убрали, настолько весомыми были наши доказательства.

Детьми не торгуем

- Знаете, гораздо хуже, когда на тебя перестают давить. После Минаева мэром Удачного снова стал Афанасьев. И он нас победил – просто с нами дружил, во всем поддерживал, реагировал на критику.

- И вы перестали быть зубастыми?

- Не перестали. Но скучно кидать камни в лужу, если из нее не летят брызги. Тем не менее, веселились как могли. И думаю, что угрозу в наших публикациях все же видели. Однажды через посредников нам осторожно передали от Потрубейко (Валентина Потрубейко, вице-президент АЛРОСА 2002-2011 г.г.) предложение продать газету. Мы посмеялись. Это наш ребенок, а детьми не торгуют.

- Алла, вы часто ошибались в людях?

- Наверное, да. Когда встречаю людей, вижу только их хорошие стороны. Если разочаруют, что поделаешь. Но нужно очень постараться, чтобы меня разочаровать. Запал в душу один случай, когда в Удачном с наркотиками задержали руководителя местного отделения независимого профсоюза «Соцпроф» Валентина Урусова. Я была хорошо знакома с начальником городского наркоконтроля Рудовым. И первым делом начала набирать его. Думала, что произошел произвол. И он – в моем понимании образец чести и достоинства - ситуацию разрулит. Телефон все время был вне зоны доступа. Оказалось, что это Рудов задержал Урусова и сейчас сам везет его в Мирный. Как глубоко я ошибалась…

Потом сам Рудов оказался в колонии за то, что приватизировал квартиру АЛРОСА. До сих пор считаю, что тогда в отношении председателя «Соцпрофа» была провокация правоохранительных органов. Ведь Урусов выступал против компании на стороне рабочих. Когда задержали офицера Рудова, мы писали, что это сама система его съела. Он выполнил грязную работу, а потом его убрали как рядового киллера.

Это очень не понравилось начальнику Мирнинского районного наркоконтроля Добаркину. Он ничего не боялся: звонил мне пьяный на городской телефон, материл, угрожал физической расправой мне и семье. Я вынуждена была обратиться с заявлением в ФСБ. После истории с Урусовым тоже опасалась какой-нибудь провокации с подбрасыванием наркотиков или чего-то похожего. Ответ из ФСБ не получила, но мне это было неважно. Главное, было предупредить о возможной провокации.

- Как вы выстраивали отношения с АЛРОСА? Знаю, что компания очень не любила, когда ее против шерсти…

- С АЛРОСА у нас не было никаких отношений. Были отдельные попытки давления со стороны Удачнинского ГОКа, но как они могли нас ущипнуть? В компании ни я, ни мои дети не работали. Квартира и помещение редакции ей также не принадлежали. Они смогли прихватить только программиста, который вынужден был отказаться от работы с нами. Но у нас целый кастинг на это место прошел, и быстро нашли замену. К нам люди охотно шли несмотря на небольшую зарплату. За 20 с лишним лет у нас сменилось всего два бухгалтера и два кассира.

Нам в противовес создали в Удачном газету «67-я параллель» при каком-то муниципальном подразделении, поставили цену 20 рублей против наших 50. Они брали объявления от населения бесплатно, мы же на этом зарабатывали. Но все равно люди покупали наш дорогой черно-белый «Городок», а не их дешевую цветную. Кстати, несмотря на все попытки нас разделить, мы дружили редакциями. «Мирнинский рабочий» (муниципальная районная газета) никогда в Удачном не была популярной. А мы в лучшие времена при населении города 20 тысяч человек держали тираж 3 700 экземпляров. То есть точно можно говорить, что «Городок» был практически в каждой удачнинской семье.

- Алла, тот факт, что вы являетесь депутатом Удачнинского горсовета, еще раз подчеркивает, что люди вас знают и уважают. Как сегодня живет Удачный?

- Как всегда трудно, но интересно. Для кого-то это, наверное, вынужденное прозябание. А для меня это родина. Когда приезжаю в Ростов, меня часто спрашивают: когда вы оттуда переедете, как вы там живете? Говорю, да так же, как и вы. Только мне не нужно по несколько часов в день тратить на дорогу до работы и обратно, поскольку у меня школа через дом. Работаю я по 12-13 часов в день, и какой пейзаж за окном, мне вообще неинтересно.

Проблема в Удачном прежняя: мы как были зоной, так и остались. А зона – это то место, которое нельзя покинуть в любое время по своему желанию. Дорога до Мирного очень плохая. Самолеты летают по определенным дням. Приходится подстраивать свою жизнь под их циклы, если есть необходимость выехать из Удачного.

- На работе за свободу слова увольнением не грозили?

- Может быть, я слишком самонадеянна, но я хороший учитель. У меня всегда хорошие показатели, что неоднократно отмечалось на республиканском уровне. А резать курицу, несущую золотые яйца, в угоду кому-то и чему-то мудрая администрация школы не стала.

- И все-таки рассказывали, что однажды вас даже на 15 суток закрывали. Что за история?

- У нас в друзьях был первый прокурор Удачного Алексей Ефимов, сегодня председатель ЦИК РС (Я). Однажды в Удачнинском суде рассматривалось уголовное дело о хищении алмазов. Судья Ангелина Григорьева дала обвиняемому два года условно, мотивируя это тем, что алмазы не являются стратегическим сырьем России. Прокурор выступал на стороне государственного обвинения. И познакомил нас с материалами суда. У нас вышла статья «Небо в алмазах». Обещали продолжить публикации на эту тему.

Нас с автором вызвала судья Григорьева и потребовала рассказать, что мы планируем писать дальше, и вообще не развивать эту тему. Мы ответили, что есть Конституция Российской Федерации, и судьям тоже неплохо с ней бы ознакомиться. Тогда она вызвала в свой кабинет конвой, обвинила нас в оскорблении судьи и вынесла обоим по 15 суток административного ареста. Судья прекрасно знала, что у меня малолетний ребенок и незаконно меня арестовывать.

Мы не стали дожидаться конвоя, а, что называется, сбежали из здания суда. В ответ судья объявила в федеральный розыск автора публикации «Небо в алмазах». Он тогда работал в Удачнинском ГОКе. Через два дня ему позвонил директор ГОКа и сказал: «Все уладил, можешь выходить на работу». АЛРОСА, как вы правильно сказали, всегда имела у нас большой вес. Ну а мне якобы за оскорбление судьи был вынесен административный штраф.

Я обратилась в квалификационную коллегию судей, они приехали. И Григорьевой отсрочили на год присвоение очередного квалификационного звания. Это достаточно серьезное наказание для судьи как в материальном, так и в карьерном плане. В начале нулевых все же у нас еще была демократия. И телевидение Удачнинского ГОКа выпустило серию материалов в поддержку нашей редакции.

На фото: Алла Демидова с главным редактором "Якутска Вечернего" Марией Ивановой

- Вы сотрудничали с какими-либо редакциями республики?

- Однажды на заре нашего становления мне рассказали, что есть похожая на нас газета «Якутск Вечерний». Даже форма подачи материалов в чем-то совпадала. Приехав в Якутск, я познакомилась с редактором «ЯВ» Марией Ивановой, и мы договорились о сотрудничестве. Журналисты «Вечерки» звонили мне, когда им нужна была информация по Удачному. Когда у нас не хватало возможностей проверить какую-то информацию, уже мы обращались в «ЯВ». Там мощная юридическая служба, ребята готовили материалы по нашей тематике, а потом по договоренности мы перепечатывали их у себя. Слышала, что была еще боевая газета «Просто Нюрка» в Нерюнгри, но познакомиться с редакцией не удалось, все-таки мы слишком далеко друг от друга.

- Мне рассказывали, что вашу редакцию называли «43 квадратных метра демократии в Удачном». Почему все-таки их закрыли?

- Газета еще не была убыточной. Но я не могла допустить ее медленного умирания - она не заслужила этого. Лучше остановить птицу в полете, чем смотреть, как она будет падать. Просто пришло время. Для меня вторник всегда был святым днем. Где бы я ни находилась – за границей, в ставропольском поле – на протяжении 20 с лишним лет каждый вторник я всегда делала газету, со мной всегда был ноутбук. Сама думала, как я буду жить без этого. Но теперь даже не знаю, какой сегодня день недели. Какой, кстати?

- Среда.

- Ну вот, вчера был вторник, а я и не вспомнила. Значит, все было сделано правильно. Для коллектива в основном это все прошло безболезненно, потому что практически все мы все эти годы имели основное место работы, а газету делали по вечерам. Единственное, у нас в штате был бухгалтер-кассир. Переживала, как ей найти работу. Но она нашла выход – в декретный ушла (смеется). Где-то прочитала: не делай из коллектива свою семью. Категорически с этим не согласна. У нас всегда была своя семья, всегда у нас были общие праздники. Мы и сегодня продолжаем поддерживать отношения.

- А читатели как отреагировали?

- Знаете, это был первый случай, когда я их обманула. В конце июня прошлого года повесила на редакции объявление, что выпуск газеты прекращается до сентября. Специально выбрала время, чтобы в период отпусков в городе было мало людей. Я не хотела писать: «Держите в руках последний номер»… Старалась, чтобы все прошло как можно менее заметно.

За все годы, несмотря на любые сложности, газета не пропустила ни одного номера. И поначалу было тяжело ходить в магазины, где мы продавали «Городок». Люди спрашивали: «Когда следующий номер?». Может быть, сама себе дала время подумать: вдруг погорячилась, захочу вернуться. Но нет, я перевернула эту страницу своей жизни. Может быть, когда-нибудь приду в Интернет. Но дело для меня это новое, а работы в школе – с головой. Кстати, музей Удачнинского ГОКа АЛРОСА запросил у нас все подшивки «Городка», которые теперь находятся в нем на вечном хранении.

Честно скажу, я ни о чем не жалею. Главный урок, который я вынесла из этого периода своей жизни: когда идешь с открытым забралом, должен быть чистым во всем, иначе тебя в любой момент прищучат. Если рыльце в пушку, придется прогибаться.

Источник: Сергей СУМЧЕНКО, Якутск Вечерний

 

Опрос недели

Довольны ли вы мерами правительства РФ по сдерживанию продуктовых цен?