Вы здесь

В Якутии не могут сосчитать туристов

18 февраля 2019 в 18:12Рубрика: Акценты

Якутия будет бороться за включение в федеральную целевую программу развития туризма своих главных туристических брендов - «Полюс Холода» и «Ленские Столбы». Отбор проведут в 2019 году, а финансирование ФЦП начнется в 2021-м. Об этом представители правительства республики рассказали 13 февраля на расширенном заседании постоянного комитета Ил Тумэна по предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры.

Обсуждали, куда двигаться Якутии, чтобы зарабатывать на гостях. Участникам раздали отчет, почему-то, правда, заканчивающийся 2015 годом. Из него следует, что за десять лет объем платных туристических услуг в республике вырос в 3,7 раза с 152,3 млн рублей в 2006 году до 567,4 млн рублей в 2015-м. Как развивалась туриндустрия Якутии в 2016-2018 г.г. в отчете абсолютно не отражено, как будто данных вообще нет. Впрочем, члены правительства все же привели одну цифру: в 2018 году республику посетили 205 тысяч туристов. И тут же осеклись, что данные взяты в налоговой и составлены на основе гостиничных отчетов. А включили в них всех приезжавших в Якутию, в том числе командированных. Так что сколько именно настоящих туристов посетило нас в 2018-м, власти понятия не имеют.

Проблема туриндустрии сегодня заключается в том, что на 2019 год пока денег в бюджете на нее не предусмотрено. Ожидают финансирование во втором полугодии. Средства нашлись лишь на содержание шести сотрудников и аренду помещения в гостинице «Полярная звезда» для туристско-информационного центра (ТИЦ) Якутии – 9,95 млн рублей и 6,4 млн на управляющую компанию туристического кластера. Причем, собственно, на продвижение имиджа и рекламу республики ТИЦ тратит лишь 20% своего финансирования – около 2 млн в год или чуть более 150 тыс рублей в месяц. О каком продвижении имиджа можно говорить с бюджетом в 150 тыс в месяц, остается только догадываться.

Еще один момент. По запросу «ТИЦ Якутии» Яндекс смело отсылает на сайт yakutia.com. Читаем его публикации: «Оймякон – сирота, который заброшен властью» от 29 января 2018 г., «А нужны ли нам в Якутии ракеты на наши головы» от 31 января, «Реальные доходы якутян в 2017 г. упали на 2,7%» от 4 февраля, «Как пировали чиновники, приехавшие с отчетом правительства в Сунтарский район» от 14 марта 2018 г. и т.д. Возбуждает ли такая информация интерес к Якутии у потенциальных туристов? Наверное, вряд ли.

Не поверив своим глазам, мы все же покопались в Интернете и не без труда нашли настоящий сайт ТИЦ республики - visit-yakutia.com. Портал живой, многогранный, интересный. Но что смутило: судя по истории создания visit-yakutia.com, появился он только в 2017 году. А теперь уже, как заявили чиновники на заседании комитета Ил Тумэна, нужно 400 тыс рублей на его переформатирование… И еще: ТИЦ Якутии кроме русского и якутского предлагает сопровождение туристов на английском и японском языках. Конечно, мы ждем японских туристов. Но ведь, по официальным данным, каждый пятый иностранец, посетивший Россию, приезжает из Китая. А такого самого массового туриста, получается, нам встретить то и нечем.

На совещании в Ил Тумэне было отмечено, что бизнес имеет ограниченный доступ к кредитным средствам. А ведь туризм в Якутии находится в зачаточном состоянии – ему нужно не только строить базы, гостиницы, но и покупать машины и лодки. Нет и концепции развития туризма в республике, над которой власти еще только работают, обещают посоветоваться с предпринимателями.

По мнению предпринимателя Егора Макарова, активно занимающегося туризмом в Якутии, вся забота об этой индустрии у нас только на бумаге: «За 25 лет ничего не изменилось. Нет паспортов туристических маршрутов, обучения кадров… В 70-80-е годы были сотни маршрутов, а сейчас иностранцы приехали в Оймякон, не нашли ни одной лошади для конного похода. У нас 3 млн квадратных километров земли, и одними «Полюсом Холода» и ысыахом туризм не развить».

Честно говоря, действительно создалось впечатление, что власти не понимают, в каком туристическом направлении республике нужно двигаться. Договорились с аэропортом «Якутск», чтобы выставить в нем стойки с информацией о турпродуктах. Но теперь решают, кто за это заплатит. Отметили, что туристический комплекс «Северная мозаика», несмотря на вложенные сотни миллионов, в том числе федеральных рублей, остался мертвым капиталом, поскольку почти ничего не предлагает посетителям. Его, кстати, тоже будут переформатировать…

Игорь ГРИГОРЬЕВ, председатель профильного комитета Ил Тумэна:

- Заместитель председателя правительства Алексей Стручков считает, что предпринимательство и туризм должны развиваться за счет внебюджетных средств. В Якутии нет готовых туристических проектов, прошедших госэкспертизу – в этом вся проблема правительства. Нет даже тура выходного дня, организованных зон отдыха. Приезжающие люди совершенно не знают, куда можно отправиться. А ведь у нас помимо эко- и этнотуризма есть трубка «Мир», угольный разрез, добыча золота, которые мы тоже можем показывать.

Сегодня на туризм приходится 10% мирового ВВП, туриндустрия дает каждое 11-е рабочее место, не считая смежных и интегрированных с ней отраслей. Нам есть что показать, но одни предприниматели не смогут создать необходимую для туристов инфраструктуру. Нужна государственная программа, а у нас пока одни идеи.

Для справки:  в 2015 году в туриндустрии Якутии было занято 372 человека.

Источник: Сергей СУМЧЕНКО, Якутск Вечерний

Опрос недели

Довольны ли вы мерами правительства РФ по сдерживанию продуктовых цен?