А что делать, мужики? - Игорь Хафизов
Публикация ТайгаПост Нерюнгринцы выписываются из Якутии, чтобы устроиться в свой угольный разрез от 27 января наделала много шума в Нерюнгринском районе. Сообщение о том, что «Якутуголь» стал возить вахтовиков, а местные высококвалифицированные рабочие при этом отправляются в вынужденные отпуска или уборщиками в склады обогатительной фабрики, насторожило многих.
27 января, во время встречи главы республики с блогерами в Нерюнгри, ТайгаПост обратился к Айсену Николаеву с рассказом о вахтовиках. Помимо прочего, нас интересовало: почему «Колмар», получающий налоговые льготы Российской Федерации, как резидент ТОР «Южная Якутия», возит рабочих из-за границы? Ил Дархан, судя по всему, к этому времени уже был знаком с публикацией издания и имел на руках сведения от «Колмара» и «Якутугля».
Айсен НИКОЛАЕВ, глава Якутии:
- «Колмар», «Якутуголь» и «Эльгауголь» все время жалуются, что мы не готовим для них кадры, как в Нерюнгринском, так и в других районах республики, или делаем недостаточно для этого. Все настаивают, чтобы мы строили жилые дома и кварталы в Нерюнгри, Чульмане, чтобы мы привлекали сюда молодежь со всей Якутии, не говоря уже про Нерюнгринский район. Если мировой рынок в ближайшие несколько лет будет держаться хотя бы на этом уровне, спрос на кадры в угольной отрасли будет просто колоссальным.
В 2018 году мы уже установили рекорд, добыв в республике более 17,8 млн тонн угля, из них 17,3 в Нерюнгринском районе. И в ближайшие несколько лет планируем выйти на объем добычи около 30 млн тонн угля в год. Самые оптимистичные прогнозы – в течение 10-15 лет добычу в Нерюнгринском районе можно поднять до 60 млн тонн. Для этого понадобятся десятки тысяч человек, и мы должны быть к этому готовы.
Заявив, что не хочет быть адвокатом «Якутугля», Айсен Николаев предложил ТайгаПост встретиться с заместителем генерального директора ООО «УК Мечел-Майнинг» Игорем Хафизовым – главным по добыче угля в Нерюнгринском и Эльгинском разрезах.
И тем же воскресным вечером мы получили приглашение на встречу. Разговор состоялся обстоятельный, запретных тем не было. Главный вывод: никаких системных проблем у «Якутугля» нет, никого из местных за проходную выставлять не собираются, а вахтовиков наняли не от хорошей жизни.
Игорь ХАФИЗОВ рассказал ТайгаПост:
- Наверное, есть где-то и наша вина, что не объяснили людям, почему приняли такие решения. И кто-то вбрасывает слухи про то, что местных будем вахтовиками заменять, или что японцы от нашего угля отказались. Все это полная ерунда, не имеющая под собой никаких оснований.
В «Якутугле» работают 3 700 человек, из них сегодня в вынужденные простои с сохранением двух третьих средней заработной платы отправлено 28 человек – 0,7%. Почему это сделано? Как в «Якутугле», так и на Эльге, накопились определенные запасы угля на складах. Это связано с транспортной логистикой, невозможностью переработки должных объемов грузов в портах и т.д. Проблема обостряется зимой из-за климатических условий, но у нас она не столь выражена, как, например, на Кузбассе. У нас проще логистика со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, являющимися основными мировыми потребителями угля.
Тем не менее, к концу 2018 года мы на складах Нерюнгринской обогатительной фабрики накопили 755 тысяч тонн угля. И практически выполнили годовую программу. Сейчас никто не работает лишь бы добыть больше. Это же ведь живые деньги лежат на складах, и для чего их там еще копить? В декабре мы на склады стали возить не только уголь, но даже готовый концентрат. Тогда приняли решение разгрузиться. Временно сократили добычные и вскрышные работы в «Якутугле», а ремонтные увеличили на 300%, чтобы эффективно использовать сложившуюся ситуацию и в будущем сэкономить время на ремонты.
Поэтому все высвободившиеся люди за исключением 28 человек были заняты на ремонте горного оборудования и фабрики. Нам элементарно нужно вычистить фабрику от скопившихся там отходов производства. В ближайшее время эти работы будут завершены.
- Игорь Валерьевич, местные не понимают, почему их отправляют в отпуска или лопатой грузить грязь в угольных складах, а в это же время работники двух привлеченных подрядных организаций продолжают управлять автомобилями, экскаваторами…
- А что делать? У нас сейчас на ремонт фабрики приехали 152 человека. Кроме того, 120 своих в день вычищают фабрику и 70 человек в ночную смену. Если мы не будем задействовать своих, значит, должны привезти еще 190 вахтовиков. В это время свои продолжали бы добывать уголь, и наращивать без того полные склады, которые нужно отгружать. Ну, или сидели бы в вынужденных простоях.
Наверное, кому-то неприятно лопатой грязь месить. Но, мужики, это вынужденная мера, которую компенсируем вам средней заработной платой. Сейчас такой момент, когда нужна помощь людей. Через пару недель продолжим работать в обычном режиме.
Сейчас в «Якутугле» 95% работников с нерюнгринской или другой якутской пропиской. Многие из тех, кто зарегистрированы за пределами республики, тоже работают в Нерюнгри постоянно, снимают квартиры. Непосредственно вахтовиков в пределах 100 человек, из них в Нерюнгри около половины – 20 на РМЗ, 10 на обогатительной фабрике и т.д. В основном, это водители технологического транспорта, экскаваторщики, станочники, токари, наладчики. Эти специалисты востребованы во всей стране. Кроме того, рядом у нас развивается «Колмар» с аналогичными проблемами. Поэтому мы вынуждены использовать вахтовиков.
- Есть опасение, что в итоге вахтовики вовсе вытеснят местные кадры под предлогом того, что их – местных кадров – нет…
- Мы заинтересованы в том, чтобы работать с местными. Вахтовики – это большая текучка. Отношение у многих к оборудованию, как у временщиков. А ведь у нас техника на многие сотни миллионов рублей. Есть люди, которые работают вахтой на Эльге по семь лет. И они понимают, что технику нужно беречь, что им на ней работать. Но есть и те, кто приходит на полгода-год, и там отношение уже другое.
Плюс каждому вахтовику нужно платить вахтовую надбавку – 400 рублей в день, оплачивать проезд, размещение на вахте. Для них мы переоборудовали под общежитие бывшее здание объединения «Якутугля» в старом городе. И в итоге каждый вахтовик обходится, мама дорогая. Понимаю, когда это происходит на Эльге, где проблема будет, пока не появится свое муниципальное образование. Но ведь и в Нерюнгри мы уже год вынуждены привлекать вахтовиков. Рабочие со стажем по возрасту или состоянию здоровья рано или поздно уходят, а молодежь на их место не идет. Большой отток из республики нерюнгринской молодежи.
При этом по словам самих профсоюзников, в «Якутугле» лучший коллективный договор во всей угольной отрасли России. Средняя зарплата в «Якутугле» - более 70 тысяч рублей, в «Эльгауголь» – еще выше. Вроде бы условия неплохие, но молодые приходят на ту же обогатительную фабрику утром, а в обед уже пишут заявление об увольнении. Мы же понимаем, что сейчас за те же деньги или чуть меньше можно попытаться найти и менее тяжелую работу.
Мы пытаемся работать с другими районами – за два года их количество увеличилось с пяти до 17. Начали готовить нужных нам специалистов в Чурапчинском колледже, подготовили 26 человек, 11 трудоустроили в филиалы компании, девять из них остались на постоянную работу – это хороший результат.
- Что нужно для того, чтобы решить проблему нехватки местных кадров?
- Во-первых, постоянный анализ трудового рынка и подготовка кадров. Во-вторых, вместе с государством обеспечить высокое качество жизни в республике, нашем городе и условия работы на наших предприятиях, чтобы молодежь не уезжала. Молодые хотят хорошую квартиру, машину и престижную работу, я их понимаю. Но сейчас много других возможностей, кроме как пойти в угольную отрасль. Между тем, мы имеем возможность предоставить работу на наших предприятиях.
У нас есть перспектива карьерного роста, достойная зарплата, социальные гарантии. В наличии собственный учебно-курсовой комбинат, готовящий высококвалифицированных специалистов. Если бы нам хватало местных кадров, мы бы, говорю совершенно искренне, никогда не стали брать вахтовиков.
- Хорошо. Предположим, парень откуда-нибудь из Намцев, услышав ваш призыв, решил переехать в Нерюнгри и устроиться в «Якутуголь». Что ему для этого нужно сделать?
- Написать заявление. И максимум в течение полугода гарантированно он будет трудоустроен на рабочую специальность. В 2018 году мы устроили на работу 658 якутян. С ИТР, как вы понимаете, сложнее, их просто меньше нужно. А далее возможность повышения квалификации за наш счет. И перспектива перехода на более высокооплачиваемую работу. 75 тысяч в месяц – это, как вы понимаете, средняя зарплата. Основные специальности у нас получают больше.
Продолжение следует. В следующий раз мы поговорим о перспективах Нерюнгри, быть ли на Эльге новому городу и взаимоотношениях «Якутугля» и «Колмара».
Источник: Айталина НИКИФОРОВА, ТайгаПост