У них появились косолапые конкуренты
Бурые медведи стали новой напастью для тундры. Ни олени, ни люди здесь прежде не видели этих хищников и не научились жить рядом с ними, сообщает ТайгаПост. Косолапые свободно заходят в оленьи стада и режут непуганых копытных. О том, с какими проблемами сталкиваются оленеводы в современной якутской тундре, ТайгаПост расспросил начальника Управления сельского хозяйства Оленекского района Марину Николаеву:
- В прошлом году администрация Оленекского района закупила восемь квадрациклов «Сокол» для нужд двух муниципальных оленеводческих предприятий. Это значительно облегчило перевозку бутора, продуктов во время кочевья. Квадрациклы хорошо зарекомендовали себя в тундре: экономичные, проходимые. Работают на них летом и осенью. На зимовку их заморозили в лесотундре. Зимой по-прежнему используются бураны, но стоят снегоходы как небольшие иномарки. А на нашей каменистой почве их едва хватает на сезон.
Угрозу нашим оленеводческим стадам создает популяция диких оленей из Красноярского края. В последний раз они заходили к нам в 2015 году. Дикие олени уводят с собой домашних в тундру, и их очень сложно искать.
- Наблюдается ли какая-то периодичность захода оленей из Красноярского края в якутскую Арктику?
- В связи с изменением климата нельзя говорить о какой-либо периодичности. На миграцию оленей оказывают влияние многие факторы: какая осень, когда ляжет снег, будет ли лед, глубина снежного покрова. В 70-80-е годы снег в тундре ложился уже в середине сентября, а сейчас где-то после 10 октября. И снега стало мало, плюс ранняя весна. Если раньше ледоход шел 26-28 мая, мы говорили, что это рано. А сейчас лед на реках идет уже в начале 20-х чисел мая.
Также появились непонятные дожди как в индийском кино. Раньше, если дождь пошел, он проходил быстро. А сейчас он может месяцами моросить. Еще одно изменение связано с гнусом. Как говорится, при советской власти сначала были комары, потом оводы. А теперь все вместе — и комары, и оводы, всё всмятку, всё дружно (смеется).
- Марина Христофоровна, как потепление климата отражается на самочувствии и воспроизводстве оленей?
- Гон у оленей начинается в середине сентября. И проходит особенно активно в холода. Сейчас в сентябре тепло, и у них нет большой охоты на размножение. У нас в МУПах 3,5 тысяч оленей. Поголовье увеличивается, но очень медленно. В последние два-три года мы столкнулись с бурыми медведями. Пришли они из Центральной Якутии, то ли спасаясь от пожаров, то ли из-за того же потепления климата, да так здесь и остались. Это для нас непонятные и неприятные хищники.
Раньше когда мы встречались на мероприятиях с эвенками из Южной Якутии, они нам рассказывали про медведей, мы это пропускали мимо ушей. А сейчас сами сталкиваемся с этой проблемой. К тому же у нас Арктика, и когда весной медведи просыпаются, здесь еще нет зелени. Поэтому голодные медведи становятся особенно опасными и агрессивными. Как выяснилось, олени их совершенно не боятся. Медведи спокойно заходят в стадо и там ударами лап забивают оленей.
- Получается, у тундровых оленей нет генетической памяти по отношению к медведям?..
- Получается, так. Когда появляются волки, олени сразу пугаются, а на медведей внимания не обращают. Волков очень много. Потери от них в оленеводстве идут на сотни голов. Раньше была система регулирования численности волков. В тундре разбрасывали яды, которые сейчас запрещены. Хороший результат давала охота с вертолетов. Но сейчас не выделяются деньги на их аренду.
А только силами самих охотников бороться с волками невозможно. В год удается добыть от силы особей 40 — это очень мало. А волки, извиняюсь, тоже люди, они тоже размножаются, и не по одному ребеночку, по несколько щенят приносят. Так что с каждым годом их становится больше и больше. В этом году разбрасывали в тундре разрешенный препарат «римифон». Он менее токсичный, чем прежние яды. На собак здорово действует, но насколько эффективен в борьбе с волками, мы пока не знаем. В следующем году проверим места его использования, и тогда можно будет делать выводы.
Волк — очень хитрый и коварный зверь. Нападает стаями, разбивает стадо, разгоняет его по тундре. Часть стада угоняют с собой и пасут, зарезая оленей по мере необходимости. С земли взять волка очень трудно, с этим могут справиться только опытные охотники.
- Насколько быстро сегодня происходят климатические изменения в тундре, изменения в поведении обитающих там животных?
- Достаточно быстро. Нас очень настораживают такие изменения, каждый год приносит какие-то новые неприятные сюрпризы. В этом, к примеру, жестко обмелела река Оленек. Почти все лето не было воды. Только перед ледоставом пришло немного воды. Соответственно — почти нет рыбы. Но что вообще происходит с рекой, скорее всего, будем видеть следующей весной.
Источник: ТайгаПост