Теплоходу в 2025 г. исполнится 70 лет! Фото дзен-канала "Съездить по Глобусу"
Почти 300 миллионов рублей необходимо ленским речникам, чтобы следующие 20 лет поддерживать хотя бы нынешний объем пассажирских перевозок. За последние десятилетия количество таких судов сократилось втрое. И оставшиеся с каждым годом все труднее поддерживать на плаву, сообщает ТайгаПост.
Бывший работник Якутского речного порта Светлана ВОЛЬНОВА провела на Лене 45 навигаций. Когда она пришла на предприятие, только «Метеоров» в строю было восемь. Сегодня их на балансе два. Но один уже давно стоит мертвым грузом с практически нулевой перспективой восстановления. Проблема в запасных частях, которые уже или не выпускают на имеющиеся у наших речников типы судов, или цены на них стали заоблачными.
Еще лет 20 назад выручали военные, у которых выкупали двигатели для электростанций, подходившие на «Метеоры». Но теперь этот актив исчерпан, а новые предложения производителей резко подорожали. Такая ситуация в целом по стране, но предприятия на коммерческом плаву еще могут позволить себе закупку новых двигателей.
Компания же «Ленатурфлот», осуществляющая пассажирские перевозки, 85% трафика выполняет по социальным, установленным республикой ценам. А получение прибыли на таких маршрутах не предусмотрено – на то они и субсидированные, социальные.
Перейти же на коммерческое обслуживание прибрежных жителей Лены – значит увеличить цены билетов вдвое. Это будет на пару тысяч рублей дешевле авиабилета, к примеру, Якутск – Олекминск. Самолеты летают редко, и на данном направлении, как полагают речники, они все равно найдут своего пассажира. Но при таких ценах многие люди вынуждено сократят свои поездки из прибрежных сел.
А некоторые маршруты, в частности, до Ленска вовсе придется закрыть. Вахтовиков забрал новый аэропорт недропользователей на Талакане, а местным проще летать в Иркутск, чем выбираться на большую землю через столицу Якутии. Так что эта водная ниточка пассажирского сообщения при установке коммерческих цен неминуемо порвется, что ударит по некоторой части жителей Ленского района. К слову, раньше из Якутска можно было пройти по Вилюю и Алдану. Но из-за нехватки речного парка эти рейсы закрыли.
Государство в лице республики периодически запрашивает потребности речников. Но дальше этого дело не идет.
Заслуженный ветеран Ленского флота «Механик Кулибин» сошел со стапелей в далеком 1955 году. Это наследие нашей победы в Великой Отечественной, когда поверженная Германия в качестве репарации отдала в том числе и суда, даже еще находящиеся на верфях. «Механика Кулибина» достраивали в Австрии, но за свои 69 навигаций он сильно поизносился.
Подобных судов в России нынче на пальцах одной руки пересчитать можно. И ходят они лишь благодаря умельцам сродни гениальному Кулибину. Но даже руки супермастеров не могут победить старение металла. И «Механику Кулибину» на Лене отмеряют еще лет пять. Худо-бедно, а каждый сезон по маршруту Якутск – Тикси – Якутск на нем отправляются 3 тысячи пассажиров. И старенькому «Кулибину» по-прежнему замены нет.
40 лет в следующем году исполнится единственному работающему скоростному «Метеору». Из «свежего» в «Ленатурфлоте» два «Валдая» на подводных крыльях, приобретенных компанией в лизинг по республиканской программе. Ими закрывают маршрут до Олекминска. Но каждый, кому приходилось провести 14 часов кряду на «Валдае», знает, какое это испытание. Судно, скорее, прогулочное, предназначенное катать туристов вдоль берега, а не для длительных переездов. Но если бы предприятие, что называется, не подсуетилось и не взяло «Валдаи», то маршрутную сетку до того же Олекминска пришлось бы серьезно резать.
Похоже, Якутия подошла к точке невозврата, за которой свой пассажирский речной флот может прекратить существование. 300 миллионов рублей с возможностью дробления на несколько лет – невеликая сумма. Но без нее в ближайшие годы суда начнут ставить на пожизненный причал в ожидании рабочих с резаками.
В лучшие времена теплоходы снова можно будет купить. А как собрать разваливающийся коллектив? Четверо капитанов ленских пассажирских скоростных судов заявили о намерении следующую навигацию провести на других российских реках. Там у них будут белоснежные кители и восхищенные взгляды туристов, а не замасленные спецовки на частых и долгих ремонтах. Читай, спецы высшего уровня уезжают из республики.
На подготовку капитана «Метеора», «Ракеты», «Восхода» или «Валдая» по нормативу отводится восемь лет. Он должен пройти разные ступени обучения и практики. И если когда-нибудь Якутия вновь озаботится своим пассажирским флотом, на нем просто некому будет работать.
В фокусе властей традиционно находятся авиация, автомобильные и железные дороги. До своих же речников на самой длинной реке России руки не доходят. Чиновники плавают лишь на туристических теплоходах, а другие просто не видят. Как не видят и проблемы, с которыми в ближайшие годы могут столкнуться 50 тысяч жителей республики, каждую навигацию поднимающиеся по трапу судов на социальных рейсах.
Источник: ТайгаПост