Выиграв конкурс на ремонт студенческого общежития в Нерюнгри, подрядчики застыли в удивлении: закупленные по техзаданию двери оказалось просто некуда вешать. Вместо работы во внутренних помещениях им предложили копать подвал. Увидев угрозу объекту, строители отказались и вернулись в подъезд. А потом заказчик подал в суд, обвинив их в халтуре. Подрядчик с такой оценкой своего труда не согласился и потребовал провести экспертизу. Так решается судьба 20 миллионов государственных рублей, потраченных на ремонт одного подъезда студенческого общежития Южно-Якутского технологического колледжа (ЮЯТК).
Не сумев получить разъяснений от директора колледжа Ирины Подмазковой, ТайгаПост обратился к другой стороне конфликта. С директором ООО «ТСК+» мы встретились на его производственной базе в Якутске.
Николай Эдигаров рассказал ТайгаПост следующее:
- В 2015 году мы приняли участие в электронных торгах и выиграли аукцион на I-этап капитального ремонта третьего подъезда 4х-этажного общежития ЮЯТК в Нерюнгри. Сумма контракта составляла 20 миллионов рублей. Первоначально согласно техзаданию необходимо было выполнить побелку, покраску стен, замену труб, дверей, оконных блоков и т.д. По контракту аванс не был предусмотрен. И мы на свои деньги закупили необходимые для ремонта материалы на 7 млн рублей. Когда материал был на месте, я отправил в Нерюнгри бригаду – все в установленные сроки.
Оказалось, что в этом здании некуда даже двери вешать! Аукцион сделан на ремонт, а стен внутри помещения нет. Куда двери ставить, что красить и белить?
- Получается, техническое задание на ремонтные работы не соответствовало фактическому положению дел? Как это возможно?
- Понятия не имею. На двух этажах подъезда была, что называется, свободная планировка без перегородок. Скорее всего, аукцион затачивался под какого-то конкретного подрядчика, с которым потом должны были как-то разрулить ситуацию. А тут мы выскочили и выиграли. Но теперь получалось, что закупленные нами материалы -двери, сухие смеси, побелка и т.д. – негде было применять.
Мы подняли скандал, который дошел до министра профтехобразования Якутии. Говорю: куда мне все это теперь девать? Вывозить на другие объекты в республике тоже денег стоит. А, к примеру, противопожарные двери нам на заказ делали. Мы их вообще больше нигде использовать не сможем.
Тогда по заданию заказчика, полученном в рабочем порядке, нами были начаты работы по выемке грунта в подвале. Но вскоре мы от этого отказались. Там до нас с другой стороны подвала уже докопались до того, что зарылись ниже фундамента. А это прямая угроза устойчивости здания.
- Николай, для чего нужно было обустраивать подвал под общежитием?
- Не знаю. Наверное, хотели каким-то образом использовать. Может, в аренду сдавать. Изначально там был подвал высотой примерно 1,2 метра. А Подмазкова хотела сделать полноценное помещение с высотой 2,7 метра. Но я еще раз говорю: работы по углублению подвала велись уже ниже уровня фундамента. Думаю, что здание уже повело.
В конце прошлого года директор Подмазкова подала на нас в суд за якобы некачественный ремонт подъезда. Однако поданное исковое заявление арбитражным судом было оставлено без рассмотрения, и уже в этом году они подали новое заявление. Одна из претензий – непроектная высота стяжки полов. Якобы это оказывает дополнительное давление на плиты перекрытия. Знаете, мы построили в Якутии больше десятка жилых многоэтажек, другие объекты, и ни один из них не посыпался. Благодарности от правительства получаем. И я ответственно могу сказать, что увеличенная на несколько сантиметров стяжка не грозит обрушением плит перекрытия. Здания строятся с запасом прочности в 40%.
Теперь почему мы отошли от проектных требований. Любой строитель понимает, что не получается строго следовать всем инструкциям. В этом подъезде общежития был значительный перепад уровня полов: где-то выше, где-то ниже. И, чтобы сделать их горизонтально ровными, где-то стяжку делали 1см, а где-то приходилось 10 см. Нет другого решения, если только полы ступеньками или наклонными не делать. Такая проблема на любом объекте, плиты не бывают идеально горизонтальными.
В общежитии ЮЯТК значительные перепады уровня пола, не исключаю, произошли именно из-за того, что была нарушена устойчивость фундамента. И здание начало проседать. По-хорошему, там нужно экспертизу фундамента проводить и оценить состояние дел в других подъездах, где сейчас студенты живут. Ведь не могут полы в одном подъезде искривляться, а в других ровными оставаться.
- Николай, но ведь вашу компанию обвиняют не только в том, что допущена непроектная высота стяжки полов, но и в самой стяжке имеются глубокие трещины. Кроме того, при ремонте общежития использованы непроектные пескоблоки.
- Строительный контроль за ремонтом осуществляла компания «Сахаремстрой». Они нам согласовывали все, вплоть до размеров шурупов. Мы там намучались с этим «женским батальоном»: одна проверяющая уходит, три приходят… Без подписанной бумаги шага не давали ступить. Все согласования на каждый вид работы у нас есть. И после одобрения технического надзора документы подписывала Подмазкова. В техзадании были пескоблоки 90 мм, а мы на первом и втором этажах здания применили блоки 120 мм, потому что 90-милиметровые в Нерюнгри и даже в Якутске трудно найти. Техническая экспертиза подтвердила безопасность такого решения.
Теперь, что касается трещин в стяжке. Ну мы же не новички в строительном деле, чтобы такие нарушения допускать. Стяжке нужно дать просохнуть хотя бы около месяца. Мы в это же время в поселке Серебряный Бор дом строили, несколько месяцев несли убытки по его отоплению, чтобы материалы просохли. И там никаких проблем нет.
Работу в общежитии ЮЯТК мы заканчивали осенью 2015 года. Когда оттуда уходили, предупредили руководство колледжа, чтобы они не заморозили стяжку. Но я думаю, что в целях экономии они просто отключили отопление в пустующем подъезде, и стяжка пошла трещинами.
Я потребовал проведения судебной экспертизы, и суд ее назначил. Я уверен, что нашей вины в этих трещинах нет. Экспертиза легко установит: была переморожена стяжка после заливки или нет.
- Давайте вернемся к техзаданию. Вы не могли его выполнить, потому что, в частности, не было внутренних перегородок. Тогда почему вы не обратились в прокуратуру или не отказались от подряда?
- Я был готов обратиться в прокуратуру. Но мне предложили иной выход: в рамках суммы контракта выполнить другие работы на объекте. Измененное техническое задание готовилось поэтапно и согласовывалось заказчиком, нами и техническим надзором. Ведь нужно было как-то выходить из сложившейся ситуации. Часть закупленных на 7 млн рублей материалов пришлось передать Подмазковой, так как не было возможности их использовать по назначению. В итоге сумма контракта была освоена по измененному техническому заданию.
- Деньги освоены, а подъезд общежития так и стоит закрытым…
- Нами был выполнен только первый этап капитального ремонта. Чтобы пустить подъезд в эксплуатацию, необходимо провести дальнейшие этапы ремонтных работ, а это уже вопрос не к нам, а к руководству колледжа.
Источник: ТайгаПост