Вы здесь

ТайгаПост отправился «газовать» по Сибири

08 июня 2022 в 13:35Рубрика: Жизнь +

Чистый проект к 100-летию Республики

ТайгаПост поставил перед собой практическую задачу – возможно ли на газу доехать до Байкала. Журналисты издания отправились в дорогу, поделятся впечатлениями и расскажут, с какими трудностями пришлось столкнуться.

Нашим домом на ближайшие недели станет «Ниссан Кашкай» 2012 года выпуска. Машина оснащена газобаллонным оборудованием (ГБО) на дилерском центре Якутска. Передний привод, двигатель 1,6 литров не делают автомобиль покорителем таежных дорог, но для улиц и федеральных трасс вполне пригоден. Бензобак 65 литров, газовый баллон - 42.

«Кашкай» у нас в семье с августа прошлого года – ровно столько, сколько водительские права у Айталины. Тем не менее, за 10 предыдущих месяцев мы оценили выгоду от ГБО. Судите сами: 95-й бензин в Якутске в районе 58,5 рублей за литр, а газ – 24,5-24,7. Какой-то потери мощности или увеличения расхода топлива на газу, мы не почувствовали. Скептики говорят, что газ сушит двигатель, но, во-первых, что это такое – «сушить двигатель», а во-вторых, об этом говорят лишь те, у кого нет ГБО.

Эффект же налицо: газ дешевле бензина почти в два с половиной раза. И, как говорят специалисты, вдвое меньше воздействует на экологию. В феврале 2022 года правительство Якутии объявило, что будет компенсировать 90% затрат на установку газового оборудования в легковые автомашины, плюс снизит транспортный налог на 50%. К 2030 году в республике планируют построить 40 новых АГЗС. И мы задумались, а можно ли на газу проехать по России?

На фото: газовая автозаправка в Якутске

Чистый автопробег наметили к самому чистому озеру – Байкалу. Задача предельно проста: доехать до него без переключения на бензин. В экипаже журналисты ТайгаПост Айталина НИКИФОРОВА, Сергей СУМЧЕНКО и наша коллега, подруга Виолетта БАСКАРОВА. В багажнике палатки, спальники, теплые вещи, минимум продуктов и снаряжение, которое может понадобиться в случае вынужденной ночевки в лесу.

Перед выездом автомобиль протестировали на СТО, чтобы снять все возможные технические риски. И ранним утром отправились на паром. В очередной раз поскулив о том, что был бы мост через Лену, проблем бы не было, мы заехали на судно и двинулись между островами.

На фото: в первые дни открытия переправы через Лену на берегу Качикатцев были очереди из большегрузов на многие сотни метров

Это была не первая наша дальняя поездка, раньше добирались до Алдана и Нерюнгри, но это 800 км. Теперь же нам предстояло проехать до байкальского острова Ольхон 3 472 км, покорив три федеральные трассы – полностью от А до Я «Лена» (Нижний Бестях – Большой Невер) и «Байкал» (Чита – Иркутск) и частично «Амур» (на участке Большой Невер – Чита). За рулем все это время должен находиться водитель со стажем 10 месяцев – Айталина. Скажете, безумство? Нет, мы не адреналиновые маньяки – график движения расписан лишь приблизительно и будет полностью зависеть от уровня усталости Айты.

Честно говоря, отправляясь в дорогу, мы уже понимали, что одним газом дело не ограничится. Если из Якутска до Алдана ехать по трассе «Лена», то следующая АГЗС будет лишь в Томмоте, а это порядка 460 км. Когда эта федеральная трасса станет полностью асфальтированной, может, нам и хватит 42 литра топлива. Ну, а пока максимальный пробег на одной заправке газом не превышает 440 км. Как и ожидалось, километров за 20-30 до Томмота «Кашкай» жалобно пискнул, сообщив, что выдохся и переходит на жидкое топливо.

На фото: мост на Амге. По якутскому обычаю перед дальней дорогой покормили реку

Если в Якутске мы заправились по 24,7 рублей за литр, то в Томмоте газ стоит уже 37 рублей. 95-й бензин при этом – в районе 53, что делает установку ГБО не столь экономически очевидной. Может быть, поэтому единственная в Алданском районе газовая заправка находится на федеральной трассе – больше нет даже в Алдане. И здесь вообще не популярен газ в автомобиле. А теперь пойди разберись, что первично: отсутствие газовых заправок не мотивирует водителей на переоснащение автомобилей или отсутствие спроса не дает развиваться сети АГЗС?

Это был один из последних майских дней. Переправившись из Якутска на другую сторону Лены, под набирающим силу солнцем включили кондиционер. Но когда вечером подъезжали к Алдану сменили его на обогреватель. Южная Якутия нас встретила холодным дождем, который за Алданом срывался в мокрый снег. Чем выше мы забирались на Тит, тем больше по краям попадалось сугробов. Дважды на сопках въезжали в зацепившиеся за вершины облака, что делало картину вокруг совершенно сюрреалистичной, как кадры из фильмов по Стивену Кингу.

Посигналили у бывшего сталинского лагеря Васильевка. Здесь до сих пор видны остатки каких-то помещений и колючей проволоки. Если позволит погода, может быть, на обратной дороге рассмотрим их внимательнее. Сюда заключенных в любое время года гнали пешком более 400 км с ближайшей железнодорожной станции Сковородино.

К слову, именно в районе лагеря традиционные для этих мест эвенкийские топографические названия сменяются глубоко русскими: многочисленные ручьи Медведевка, Ефимовка, Васильевка, Николин ручей, Михайловка, Каменка – явное влияние тех, кто отбывал здесь наказание, ну, или сторожил их…

ФАД «Лена», в принципе, ничем не удивила: хороший асфальт по-прежнему перемежается грунтовыми отрезками, на каких-то из них урчит строительная техника. Все кафе вполне приличные, многие имеют свою «изюминку». К примеру, «Легион» на 130-м км, помимо прочего, традиционно предлагает и якутскую кухню (жеребятину, рыбу, максу, строганину в сезон), за Верхней Амгой кафе со знаменитыми на всю трассу чебуреками с голову жеребенка.

За перевалом Тит погода изменилась. Дождь прошел, ветер утих, но снег по-прежнему лежал по обочинам. Исчез он лишь ближе к Чульману, куда мы прибыли к полуночи. Мы не думали, что Айталина осилит одним рывком 800 км от Якутска до Нерюнгри, поэтому там себе ночлег не готовили. По приезду в город уже была глубокая ночь, и на въезде в Нерюнгри свернули к новому яркому хостелу «Чолбон».

Нашелся свободный номер на шесть человек с двухъярусными кроватями и телевизором. Узнав цену, решили выкупить его полностью, обошелся в 3,3 тысячи рублей. Нехитрые расчеты показывают, что сутки с человека здесь будут 650 рублей – весьма бюджетный вариант, минимум вдвое ниже рынка. При этом видно, что хозяева не экономили на интерьере. У входа в хостел нас поразила скульптура девушки-птицы якутянина Афанасия Романова.

В Нерюнгринском районе всего две газовые заправки – в Нерюнгри и Серебряном Бору по 35 рублей за литр. Последняя на федеральной трассе, а к нерюнгринской нужно сворачивать километров на 10. Газ в частных машинах здесь тоже не распространен. Рассказывали, что даже новые автобусы из Якутска прислали без ГБО – нет надежной инфраструктуры. Пока самыми, так скажем, удобными для водителей остаются заправщики газом в Якутске. После заливки подадут терминал оплаты, минимизировав движения водителя.

А вот в Томмоте и Нерюнгринском районе побегать придется. Почему-то здесь уверены, что водители их непременно обманут, так что перед заправкой обязательно нужно оставить залог. В Серебряном Бору мы и вовсе едва не вошли в конфликт с работниками АГЗС, когда они требовали сказать, сколько точно топлива нам нужно. Фраза «до полного» их никак не устраивала. И тот аргумент, что счетчики газа на ГБО, мягко скажем, не дают никакой конкретики, их никак не убеждал.

На фото: у Нерюнгри, на ФАД "Лена" построили гостиничный комплекс "Взлетка" для автотуристов и дальнобойщиков, но мы его не нашли, не доехав в ночи

На фото: наверное, это самая последняя неубранная новогодняя ёлка в республике, а, может, и в России. Она нас здорово развеселила

В общем, сервис за пределами Якутска пока оставляет желать лучшего. Но, как вскоре оказалось, это были лишь цветочки. Мы еще не раз теплым словом вспоминали родные газовые АЗС, и даже требование серебряноборских заправщиков (сколько взвешать в граммах) нам показалось милым и безобидным. Но об этом позже. Позади первый день путешествия, который в целом прошел планово, без осложнений и разнообразно. В следующий раз мы расскажем, где газом и не пахнет, и почему говорят, что «Бог создал Сочи, а черт - Могочи».

Источник: ТайгаПост, при поддержке АО «Саханефтегазсбыт», АО «Сахатранснефтегаз»

Опрос недели

Довольны ли вы мерами правительства РФ по сдерживанию продуктовых цен?