Разбирая старую больницу в заполярном селе, рабочие нашли тайник с горой писем, адресованных в Ленинград. Так напомнила о себе, возможно, самый известный в этих местах врач Облезова. Ее удивительная история служения и самопожертвования произошла в самом сердце Арктики. Спасаясь от репрессий, 80 лет назад сюда приехала ленинградская студентка, оставившая глубокий след в душах охотников и оленеводов. Теперь их потомки собрались всем миром и решили: нужно настоящее кино про настоящего человека – доктора Капиталину.
В советское время о таких не писали. Героями были другие покорители Арктики – летчики, полярники. А Капиталина Облезова, студентка третьего курса Ленинградского мединститута на героев газетных и кинохроник никак не походила. Выросла в семье интеллигентов. Еще Петр I отправлял ее предков учиться за границу врачеванию. И с тех пор Облезовы неизменно становились докторами. Интересная ремарка: мать Капиталины Облезовой – урожденная княжна Набокова, родная тетя всемирно известного писателя Владимира Набокова.
Немудрено, что семья с такой биографией оказалась в центре политических репрессий 30-х годов. Органы взяли всех Облезовых кроме Капиталины и ее матери. Неизвестно, каким образом мать сумела договориться с наркоматом здравоохранения Якутии о трудоустройстве 19-летней дочери. Но в 1938 году 19-летняя Капиталина приезжает в Оленек. На этом пути рядом с ней появляется человек, еще при жизни ставший легендой Арктики: в Оленек ее доставил 20-летний Валерий Кузьмин - первый летчик из народа саха и будущий Герой Социалистического труда.
Снимается кино
«Победить или умереть» - фильм с таким названием уже второй год снимают в Заполярье. За основу взяты реальные события, а главной героиней полнометражной ленты стала молодая врач из Ленинграда Капиталина Облезова. В фильме ее зовут Лидия, а в остальном автор идеи и сценария, народный писатель Якутии Василий Харысхал постарался придерживаться реальных фактов. Как и Капиталина, его Лидия поначалу пугает местных. Кочевники буквально разбегаются при ее появлении. Оказалось, что в верованиях эвенков оспа – светлоликая голубоглазая девушка, коей и была Капиталина-Лидия. И когда она приезжала в стойбище, люди думали, что за ними пришла сама смерть.
Листая скупые страницы этой истории, не перестаешь задавать себе вопросы: как эта интеллигентная девушка - наверняка рафинированная ленинградская студентка - не сбежала из тундры? Как элементарно она устраивала свой быт, как справлялась с непривычной стужей? И как сумела добиться такого расположения людей чужой незнакомой культуры, что через десятилетия они снимают фильм про своего русского доктора?
Отвергнутая шаманами, она тоже объявила им войну, что в те годы было сродни самоубийству. Но, видя, какой характер проявляет эта приезжая, в конце концов шаманы ее приняли, один даже спас ей жизнь. Но и Лидия, когда пришла беда, обратилась к ним за помощью. В эти годы в Арктике началась эпидемия брюшного тифа. Не имея вакцины, доктор Лида пошла к шаманам и травникам в поисках трав, из которых готовила целебные снадобья. Испытывала их на себе, для чего вводила себе микродозы брюшного тифа. А однажды…
Впрочем, не будем раскрывать всех тайн этой киноленты. Скажем лишь, что одна из героинь фильма – больная 9-летняя девочка, при лечении которой Капиталине-Лидии пришлось сделать самый страшный в жизни выбор, дожила до преклонных лет и умерла три года назад. Ее дети и внуки прекрасно знают, кому обязаны тем, что их мама и бабушка не умерла в детстве…
«Сама пришла»
Студентка третьего курса Арктического института культуры и искусства Анастасия Короленко случайно стала Лидой Облезовой. Род прославленных врачей хорошо описан до революции, а в советское время о его представителях сохранились лишь редкие записи в государственных бумагах. Так что нет ни одной фотографии Капиталины Облезовой, и актрису искали по наитию. Наверное, это мистика, что Настя Короленко оказалась так похожа на свою героиню.
Анастасия КОРОЛЕНКО, исполнительница главной роли Лидии:
- Будучи в Оленьке, я поздоровалась с одной бабушкой. И она прямо отпрянула от меня. Думаю, ладно, не понравилась, наверное. А бабушка говорит по-якутски: «Сама пришла». Оказывается, эта женщина помнит Капиталину Облезову и, увидев меня, она решила, что это Капиталина вернулась – настолько мы оказались похожими.
Вообще, мою героиню зовут Лидия, и именно так я себя часто называю. Так ко мне относились и жители Оленекского улуса, говоря не с Настей из Якутска, а с их легендарным доктором. Это были удивительные съемки. Все обо мне заботились, помогали, старались поддержать. Оленек – это моя любовь, я очень люблю его жителей. В новогоднюю ночь в первую очередь бросилась звонить с поздравлениями туда.
- Настя, как тебя выбрали на эту роль?
- Год назад я участвовала в спектакле про отца моего преподавателя на кафедре театрального искусства Карла Лазаревича Сергучева. Во время обеда ко мне подошел какой-то мужчина и пригласил на пробы. Я зашла в репетиционный зал Сахатеатра, что-то прочитала. Пробы проходили с моей однокурсницей, тоже Настей. И мне казалось, что она понравилась больше. Раньше я участвовала в кастинге на роль в фильме «Созвездие Марии» и не прошла. Так что про кино решила забыть, сосредоточиться на театре. По моему мнению, актрисы кино должны быть другими – тонкими, стройными, звенящими, а я не такая. Через месяц меня пригласили на кинопробы и потом утвердили на роль, чему я была очень рада.
Степан СИВЦЕВ, директор картины «Победить или умереть»:
- На главную роль в фильме пробовалось человек 15. Настю выбрали из-за глаз, чистых и добрых. Кроме того, она не была «испорчена» театром. Актеры театра часто не могут работать на камеру, там есть своя специфика.
Говорите громче «Снято!»
Изначально роль Лидии играла другая актриса, но девушка забеременела. Ее пришлось заменить, и в контракт с Настей Короленко включили пункт, запрещающий беременеть во время съемок. По ходу заменили и другого главного героя – каюра Христофора, ставшего ангелом-хранителем и переводчиком доктора Облезовой. Привезенный из Якутска актер не смог побороть в себе тягу к театральным эффектам. И тогда на роль каюра пригласили специалиста по физической культуре Оленекской улусной администрации Владислава Семенова. Молодой человек оказался очень органичным и легко вошел в роль. А вот Настя признается, что ей съемки, особенно поначалу давались очень нелегко.
Рожденная в Якутске Настя с трудом примеряла на себя роль ленинградской студентки в дикихусловиях тундры. Стать настоящей Лидой ей помогала вся съемочная группа. Главным режиссером картины стал Александр Лукин. Василию Харысхалу его порекомендовал директор киностудии «Тыгын» Никита Аржаков. Лукин к этому времени уже был вторым режиссером «Тайны Чингисхана» и «Тыгын Дархана» и главным при съемках нашумевшей ленты «Государственные дети».
Скромный бюджет картины «Победить или умереть» заставил съемочную группу добираться в Арктику на машинах. События происходят в Оленекском и Анабарском улусах. Дорога в одну сторону обычно занимала трое суток. Так что еще в пути съемочная группа успела стать настоящим коллективом единомышленников, сплоченным бесконечными якутскими зимниками.
Не обошлось без курьезов.
Анастасия КОРОЛЕНКО:
- По сценарию меня, умирающую, привозят привязанную к нартам к шаману. И вот лежу я на них, не шевелюсь, умираю. Думаю, что камеры работают. И вдруг мимо проходит помощник режиссера и говорит: «А ты чего тут лежишь?» «Так съемка же» «Какая съемка? Все уже разошлись». И развязал меня. В общем, меня забыли. Потом я попросила режиссера громче говорить «Снято!» (смеется). Но это был единственный такой случай.
Вся группа постоянно следила, чтобы я поела, не замерзла, спальное место в шкурах возле печки… Каюр Христофор относился ко мне так, как будто я действительно прилетела из Ленинграда и вообще ничего не понимаю. Носил мои вещи, все объяснял, переживал во время съемок больше, чем за себя. Я научилась бегать по снегу в торбозах. Оказывается, это очень непросто. Поначалу все время падала (смеется).
Другой мир
Авторы надеются, что полнометражная лента на русском языке о докторе Облезовой увидит свет уже в конце года. И первый показ состоится в Оленьке. Может быть, тогда мы получим ответ еще на один вопрос «как»: как ленинградская студентка поборола тиф на огромной территории Арктики от Оленька до Таймыра, куда, судя по некоторым свидетельствам, тоже добиралась. И это в жуткие арктические морозы. На этой неделе, к примеру, столбик термометра в Оленьке опускался до -65 градусов.
Финансирует картину из дивидендов АЛРОСА администрация Оленекского улуса. Средств немного, поэтому съемки идут уже второй год. Глава улуса Александр Иванов был первым, кто подошел в Оленьке к Насте Короленко: «Не переживай, у тебя все получится!». И тогда она поверила, что действительно сможет всё.
Александр ИВАНОВ, глава Оленекского улуса:
- Когда Василий Харысхал обратился с предложением снять картину про Облезову, мы обсудили его с жителями улуса. Все однозначно высказались за съемку фильма. Доктора из Ленинграда помнят наши старейшины, и все мы с детства знали, что с ней произошло. Но мы хотим, чтобы фильм стал не только благодарностью этой отважной девушке, но и всем специалистам – инженерам, врачам, педагогам, которые приезжали к нам в 50-70-е годы. Они дали знания, которые помогают нам до сегодняшнего дня.
- Неужели никто не говорил: лучше на эти деньги дороги отремонтировать?..
- Нет, конечно. Все не только горячо поддержали идею фильма, но и активно помогают в Оленьке, Жилинде, Харыялахе, в оленеводческих хозяйствах. Люди сами приходят с национальными одеждами, своими историями про Облезову.
Еще мы хотели показать этим фильмом самобытность нашего края. Это сигнал промышленным предприятиям, которые приходят к нам. У нас непросто четыре деревни на огромной территории, а другой мир, другая философия. Мы хотим, чтобы люди, которые будут приезжать сюда, с уважением относились к нашему миру, понимали наше отношение к природе и друг к другу.
Письма из прошлого
История доктора Облезовой получила неожиданное продолжение в 70-е годы. Когда ремонтировали старую больницу в селе Жилинда Оленекского улуса, под полом нашли гору писем, которые Капиталина писала своей матери. Трудно сказать, почему она их не отправила. Возможно, вскоре после ее отъезда мать была арестована – свидетельств о дальнейшей судьбе урожденной княжны Набоковой не сохранилось. А может быть, сама Капиталина боялась отправлять письма, по которым работники НКВД без труда ее бы нашли. Но каждый день она писала матери и бросала листочки в щель в полу, как в прорезь почтового ящика.
Наверняка это было удивительное наследие, которое пролило бы след на судьбу Капиталины и окружающую ее жизнь в Арктике. Но случилось непоправимое: сгорел дом краеведа, забравшего письма для изучения. Потом умер сам краевед. И тайна писем Капиталины Облезовой ушла с ним. Осталась только народная память, в которой ленинградская студентка навсегда будет примером мужества и беззаветного служения людям до последней капли крови.
Источник: Сергей СУМЧЕНКО, Якутск Вечерний
Фото Степана Сивцева