Суды Якутии стали массово печатать отказы в предоставлении нового жилья или реальной компенсации жителям аварийных домов, сообщает ТайгаПост. Прокуроры в недоумении, но Фемида ощетинилась, не давая никаких внятных объяснений своим сомнительным вердиктам. Правосудие бьет по самым бедным, которых требует выставить на улицу с копеечным возмещением за собственность.
Трудно понять, чем руководствуются суды Якутии, когда выступают против предоставления нового жилья или компенсации тем гражданам, кому в свое время "повезло" приобрести квартиры в аварийных домах. Можно много рассуждать о том, стоило ли вообще покупать жилье, изначально уготованное под снос. Но, во-первых, туда шли, прежде всего, те, у кого нет денег на достойные квадратные метры. А, во-вторых, как убедился ТайгаПост, многие покупатели вообще не представляли, что приобретают аварийное жилье. При заключении соответствующих сделок их об этом не предупреждали. А теперь государство отказывается их переселять.
28 декабря 2019 года вступила в силу часть 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса РФ. Она значительно сократила обязательства государства перед теми, кто приобрел квартиры в домах, уже признанных к тому времени аварийными.
Новая норма гласит:
«8.2 Граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения».
В 7 части указанной статьи ЖК устанавливается процедура оценки компенсации за аварийное жилье. Она рассчитывается из рыночной стоимости жилого помещения, доли собственника в общем имуществе многоквартирного дома, в том числе рыночной стоимости земельного участка под ним. Однако часть 8.2 нивелирует все эти расчеты, определяя, что сумма компенсации за утрачиваемое аварийное жилье не может превышать его цены при покупке.
В распоряжении ТайгаПост есть несколько договоров купли-продажи из разных районов Якутии, сумма которых варьируется от 400 тыс рублей до 1,2 млн. Все они были заключены на квартиры в аварийных домах до 28 декабря 2019 года – вступления в силу ч. 8.2 статьи 32 ЖК РФ.
В статье 6 того же Жилищного кодекса сказано:
«1. Акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
2. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом».
Поскольку ФЗ-473, установивший 28 декабря 2019 г. новую часть 8.2 в 32-ю статью ЖК, не оговаривает ее распространение на акты до вступления в силу, не нужно быть судьей, чтобы понять: данная норма должна действовать лишь с конца декабря 2019 года.
С этим согласна, к примеру, и прокуратура Нерюнгри. 31 декабря 2020 года ею было направлен ответ на заявление жительницы Чульмана Боженовой. Квартиру в аварийном доме за 433 тыс рублей материнского капитала она приобрела 19 января 2019 г. А теперь администрация Чульмана уведомила ее, что вернет только эти деньги, и на большее женщина с детьми может не рассчитывать.
Из письма прокуратуры Нерюнгри:
«В соответствии с ч.1 ст.6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введения его в действие.
Изложенное отражено в п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ». Поскольку ФЗ №473-ФЗ не содержит указания о применении нововведенной ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ к жилищным правоотношениям, возникшим до вступления в силу данного ФЗ, следовательно, рассматриваемая норма действует в соответствии с общеправовым принципом действия законодательства во времени, т.е. применяется к жилищным отношениям, возникшим после вступления в силу ФЗ №473-ФЗ».
11 января этого года прокуратура направила соответствующее представление в адрес администрации Чульмана.
На аналогичных позициях стоит и Мегино-Кангаласская прокуратура, направившая в июле 2020 года представление о защите жилищных прав гражданина в адрес администрации с. Майя. До определенного момента это было прописной истиной и для судов. По данным ТайгаПост, минимум в Олекминске и Ленске Фемида вставала на защиту тех, кого местные власти пытались выставить за порог с компенсацией в сумме покупки аварийного жилья, сделанной несколько лет назад. Но затем, как по мановению волшебной палочки, суды Якутии то ли ослепли, то ли прозрели, и новая норма вдруг стала распространяться на все предыдущие года. Причем какими-то внятными объяснениями и ссылками на нормы закона судьи себя не обременяют.
28 октября 2020 г. судья Алданского районного суда Капралова, рассматривая иск семьи Варварич, приобретшей за 1,2 млн рублей квартиру в декабре 2016 года, указала:
«По смыслу приведенной правовой нормы размер возмещения не может превышать стоимость приобретения гражданами жилого помещения после признания его аварийным и подлежащим сносу. Суд полагает, что доводы истцов о том, что истцы вправе требовать компенсацию за аварийное жилое помещение по рыночной стоимости жилья в сумме 3 137 000 рублей, поскольку договор купли-продажи квартиры был заключен до вступления в законную силу изменений ст. 32 ЖК РФ, основаны на неверном толковании указанной нормы».
«Смысл» судьи Капраловой заключается в том, что «закон не содержит особенностей применения данной нормы в зависимости от возникновения права собственности». И, следовательно, по мнению алданской судьи, норма от 28.12 2019 г. распространяется на все ранее заключенные сделки. Поистине удивительный вывод из того, что «закон не содержит особенностей применения данной нормы». Хотя напомним, ч.1 ст. 6 ЖК РФ прямо указывает: «Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом».
Вы думаете, судья Капралова не разобралась или ошиблась? Вовсе нет. 23 декабря Верховный суд Якутии подтвердил правоту ее решения. Более того, Верховная республиканская Фемида отменила ранее принятые в районных судах решения в пользу граждан, приобретших квартиры в аварийном жилье до появления пресловутой поправки. Очень похоже, что судьи выработали единую позицию, разослали циркуляры по всем городам и весям. И там уже дежурно, едва ли не под копирку отклоняют иски.
Еще раз скажем о том, что аварийные квартиры люди покупают не от хорошей жизни, а именно на последние кровные. Причем часто используют для этого материнский капитал. Теперь их просто выставят на улицу, всучив обратно жалкие крохи. Бомжевать готовится и жительница Алдана Рыжова с двумя несовершеннолетними детьми, один из которых инвалид.
1-комнатную квартиру за 800 тысяч (433 тысячи из них материнский капитал) в аварийном доме она приобрела в январе 2019 года. Районный суд уже проиграла, 1 февраля - апелляция в ВС Якутии, прямо скажем, с сомнительными перспективами на удачу. Получив обратно свои 800 тысяч, она вряд ли что сможет приобрести в Алдане. Если повезет, такую же развалюху, из которой ее снова выгонят через год-два. Семья с больным ребенком просто окажется на улице.
А ведь у Рыжовых особая ситуация: расселить их дом власти обещали до конца 2019 года. А в июле 2020-го администрация города Алдан уведомила женщину, что в связи с изменением законодательства квартиру ей не видать, как своих ушей. То есть до 28 декабря 2019 г. Рыжовы имели право на другое жилье, им его обещали предоставить до 31 декабря. Свои обязательства власти не выполнили. Но за основу суд взял три последних дня года, когда уже действовала новая норма. И на этом основании обрек женщину с больным ребенком на скитания.
Таких историй в распоряжении ТайгаПост десятки. По всей республике, скорее всего, многие сотни, если не тысячи. На протяжении ряда лет люди приобретали квартиры в аварийных домах, строили планы, надеялись на государство, обещавшую им лучшую долю. Но однажды это государство от них отказалось. А суд, явно не по своей воле, вдруг начал зачищать всё, что ранее соответствовало закону.
Получается, что граждан России с равными правами законодательно поделили на счастливчиков и невезучих. Так, те, кто покупал квартиры в аварийном жилье, но был расселен до конца 2019 года, пользовались одними правами. А для невезучих, чья очередь наступила после 28 декабря, придумали новый закон, по которому квартиры им или реальная компенсация уже не положены. Согласитесь, бредовая ситуация. Точнее, чистой воды обман. Мы уже не говорим о том, что с момента покупки квартир несколько лет назад цены на недвижимость выросли, и сегодня за старые деньги даже аварийную комнату вряд ли купишь. Да, и в целом инфляция не дремлет…
Государство признало свою ответственность перед обманутыми дольщиками, что совершенно справедливо. Но ведь дольщики, заплатившие миллионы за свои квартиры, явно обеспеченнее покупателей аварийных. И почему тогда закон их не защищает, а откровенно неправосудные решения только поддерживаются Верховной Фемидой региона?
Впрочем, возможно, власти Якутии оставили лазейку для тех, по ком катком прошлись поправки в ЖК РФ. 5 октября 2020 года председатель правительства Тарасенко подписал постановление №305 «О внесении изменений в Постановление правительства РС (Я) от 27.03.2019 г. №50 «О республиканской адресной программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 г.г.»». Им предусмотрена субсидия на выкуп и строительство жилья граждан, имеющих единственную квартиру.
Из Постановления можно понять, что субсидия рассчитывается, исходя из установленной стоимости квадратного метра в республике с учетом общей площади изымаемого жилья за вычетом полученной гражданином компенсации. То есть, получив компенсацию в виде ранее уплаченной стоимости квартиры, житель республики, которому больше некуда идти, вроде бы вправе потребовать деньги на приобретение новой, исходя из установленного расчета.
Однако, пока совершенно непонятно, как действует механизм предоставления данной субсидии и сколько это займет времени. Некоторые юристы считают, что сначала нужно будет доказать в суде, что аварийная квартира была у тебя единственной, а уже затем обращаться в правительство. Все это очень неопределенно и растянуто. Да и зачем доить скудный бюджет республики, если есть возможность получить федеральные деньги на переселение?
ТайгаПост очень надеется, что будет дана должная оценка действиям судей, отказывающих истцам в предоставлении квартиры или реальной компенсации. Мы же не хотим, чтобы сотни, а то и тысячи семей вдруг оказались на улице…
Источник: ТайгаПост