Вы здесь

Прощай, река! На Лене хотят построить целлюлозно-бумажный комбинат

17 мая 2019 в 10:34Рубрика: Задело

В верховьях Лены планируют построить целлюлозно-бумажный комбинат (ЦБК) мощностью миллион тонн продукции в год. Причем Якутия от этого ничего не получит и помешать особо не сможет: завод будет располагаться за границей региона.

Разговоры о строительстве такого комбината звучали давно, вызывая озабоченность якутских экологов, но сейчас дело сдвинулось с мертвой точки. Инвестор — АО «Группа «Илим» — запросил у усть-кутских властей сведения о лесоперерабатывающих производствах и свободных лесных угодьях в 300-километровой зоне от города. А 14 мая в администрации района прошло совещание, на котором представители компании-инвестора сообщили о своих планах. На их стороне сегодня играет красный губернатор Иркутской области коммунист Левченко.

Из письма АНО «Агентство инвестиционного развития Иркутской области» (АИРИО) в адрес администрации Усть-Кутского района:

«АНО АИРИО является уполномоченной правительством Иркутской области специализированной организацией по привлечению инвестиций в экономику региона и работе с инвесторами. В адрес АИРИО от имени руководства АО «Группа «Илим» в соответствии с протоколом правительства РФ от 21.12.2018 г. поступило сообщение о сопровождении потенциального инвестиционного проекта «Строительство нового ЦБК в Иркутской области». Одним из вариантов наиболее оптимального размещения новых производственных мощностей рассматривается инвестиционная площадка на территории Усть-Кутского района.

В целях установления деловых контактов, а также обсуждения отдельных вопросов, касающихся возможности строительства нового ЦБК в Усть-Кутском районе, просим вас 14 мая провести совещание с руководством АО «Группа «Илим» о наличии имеющейся транспортной инфраструктуры (вода, ж/д, автомобильные дороги), о присутствии других предприятий лесопереработки в Усть-Кутском и смежных с ним районах в зоне 300 км, об объемах производства лесопродукции и логистике поставок, о возможных объемах вовлечения балансовой древесины и технологической щепы от сторонних лесозаготовителей и лесопереработчиков, о наличии свободных лесных участков в радиусе 300 км от Усть-Кута, об экономическом положении города и района, о социальной обстановке».

ВСЁ ДЛЯ КИТАЯ

Из документов Агентства инвестиционного развития Иркутской области следует, что будущий целлюлозно-бумажный комбинат будет выпускать миллион тонн продукции в год. Судя по всему, почти весь объем продукции пойдет на экспорт в Китай. На официальном сайте АО «Группа «Илим» сообщается, что сегодня три ЦБК компании отгружают на экспорт 1,6 млн тонн продукции, а к 2024 году планируют увеличить показатель отгрузки картона в китайскую провинцию Шаньдун более, чем в три раза.

ПРЕДЫСТОРИЯ

Впервые о планах строительства ЦБК в верховьях Лены заговорили в 2012 году. Мощность того проекта оценивалась в 900 тыс. тонн готовой продукции, которую полностью собирались отправлять в КНР. Тогда инициатором строительства лесохимического комбината в Усть-Кутском районе выступало ООО «Сибирский лес». Когда дошли до публичных слушаний, инвестор получил жесткий отпор местных: в октябре 2014 года из 170-ти присутствовавших на презентации проекта в Усть-Куте воздержались пятеро, остальные проголосовали против.

На фото: одиночный пикет активиста в Усть-Куте 14 мая во время совещания по строительству ЦБК

Настроение наших соседей не изменилось и сегодня, но новому инвестору до этого, кажется, дела нет. Времена-то изменились.

Вечером 14 мая — сразу после совещания в администрации — мы дозвонились до главы Усть-Кутского района Тамары Климиной. Приятным, слегка уставшим голосом она говорила о вещах, о которых мужи-чиновники обычно говорить стесняются. Ну или (если называть вещи своими именами) боятся.

Тамара КЛИМИНА, глава Усть-Кутского района:

— У нас было совещание, на котором инвестор сообщил, что планирует построить ЦБК. Возможно, не в нашем районе, а в соседних, может быть, в Казачинско-Ленском (находится на реке Киренга, притоке Лены. — С. С.). Никакой конкретики не было, но мне показалось, что наш район им нравится больше всего. Я их отговаривала. Объясняла, что у нас высокий уровень зарплат, безработицы практически нет, поэтому местным вряд ли будет интересен этот проект, рабочих просто не найдут. Что жители категорически против химического производства. Что у нас ниже по реке Якутия, где очень трепетно относятся к природе. Увы, не все зависит от моей позиции, особенно если этот проект уже согласован на федеральном уровне. Ой, я боюсь, что… нам надо общими усилиями отстоять наши интересы по экологии.

— Мне трудно представить, чтобы наши якутские чиновники так высказывались по поводу федерального проекта. Тамара Александровна, вам не страшно? На вас оказывают давление?

— Как страшно, не страшно… Как мэру (по уставу глава Усть-Кутского района называется мэром. — С. С.) мне, конечно, интересен этот проект. Инвестиции — два миллиарда долларов, тысяча рабочих мест, это пополнение нашего бюджета — все вроде бы очень привлекательно. Но как человек, который проживает в этом районе и знает общественное мнение, я не хочу получить производство, от которого у людей потом будут проблемы со здоровьем. Инвестор утверждает, что проект очень современный, что будут выдержаны все экологические требования, проведут множество различных экспертиз.

Группа «Илим» — очень серьезная компания, и я верю, что они все построят по самым современным стандартам. Но у нас недалеко находится Братский целлюлозно-бумажный комбинат (тоже в составе АО «Группа «Илим». — С. С.). Все наши жители ездят в Иркутск через Братск и знают, какой резкий запах тухлых яиц, мягко скажем, стоит в районе ЦБК. И, конечно, не хотят, чтобы то же самое было в Усть-Куте. Общественное мнение однозначно выступает против, и я об этом сказала инвестору.

На фото: Братский ЦБК

— Есть еще один момент: массовая вырубка лесов ведет к обмелению рек. В последние годы речники уже жалуются, что из-за мелководья на Лене по полсезона в верховьях простаивают. Этот аспект на встрече с инвесторами обсуждался?

— Они сказали, что это не так, что это не доказано и что для таких утверждений нужны какие-то исследования.

— Дальнейшие шаги по строительству ЦБК в верховьях Лены были озвучены?

— Нет. Пока просто смотрят инфраструктуру, лесные участки, строительство ЛЭП и т. д. У меня они просто узнавали социальную обстановку.

— Тамара Александровна, в начале 2010-х годов уже вставал вопрос о строительстве ЦБК в Усть-Кутском районе. Вы тогда были мэром?

— Я тогда была депутатом и активно выступала против строительства ЦБК. Мэром района меня избрали в 2015 году.

— Как раз на волне экологической повестки?

— Не только. У меня было достаточно интересных дел и проектов. Про вашего мэра Якутска пишут много хорошего. А я еще в 2015 году делала то же самое, что и она. Только меня тогда шизофреничкой называли. Все это тогда воспринималось в штыки.

ЛЕС — В БУМАГУ

На официальном сайте группы «Илим» висит слоган «Миссия: от леса к бумаге». Три ЦБК группы расположены в Архангельской области, а также в Усть-Илимске и Братске Иркутской. Выпускают целлюлозу, гофроупаковку, белую бумагу и другую продукцию лесохимии. Сообщается, что предприятие уделяет большое внимание вопросам сохранения экологии и восстановлению вырубленных лесов. Увы, те, кто имел возможность познакомиться с результатами деятельности ЦБК, высказывают большие сомнения в экологичности производства.

На фото: Алексей Тупицын на одиночном пикете 15 мая у правительства Иркутской области

Алексей ТУПИЦЫН, председатель совета директоров АНО «Центр гражданского содействия», Усть-Кут:

— После совещания в мэрии наши активисты поймали директора Агентства инвестиционного развития Иркутской области и под диктофон спросили: «Усть-Илимск и Братск уже загадили, теперь к нам пришли?». Директор убежала. 14 мая прошли одиночные пикеты против строительства ЦБК у администрации Усть-Кутского района. Сейчас будем проводить акции в Иркутске у правительства области и еще в двух местах. Мы сделали запросы в различные инстанции, чтобы нам разъяснили планы по строительству ЦБК в верховьях Лены. Протесты будем продолжать, опыт у нас есть. Пять лет назад мы уже выступали против планов строительства ЦБК в нашем районе.

— Инвесторы ЦБК говорят, что нет 100-процентных доказательств влияния вырубки лесов на уровень воды в реках, что противоречит мнению многих ученых. Для нас, для Якутии это вдвойне актуально, поскольку понижение уровня воды влияет на завоз. Да и по вашему речному флоту может сильно ударить. Вам известно отношение осетровских речников (Осетрово — порт в Усть-Куте) к планам по строительству целлюлозно-бумажного комбината?

— У нас все категорически против этого. Думаю, инвесторы это понимают. Сначала хотели сделать открытое совещание в администрации с приглашением депутатов, представителей бизнеса, общественников, а потом никого не пустили. Что касается влияния лесов на уровень воды в реке, скажу следующее: пять лет назад в Прибайкалье выгорели леса, и с тех пор у нас практически нет паводка. Три года вода в Лене вообще не поднималась. Сейчас в паводок поднимается где-то на метр, но это практически ничто. Старожилы не помнят, чтобы когда-нибудь такое было.

Так что, если леса вырубят, уверен, уровень воды в Лене резко упадет. Вокруг Братска для ЦБК весь лес уже выкосили. И никто его восстановлением не занимается. Сейчас уже за 300 км лес для комбината возят. Если появится ЦБК у нас, то же самое будет и в Усть-Кутском районе. Мы пострадаем первыми, дальше все по реке, включая Якутию. Нам всем вместе нужно остановить этот опасный проект.

Якутянам уже несколько раз приходилось защищать реку Лену от газохимического производства, но если мы подключимся теперь, то борьбу уже предстоит вести на чужой территории. Несколько обнадеживает позиция местных властей в данном вопросе: у нас чиновники либо уклонялись от ответственности, либо выступали на одной стороне с инвесторами. Потому что «инвестиции и рабочие места».

Источник: Сергей СУМЧЕНКО, Якутск Вечерний

На фото: Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат во время работы, был закрыт в 2013 г. из-за угрозы экологии, фото: Forbes

Опрос недели

Довольны ли вы мерами правительства РФ по сдерживанию продуктовых цен?