Вы здесь

Проект закона о местном самоуправлении противоречит Конституции России – Конституционный совет республики

14 января 2022 в 16:01Рубрика: Акценты

С принятием нового закона о МСУ в Якутии пустят под нож почти 60 законов, в том числе Конституцию республики, сообщает ТайгаПост.

В распоряжении издания оказалась аналитическая справка  Конституционного совета РС (Я) по проекту федерального закона № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Законопроект увидел свет в декабре прошлого года, но уже в январе стремительные депутаты Госдумы намерены вынести его на голосование. Как будто пытаются протащить сырой закон в затяжные январские праздники. Необходимость его принятия обосновывается изменениями Конституции РФ. Впрочем, когда в июле 2020-го со всех утюгов россиян убеждали в необходимости внесения изменений в Основной закон страны, никто не сообщал, что на фоне сохранения семейных ценностей и пенсионных индексаций придется перекроить и МСУ.

Члены Конституционного совета Якутии пришли к выводу о том, что проект закона о местном самоуправлении противоречит Конституции Российской Федерации:

«В статье 1 проекта закона дается определение понятию местного самоуправления. Данное определение не соответствует определению местного самоуправления, установленному в статье 130 Конституции РФ. В частности, не содержит положения о том, что местное самоуправление самостоятельно решает владение, пользование и распоряжение собственностью», - говорится в аналитической записке.

Проектом федерального закона предлагается ввести три вида муниципальных образований: городской округ, муниципальный округ и внутригородская территория города федерального значения. Начало действия закона намечено на 1 января 2023 года. Предусматривается пятилетний переходный период, по истечению которого с карты сотрут муниципальные районы, города, поселки и села. В поселениях останутся наместники, назначенные главой муниципального или городского образования.

При этом, как следует из аналитической записки, «в проекте четко не указано, к чьим полномочиям относится и каким нормативным правовым актом устанавливается наделение муниципального образования статусом муниципального округа, городского округа, внутригородского муниципального образования города федерального значения».

Непонятно, каким образом должны устанавливаться границы новообразованных муниципальных и городских округов. В действующем законе ФЗ-131 о местном самоуправлении установлен институт голосования по вопросам изменения границ МО, процедура которого схожа с местным референдумом. «В представленном проекте федерального закона такой институт, как голосование, не закреплен», - говорится в аналитической записке.

Членов Совета насторожило и то, что федеральный законодатель не задумался, как лишать полномочий не справившихся с работой выборных глав и депутатов: «Проектом ФЗ не предусмотрен институт отзыва выборного должностного лица, как форма муниципальной правовой ответственности»... Не закреплено в проекте и положение об индивидуальном и коллективном обращении граждан в органы МСУ, а также правотворческая инициатива.

По мнению авторов записки, в проекте закона не прописаны и финансовые гарантии государства перед органами МСУ: «Закрепление за органами местного самоуправления наиболее значимых вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения и их финансовое наполнение остается на усмотрении субъекта РФ». «Необходимо обратить внимание и на то, что законопроект в отличие от федерального закона № 131-ФЗ не содержит положения о выравнивании бюджетной обеспеченности муниципальных образований», - считают члены Конституционного совета республики.

В аналитической справке указывается, что после принятия закона придется поменять 58 республиканских законов и кодексов! В том числе Конституцию РС (Я), законы о выборах главы республики, народных депутатов, о местном самоуправлении РС (Я), о муниципальных выборах, о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, о налоговой политике РС (Я), о статусе национального административно-территориального образования в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, КоАП РС (Я), Земельный кодекс и многие другие.

Аналитическая справка составлена на 21 странице. Авторы сделали упор на поиски отрицательных сторон законопроекта, практически ничего не говоря о положительных нововведениях. Создается впечатление, что их и вовсе нет.

Источник: ТайгаПост

Опрос недели

Довольны ли вы мерами правительства РФ по сдерживанию продуктовых цен?