Вы здесь

«Проблема Якутии в том, что ее не знают в Европе» - профессор Дезидери

09 февраля 2019 в 10:35Рубрика: Акценты

40 лет назад он хорошо говорил по-русски и мечтал приехать в СССР. Но тогда на его пути оказался «железный занавес». Только став профессором, Жан-Пьер Дезидери сумел осуществить свою юношескую мечту. Уже третий год он приезжает учить якутских студентов, как грамотно защищать природу. Доктор юридических наук Дезидери является участником одной из трех международных программ двойного дипломирования (российского и зарубежного) якутских студентов и сожалеет, что на его родине Якутию почти не знают, а Россию боятся.

«Очень приятно», - почти без акцента произнес профессор, протягивая мне руку. Следующую фразу на русском он, не дожидаясь перевода, произнес в конце нашего разговора: «Мне 60 лет». Вся остальная беседа проходила при помощи директора Центра по сотрудничеству с франкоязычными странами СВФУ Изабеллой Борисовой. Профессора мы застали между лекциями. И он сказал, что доволен якутскими студентами.

Жан-Пьер ДЕЗИДЕРИ, профессор:

- Я являюсь адвокатом, специализируюсь в области права защиты окружающей среды и коммерческого права. Руковожу магистерской программой университета Пари Сакле. Он входит в систему нескольких университетов, среди которых Версаль-Сен-Кантен-ан-Ивелин, являющийся одним из десяти французских партнеров СВФУ. Преподаю студентам в Якутске введение в Европейское право, французское право. Дальше мы будем работать в области обучения контрактному праву. Но в первую очередь моя работа связана с экологическим правом.

- Жан-Пьер, почему из Парижа вы оказались в Якутске?

- В таких проектах многое значат дружеские отношения. Так было и в моем случае. Кроме того, у Пари Сакле и СВФУ есть обоюдный интерес к проблеме защиты окружающей среды. Арктика и Якутия – очень интересный регион. Очень важно изучать, в том числе с правовой точки зрения, причины экологических проблем, глобального потепления. К примеру, значительное влияние на экологию оказывает загрязнение окружающей среды. А право – это регламентирующая часть влияния человека на природу.

- Российское и европейское законодательство в этой части похожи?

- Я не специалист в области российского права, поэтому не могу ответить на ваш вопрос. С другой стороны, та совместная программа, которую мы создали с СВФУ в области экологического права должна дать ответы на различные вопросы. Со стороны Северо-Восточного федерального университета в ней участвует юридический факультет, кафедра арктического права и стран Азиатско-Тихоокеанского региона, руководит которой Анатолий Слепцов. Партнером со стороны Пари Сакле является факультет права и политологии.

- Вы то сами были в Арктике?

- Не могу сказать, что хорошо знаком с этим регионом. Но частным образом ездил на Шпицберген. Изменения в Арктике – это мировая проблема, которая безусловно затрагивает современную Россию. Состояние вечной мерзлоты отражается на интересах всего мира. Если что-то серьезное здесь произойдет – это будет глобальная катастрофа. Поэтому правовая регламентация деятельности человека в Арктике имеет очень большое значение.

С другой стороны, очень важно, чтобы в местах промышленного освоения территории сохранилось коренное население, имеющее свои обычаи, традиционную культуру. Оно не должно быть вынуждено мигрировать в другие места. В мире уже появился термин «экологические мигранты». Якутия не должна дойти до этого состояния. И здесь опять же крайне важны вопросы правовой регламентации.

- Совместные исследования Пари Сакле и СВФУ имеют практическую основу или исключительно теоретическое направление?

- Еще не так давно говорили о том, что есть профессиональная магистратура и магистратура научного направления. Современная тенденция – не обращать на это внимания. Хороший профессионал обязательно должен владеть научными данными. Соответственно и научный работник не может быть оторван от практической сферы. Я не могу сказать, что для нас здесь более важно.

Те вопросы, которые сегодня выдвигает экологическое право, ставит совершенно новые проблемы и нельзя сказать, что важнее – чистая наука или практическая обоснованность. Я преподаю в СВФУ, и моя задача – сформировать новых профессионалов, передать тот опыт, те знания, которые накопила Франция в области сохранения окружающей среды.

Хочу сказать, что якутские студенты очень мотивированны и любознательны. Программа только открылась, и мы в начале пути. Но начало очень обнадеживающее. У больших французских корпораций есть большой интерес к России. Россия, как и Китай, сегодня вызывает огромный интерес у корпораций всего мира. И естественно они нуждаются в узких специалистах, имеющих специальное образование. Скорее всего, эти корпорации смогут проявить интерес к наиболее подготовленным якутским студентам. Лучшие будут работать не просто на зарубежные корпорации, а в первую очередь в интересах самой России, поскольку будут следить за соблюдением экологического законодательства.

- Жан-Пьер, за три года вы уже третий раз приезжаете в Якутск, чтобы преподавать в СВФУ. Ваша семья здесь уже была?

- Нет. Но я надеюсь, что моя жена приедет в июне на ваш ысыах. Вообще лично у меня к России всегда был большой интерес. С детства учил русский язык и в 18 лет очень сносно на нем говорил. Но то было время «холодной войны», приехать в Россию было нельзя, и постепенно русский забыл. Сейчас многое еще понимаю, но говорить предпочитаю на французском или английском.

Наши страны исторически всегда были очень близки. И та дружба, которая длится несколько столетий, дает надежду, что в каком-то ближайшем будущем эти отношения возобновятся. И та напряженность, которая сейчас существует, будет уменьшена. Во всяком случае, я очень на это надеюсь.

- У вас достаточно серьезная северная экипировка – сапоги и куртка.

- Все это я покупал в Париже специально для поездки в Якутию.

- Жан-Пьер, в России знают и любят книги и фильмы из французской истории. Взять хотя бы культовое произведение Дюма «Три мушкетера» (услышав от переводчика про «Трех мушкетеров», профессор улыбнулся). А что французы знают о российской культуре?

- У нас очень популярен «Доктор Живаго» Пастернака. А вообще, французы, к сожалению, плохо знают Россию, и многие ее побаиваются. Нужно популяризировать Россию в Европе.

- Как вы считаете, у Якутии есть потенциал для привлечения французских туристов?

- Якутия имеет гигантский потенциал для развития туризма. Но, если вы спросите на улице во Франции, что такое Якутия, то вряд ли что-нибудь услышите в ответ. Проблема Якутии в том, что ее совершенно не знают в Европе.

Европейцы сейчас не знают куда им ехать. Прежде всего, они хотят, чтобы это было безопасно. Вы же знаете, что сегодня в мире много терроризма. Когда-то я ездил в Гималаи, был восхищен горами. Но сегодня из-за отсутствия гарантии безопасности туда невозможно ездить. А Россия – безопасная, надежная страна. Плюс к этому сама Якутия очень интересная - своей природой, климатом, историей, традициями.

- Насколько европейский турист требователен к бытовым условиям, чем, к сожалению, Якутия в основной части похвастаться пока не может?

- В Европе развиваются два вида туризма. Люксовый требует больших вложений. Люксовый турист требователен к качеству отелей, логистике и т.д. Но есть и другой, более демократичный туризм, направленный на природу, экзотику. Он меньше привязан к хорошим отелям. Скорее всего, в этой части Якутия будет очень интересна европейцам. Еще раз повторю: проблема в том, что многие французы даже не знают, что есть такая страна Якутия.

Источник: Сергей СУМЧЕНКО, Якутск Вечерний

Опрос недели

Довольны ли вы мерами правительства РФ по сдерживанию продуктовых цен?