Вы здесь

Портрет на фоне. Алданские зарисовки

11 апреля 2018 в 15:35Рубрика: Жизнь +

«Все, приехали», - будит меня водитель после 8-часовой дороги из Якутска в Алдан. «Это пригород?», - спросонья уточняюсь я, наблюдая за окном покосившиеся деревянные дома. «Нет, приехали. Это Алдан, детка!» «И это золотодобывающая столица Якутии?». Первое впечатление от Алдана было именно таким. Это позже, познакомившись с его жителями, историей, достопримечательностями, посетив десятки раз, Алдан стал родным и одной из памятных точек на карте республики.

Я и сейчас уверена, что Алдан заслуживает большего. Эта уверенность крепнет, когда разговариваешь с алданцами, верящими в будущее своего города, делающими ежедневно шаги, чтобы город стал уютнее, чище, добрее к его жителям. «А почему у вас на улицах лестницы с такими высокими ступеньками?» Глядя на своего попутчика – коренного алданца выше меня на полголовы с косой саженью в плечах – поняла глупость своего вопроса. И в голове рисовались картины, что первостроители Алдана выглядели именно такими – только сильные духом и телом, с большим горящим сердцем могли построить с нуля в разруху первых лет Советской власти поселение для золотодобытчиков. Больше всего меня поразили фотографии с верблюдами тех времен. Якутия и верблюды – где вы видели такое? А здесь порою кажется возможным все. Это Алдан, детка.

Именно через людей я и стала познавать душу Алдана, широкую, неугомонную, честную и прямую, остро реагирующей на несправедливость. Неизгладимое впечатление произвел и мэр Алдана Александр Бугай, которого жители называют по-свойски «Лукич». Впервые услышав его речь, поняла, что мне просто не хватит памяти в своей мозговой «флешке», нужно вытаскивать диктофон и записывать. А иначе как передать его выразительную, полную народных поговорок и местных оборотов речь?

Часто в Якутске ставлю Бугая в пример – знает каждого старожила в лицо, каждый закоулок, помойку, если хотите. Проблем много, денег на все, как и везде, не хватает, к нему относятся по-разному. Но каждый алданец знает, что Лукич – свой. Понравилось, что и с прессой он не заигрывает. Александр Лукич, когда к нему обращаюсь за комментарием по просьбе алданцев, всегда открыт и честно отвечает: «Да, проблему знаю (при этом назовет точный адрес и по имени отчеству жильца с проблемой). Сейчас возможности нет полностью закрыть вопрос, но мы делаем то-то и то-то». Уважаю честность. Ценю и другие его ответы: «Да ну? Это какое-то недоразумение, сейчас разберемся». Просто мне есть с чем сравнивать, в том числе и с некоторыми местными чиновниками, спустившимися на алданскую землю словно на парашютах.

Каждый, с кем встречалась в Алдане, складывал разноцветье пазлов в одну общую картинку – да, это Алдан, детка. Но широту и доброту алданцев я бы никогда не поняла в полной мере, если бы не посетила Алданский детский дом. О ныне так называемом Центре семейного устройства слышала еще в Якутске, как лучшем в республике. Грех было не воспользоваться случаем, тем более, что его директор Николай Миронов и мой муж, журналист Сергей Сумченко – давние студенческие друзья.

Мы, конечно, встречались до этого в Якутске, когда Николай приезжал в командировку. Не обошлось без разговоров и о политике. «Что у вас в Якутске творится?», - на невинный свой вопрос Миронов получил от меня тираду про власть имущих и партию жуликов и воров. «А я член «Единой России» почти со дня ее основания и верю, что все это временные трудности». Такая простота его ответа меня подкупила. Уважаю честность. Но разговор у нас как-то не склеился. Глупо убеждать в чем-то искренне верящих в свои идеалы людей. Ушла спать, оставив мужиков повспоминать былое, поговорить о своем.

И вот вторая встреча в Алдане. Мы были уже в стенах детдома, Николай задерживался, чему была и рада, чтобы первое впечатление получить без гида. Конечно, приятно удивили двор, само здание, чистота и порядок. Но больше всего удивили дети, которые проходя с интересом рассматривали гостей и привычно без натуги говорили «здравствуйте», а одна девчушка огорошила своим «добро пожаловать».

Разговор начала сразу по делу: «Николай, какие проблемы есть? Чего не хватает? Напишем, если надо скандал поднимем». «Да какие проблемы? У нас все есть. Вот заказали гончарную мастерскую, хотим кузницу и 3D-принтер еще» «Ааа, помочь деньги выбить для этого?», - не успокаиваюсь я, подозревая скромность интервьюера. «На это деньги есть. Начали реконструкцию столовой, ремонт в корпусе. Хочу свой спортзал, но это уже отдельная тема, над ней работаем. Ты вот лучше, как женщина, мать, посоветуй: нашим девочкам купить разные ткани на выпускной или одной расцветки, но пошьем разные фасоны?».

Я не поверила своим ушам. Ведь едва ли не каждый день по телевидению, в газетах видим и читаем сюжеты про бедствие детских домов в России, дети не доедают, какой там 3D-принтер! В чем причина? Миронов сказал, что им грех жаловаться на обеспечение – государство хорошо снабжает материальную базу. Главное, грамотно распорядиться средствами. «Коля, почему тогда у других бывает плохо? Воруют, да?» «Не знаю. Может, региональные власти подводят», - пожал плечами.

«Вы лучше про моих детей напишите!». Действительно, что я могла написать про проблемы Алданского детского дома? Его спортсмены имеют самые современные лыжи и клюшки, крутую форму. Во дворе дети катаются на квадроциклах и осваивают управление квадрокоптерами. И выпускницы на школьный бал пришли в таких платьях, что все ахнули. Прошло немного времени, как из детдома стали ловить новости: дети по своим эскизам «напечатали» 3D-чорон, установили бюст Пушкину, организовали свою студию, где выпускают фильмы.

Воспитанники детдома поздравили рожениц в День матери, подарили подушки с вышитым  своими руками «Любите своих детей!». Если такая ежегодная акция заставит задуматься хоть одну мать в минуты отчаяния, разве миссия уже не выполнена? Стоит ли говорить о реакции мамочек, врачей, акушерок, когда дети напомнили о своем самом важном, самом необходимом – любви Мамы, чего их лишила судьба, родители-алкоголики…

В наши публикации попадали и другие воспитанники. В Алданский детский дом – лучший в республике, а теперь и на всем Дальнем Востоке -  из разных уголков Якутии на «перевоспитание» отправляют трудных подростков, тем самым отрывая от дурных компаний. Каждый из них получает свой шанс – стать членом большой семьи. Было бы наивно полагать, что все, оценив новые условия, встали на «путь исправления», как пишут в сухих отчетах МВД.

За одного такого трудного воспитанника Николай Миронов бился до конца. Парень не раз ранее попадался на мелких кражах. Перевели в Алдан. И через некоторое время о мальчишке из детдома заговорила вся республика – «Герой! Не испугался, вывел и спас детей из пожара». Тогда казалось, что добрые отзывы о его настоящем мужском взрослом поступке помогут ему найти свое место в жизни. К тому же, нашелся его родной отец в Нерюнгри, который решил его забрать домой. Положительная характеристика и слава на всю Якутию сделали благое дело – он получил отсрочку по прежним проступкам.

Тогда сердце дрогнуло – счастливый хэппи-энд! Но не случилось. Парень снова уже в Нерюнгри попался на мелкой краже и ответил по закону. Но у него ведь был шанс… Николай тогда сказал: «Что бы ни было, у него отважное и доброе сердце. Не каждый мужик способен войти в горящий дом». Дети все разные, но для Миронова они все свои. Про таких журналисты выдумали клише «для него чужих детей не бывает». Теперь я знаю, что такие люди есть.

Несколько лет мы писали об Алданском детском доме. Нельзя не вспомнить про уникальный опыт Центра, после публикации им заинтересовались другие детские учреждения. Здесь обустроили комнату для юных мам. Виктория Тонких до детдома жила с бабушкой в Якутске. У мамы была своя разгульная жизнь, и, когда Вика была беременна, женщину лишили родительских прав. После выписки из роддома маленькую маму со статусом социальной сироты направили в Алданский детский дом. Им с малышкой создали все условия.

Все по-настоящему, «по-взрослому»: маленькая уютная отдельная комната, где мама сама ухаживает за ребенком под бдительным оком воспитателей, помогающих добрыми советами. Вика сама готовит, отводит малыша в ясли, подрабатывает и распоряжается полученными деньгами. Есть печальная общероссийская статистика, что зачастую бывшие детдомовцы, не приспособившиеся ко взрослой жизни и не привыкшие к бытовым реалиям, обрекают своих деток повторить свою судьбу. Этот уникальный опыт, получивший начало в Алдане, может исправить ситуацию к лучшему. Миронов дал шанс стать ответственными родителями и таким рано повзрослевшим воспитанницам.

Признаюсь, не раз ревела над новостями из детдома. Однажды мне рассказали, что в гимназии Николаю Миронову сделали замечание, что его воспитанники одеваются лучше, чем дети из некоторых семей. Можно ли придумать лучшую похвалу для директора? И сейчас у дверей его кабинета постоянно топчутся мальчишки и девчонки, чтобы поговорить, рассказать. У каждого ребенка детдома есть номер его мобильного. И ведь звонят, а он слушает, советует.

Знаю, что сейчас могут сказать некоторые люди в Алдане: все это написано в предвыборных целях. Да. Когда Николай сказал, что собирается в Ил Тумэн, искренне обрадовалась. Меня трудно заподозрить в симпатии к «Единой России». Но мое негативное отношение к партии власти – как к системе, которая охотно подавляет инакомыслие. Но любая партия состоит из людей. И люди эти разные. Знаю, что Николай Миронов будет достойно представлять Алдан в Госсобрании республики. Ил Тумэну нужны неравнодушные люди. Может, когда-нибудь он сложит свой партбилет. Но говорить ему об этом не буду, а то опять поссоримся))).

Источник: Айталина НИКИФОРОВА, редактор «Блокнота Якутска», «ТайгаПост»

 

Опрос недели

Довольны ли вы мерами правительства РФ по сдерживанию продуктовых цен?