Вы здесь

Пациенты в никуда, Или как в Якутске ищут свою больницу

16 февраля 2019 в 12:23Рубрика: Задело

Что может быть страшнее, чем больному пожилому человеку в ночь оказаться на улице в самые лютые якутские морозы. Чувства страха и беспомощности испытала Наталья Хисамутдинова, когда в январе ее, прибывшую на лечение из Олекминска, выставила за дверь охрана медучреждения. Бабушку весь день возили по городу, а вечером голодного, больного человека без оказания помощи просто отправили в никуда – в туманный Якутск, которого она совершенно не знала.

Наталья ХИСАМУТДИНОВА:

- В 10 утра 14 января по направлению Олекминской ЦРБ я прибыла в кардиодиспансер Якутска. Врач снял кардиограмму и тут же на скорой меня доставили в республиканскую больницу. Там снова сняли кардиограмму, взяли анализ крови и сообщили, что через час примут решение, что со мной делать дальше. А я пробыла там пять часов. Меня не поили, не кормили, раза четыре или пять снимали кардиограмму, не давали никаких лекарств.

В конце концов, больница предоставила свою машину и меня снова перевезли теперь уже в РБ-2. Там меня приняли в приемном покое. Видимо, кто-то второпях снял кардиограмму и ушел домой. Я просидела в коридоре до семи вечера, все ждала кардиолога. Потом вышла врач и ругалась, почему врач из республиканской больницы с ней предварительно не связалась. А с меня то какой спрос? Я приехала из Олекминска по направлению.

Мне 65 лет, вторая группа инвалидности по кардиологии. Я откуда знаю, кто с кем должен связаться? В итоге меня просто выставили на улицу. Темно, туман. Хоть падай там. Я не знаю города. Спасибо, приютили люди, которые 15 лет назад из Олекминска переехали в Якутск. Позвонила Наде, у которой остановилась, и даже не могу объяснить, где нахожусь. Она ездила по отделениям, меня искала. Я так понимаю: если меня привезли на скорой, почему за весь день даже таблетки не дали? Почему, если у меня направление с пометкой «срочно», нет места для госпитализации - меня поставили в общую очередь 21-й.

На следующий день я снова пошла в кардиодиспансер, врач очень удивилась, что меня не положили в больницу. Потом я ходила по узким специалистам, приезжала в больницу на такси, вечером возвращалась к людям, у которых остановилась. Положили меня в Национальный медцентр только в понедельник, 5 февраля. До этого в пятницу я позвонила на «горячую линию» Минздрава. Принявшая звонок женщина, спасибо ей, приняла меры. Но потом были выходные, а после них меня госпитализировали. Мне сделали коронографию, ради которой я приехала из Олекминска. На это у меня ушел месяц.

- Наталья Николаевна, вам оплатили проезд до Якутска?

- Нет. В конце года я спрашивала у врача в Олекминске, он сказал, что у больницы нет денег на билеты. Хотя раньше, если ехала по направлению, проезд оплачивали. Ладно, думаю, конец года – всякое бывает. Но и в начале года денег на билеты в больнице не было. Так что полетела за свой счет.

Оксана МИХАЙЛОВА, депутат Ил Тумэна от Олекминского района, член комитета по здравоохранению:

- Больше половины обращений моих земляков за помощью - это проблемы с лечением: не могут получить своевременную оплату проезда к месту лечения, получить квоту на высокотехнологичное  лечение за пределами республики. Большие надежды возлагались на телемедицину, которая должна была компенсировать недостаточное технологическое и кадровое обеспечение в отдаленных труднодоступных районах. 

По состоянию дел на сегодня рано говорить об эффективности дистанционного участия квалифицированных врачей в лечении пациента. Причин тому много, в том числе качество интернет-связи в районах.

 К слову сказать, на расширенном заседании Постоянного Комитета по здравоохранению я внесла предложение о необходимости заслушать информацию Минздрава по итогам проверки Счетной палаты, выявившей нецелевое использование средств по статье «проезд к месту лечения».

Елена БОРИСОВА, министр здравоохранения Якутии:

- Маршрутизация пациентов – это действительно порою бывает большой проблемой. Как бы мы не расписывали маршрут пошагово, все-таки, это очень индивидуальное понятие. Не всегда возможно оказать помощь в рамках какой-то одной больницы: не наш, отправили дальше, не наш, отправили дальше… Для пациента это, конечно, страшное мучение. Поэтому сегодня мы ставим вопрос, чтобы медицинские организации, особенно специализированные, работали в рамках единого окна.

Остро стоит вопрос о создании кардиоцентра, в котором мы сможем разместить все службы, связанные с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Пациент поступает в центр, и уже в его рамках больного распределяют по отделениям, а не по больницам. Сегодня же у нас экстренная служба в одном учреждении, плановое – в другом, требующая терапевтического лечения – в третьем учреждении, в четвертом – диспансер.

Это не вина даже скорой, которая катает пациентов из больницы в больницу. Как бывает: сначала нужно исключить инфаркт, который требует оперативного вмешательства в РБ-2. Исключили – передают в РБ-1, где проводят плановые операции. Там видят, что есть нарушение сердечного ритма, пациента сначала необходимо подлечить, его передают в терапевтический стационар и т.д.

Поэтому, пока все это не будет в одних руках, такая ситуация, к сожалению, будет повторяться. Стоит вопрос не только о создании кардиоцентра, а и других специализированных медучреждений, чтобы они работали в рамках единого окна. Если даже это будет не в одном здании, то хотя бы одно юридическое лицо, где не будут говорить: «Пусть другие занимаются». Грубо говоря, пинанием пациентов, что греха таить, сегодня у нас такое бывает.

- Тем более, когда речь идет о бабушке со сложным заболеванием. Никто не хочет брать на себя ответственность, мало ли что…

- Ну да. Поэтому, к сожалению, пока мы не перестроим всю структуру, ситуация будет повторяться.

- Елена Афраимовна, когда перестроим, все-таки?

- Это очень важный и глобальный вопрос. Система здравоохранения республики выстраивалась десятилетиями. Нам хотя бы пятилетку, чтобы привести все в соответствие. Глава республики Айсен Николаев четко понимает, что нам нужно пересматривать подходы к оказанию медицинской помощи.

- Насколько понимаю, решение проблемы требует не только длительного времени, но и серьезных финансовых вливаний.

- Да. Но мы уже ведем работу в этом направлении. К примеру, кардиодиспансер, который стоит в плане строительства, мы уже переформатируем в части оказания медицинской помощи. Он был предназначен только для лечения инфарктов. Теперь мы его рассматриваем в глобальном плане: если республика вкладывает большие деньги, то система должна быть правильной.

- А пока для пациентов, приезжающих в Якутск из районов, это лотерея - повезет не повезет.

- Все-таки, будем считать, что случай с Натальей Николаевной частный. Чаще всего пациенты попадают туда, куда надо. Но бывают такие труднодиагностические пациенты, которым приходится проводить обследование в разных медучреждениях. Ну или пациенты приезжают без четкого направления. Бывает, направления пишутся, условно говоря, на деревню дедушке. К примеру, пишут «в кардиологическое отделение». А у нас их в Якутске пять – в какое отделение?

- Наталья Николаевна уверяет, что ни в конце прошлого, ни в начале нынешнего года Минздрав не оплачивал проезд пациентам на лечение в Якутск. Что за проблема?

- 28 января мы открыли счет и сейчас оплачиваем проезды на лечение по факту за 2019 год и гасим долги 2018-го.

- Елена Афраимовна, все-таки, что вы, как министр здравоохранения, посоветуете пациентам, приезжающим на лечение в Якутск, чтобы они не оказались в ситуации Натальи Николаевны?

- У нас есть республиканский Единый центр поддержки и сопровождения пациентов (тел.:8-4112-50-70-00). Там находятся специалисты, которые подскажут куда конкретно нужно обратиться. То есть перед поездкой в Якутск самому пациенту или его родственникам нужно позвонить в Центр поддержки и получить полную консультацию.

Кроме того, в каждой больнице сейчас есть представители страховых компаний, так называемые страховые поверенные. В их задачу тоже входит сопровождение пациентов. Не физическое, конечно, но они должны выяснить всю маршрутизацию вплоть до номера автобуса и остановки, где нужно выходить в Якутске. У нас даже, если человек едет на лечение в Москву, страховые поверенные звонят туда и выясняют, поступил ли пациент.

Таким образом, перед отъездом в Якутск пациенту лучше позвонить в Единый центр поддержки и сопровождения, можно на «горячую линию» Минздрава (бесплатный звонок 8-800-250-4714) или обратиться в своей районной больнице к страховому поверенному той страховой компании, в которой человек застрахован по системе ОМС. Это может снять ряд вопросов, когда больной окажется в Якутске. Ну, а, в целом, как я уже говорила, нам нужна глобальная перестройка системы здравоохранения республики, чем мы сегодня и занимаемся.

Источник: Сергей СУМЧЕНКО, Якутск Вечерний

Опрос недели

Довольны ли вы мерами правительства РФ по сдерживанию продуктовых цен?