На пленарном заседании Ил Тумэна 8 июня депутаты опять попытались раскрыть тайны якутских РИКов. Тема всплыла во время отчета министра имущественных и земельных отношений (МИЗО) Евгении Григорьевой. Она объясняла депутатам, как в 2017 году проходила приватизация государственного имущества Республики Саха.
Осенью 2016-го правительство и Ил Тумэн утвердили план приватизации на 2017-2019 г.г.. 2 апреля этого года кабмин республики принял отчет о прошлогодних итогах «планомерности процесса приватизации и оптимизации государственного сектора экономики, повышения эффективности управления госсобственностью». Что-то не удалось – объект в Нюрбе и финансово-клиринговое агентство «Саха Сирэ» никого не заинтересовали. Но Национальное книжное издательство «Бичик» и ФАПК «Туймаада» из ГУПов все же превратились в акционерные общества.
Были и другие успехи. В частности, путем внесения различного имущества увеличены уставные капиталы аэропорта «Якутск», «Саханефтегазсбыта», «Сахатранснефтегаза», «Сахамедиа», Корпорации развития РС (Я) и «РИК+».
Согласно отчету правительства республики в 2017 году в госбюджет от приватизации поступило – внимание! – 4 млн 144 тыс рублей. А это почти на 1 млн 100 тыс больше, чем было запланировано. От таких «успехов» у нардепов голова закружилась. И они потребовали разобраться, почему собственность на миллиарды рублей после «повышения эффективности управления» вдруг стала приносить миллионы? Тут же приняли постановление о ревизии главных государственных активов.
Автор инициативы народный депутат Якутии, председатель постоянного комитета Виктор Федоров рассказал ТайгаПост:
- Закон о приватизации имущества РС (Я) необходимо изменить. Согласно ему судьба госсобственности, номинальной стоимостью менее 100 млн рублей, решается исключительно правительством республики. Но с чем мы столкнулись при приватизации 10% акций «АЛРОСА-Нюрба»? Их номинальная стоимость была 2 млн рублей, а продают их за 12 миллиардов, то есть в шесть тысяч раз дороже! Но по закону о приватизации в РС (Я) согласия депутатов на операции с акциями «АЛРОСА-Нюрба» не требовалось. Вы же помните, что по номиналу они оценивались в 2 миллиона.
На пленарном заседании Ил Тумэна я предложил правительству совместно с депутатами Госсобрания провести ревизию эффективности использования всей государственной собственности. РИК, РИК+, РИК Финанс, Комдрагмет – абсолютно закрытые структуры для общественного контроля. Там какие-то квартиры в Анапе, недвижимость в Москве, непонятно кто, как их использует, и кто в итоге получает деньги.
Другой пример: в 2008 году МИЗО передало в Комдрагмет тепловые пункты в Поярковском округе Якутска. Арендаторов выселили, собирались торговать там водкой, но даже этого в итоге не было. В результате все развалилось. Мы десять лет – еще с тех пор, как был городским депутатом, – добиваемся возвращения этих теплопунктов, хотели там клубы по интересам восстановить. Но Комдрагмет и МИЗО стоят насмерть. Работа МИЗО полностью закрыта. В наблюдательных советах компаний, распоряжающихся госсобственностью, находятся случайные люди, выдвинутые туда правительственными чиновниками. Сколько запросов мною было направлено по работе «Сахатранснефтегаза», «Рик+», Комдрагмета, «Железных дорог Якутии» – в ответ сплошные отписки.
В 2014 году, когда нас только избрали народными депутатами, меня пригласили на балансовую комиссию Комдрагмета. И я высказал свои мысли о работе компаний, которые шли вразрез с действующей линией. После этого меня ни на одну балансовую комиссию не приглашали. А депутаты должны участвовать в подведении итогов работы компаний с участием государственного капитала.
Считаю, что это должно быть закреплено законодательно. Нельзя, чтобы только чиновники оценивали эффективность подконтрольных им подразделений. А то мы и дальше будем гордиться, что за год от приватизации госимущества в бюджет Якутии поступило 4 миллиона рублей…
Источник: ТайгаПост