Получатели квартир для детей-сирот в Якутии говорят о массовых нарушениях при строительстве их домов. На самом деле, это ни для кого не секрет. Но почему-то никто не пытается всерьез заняться такой бездумной тратой федеральных средств.
Три многоквартирных дома для детей-сирот в Покровске требуют капитального ремонта. Так считают их жители, которые дошли до Путина. В правительстве Якутии тогда провели совещание, прислали контролеров, приходили депутаты и чиновники. Но дома, которым нет и пяти лет, лучше от этого почти не стали.
Нина КЕЛЬЦИЕВА рассказала ТайгаПост следующее:
- В 2013 году за три самых холодных месяца в Покровске построили три восьмиквартирных дома для детей-сирот. Я заселилась туда в феврале, а в ноябре 2013 года нам выдали договоры социального найма. Считается, что с этого времени домы были введены в эксплуатацию. Как нам объясняют, через пять лет застройщик освобождается от всех обязательств по устранению недоделок. То есть, в ноябре истекают пять лет, а дома с каждым годом становятся только хуже. В квартирах - стойкий химический запах и запах канализации, слабая электропроводка, из-за которой постоянно горят электроприборы, трещины в стенах, во дворе ни одной лампочки, нет детской площадки и т.д. Мы писали Путину и в 2016 году провели замеры температуры. Установили, что у нас холодно, подняли завалинку, утеплили стены вторым слоем базальта. Стало теплее. Но, если ветер, он все равно выдувает все тепло из квартир.
- Если власти в курсе ваших проблем и не могут их решить на протяжении пять лет, на что вы надеетесь?
- Мы требуем, чтобы наши дома были признаны несоответствующими строительным нормам. Для этого нам нужна комплексная экспертиза качества выполненных работ, используемых материалов и т.д. Мы постоянно жалуемся в прокуратуру, Роспотребнадзор, администрацию района, правительство республики. К нам приходят комиссии, что-то даже пытаются делать. Но все это в режиме аварийных бригад: холодно - завалинку подняли, появились трещины - их замазали, канализация побежала - ее временно заткнули. А потом все повторяется. Возле дома 2/1 по улице Дачная из-за постоянных протечек канализации болото образовалось, лестница в подъезде наклонилась. В дожди крыши по-прежнему текут. Нам говорили, что химический запах от используемого в качестве утеплителя базальта исчезнет через три года. Но я уже больше пяти лет там живу, а химией по-прежнему пахнет.
- Нина, какую проблему ваших домов вы считаете главной?
- Даже не знаю, что выделить. Нас управляющие компании брать не хотят, потому что все нарушено при строительстве. Вчера в Покровске дали тепло, а у нас опять что-то не получается. Вдруг побежали все радиаторы в квартирах. Организовать ТСЖ, чтобы самим начать решать проблемы, нереально. Во-первых, из-за тех же массовых строительных недоделок. А, во-вторых, из 24 квартир наших домов только пять семей проживают там постоянно с начала их сдачи. Остальные сдают квартиры, и у них накопилась огромная задолженность по коммунальным платежам. Это серьезная проблема.
И, все-таки, наверное, главное - это наши стены. Они состоят из деревянного каркаса, внутри которого базальтовый утеплитель. В такие стены невозможно забить гвоздь, поскольку он проходит в пустоту. Я кое-как карнизы повесила, вроде бы пока держатся. А кухонный гарнитур, к примеру, повесить нельзя. У нас все стоит на полу. Радиаторы подвешивают на проволоке к потолку или кладут на трубы, потому что к стене их не закрепишь. Такого жилья вообще не должно быть. Не знаю, кто придумал такую технологию.
- А где находятся остальные 19 получателей квартир для детей-сирот?
- Живут в разных уголках Якутии. Я десять лет ждала квартиру после того, как мне она была положена. Так же и другие. Поэтому многие уехали в другие районы. А квартиру дают не по месту прописки, а по месту постановки на учет в качестве сироты. То есть в нашем случае в Покровске.
- Какой выход вы видите?
- Нельзя, чтобы с застройщика были сняты все обязательства по устраннению недоделок. В бюджете денег вообще не будет на капитальный ремонт наших домов. Мы получили наши квартиры по федеральной программе. Но почему-то в Покровске эту федеральную программу поняли по-своему. К нам дважды приезжала депутат Госдумы Галина Данчикова. В последний раз в этом году. Предложила главе района, чтобы он дал нашим пяти семьям, постоянно проживающим в этих домах, другие квартиры. У нее, видимо, такая логика: раз мы там живем, значит, мы нуждаемся в жилье, а остальные, кто получил квартиры, но не живет там и не платит за них, не нуждаются. Пока после предложения Данчиковой никаких действий не предпринималось. Мы не выходим на митинги, чем и пользуется наша администрация. Все стараемся сделать в рамках правового поля. Но ведь нашему терпению когда-то придет конец.
ТайгаПост напоминает, что после публикации нашего издания о строительстве домов для детей-сирот в Алдане проблемой занялись прокуратура и Следственный комитет. Надеемся, что органы более внимательно присмотрятся и к Покровску. Судя по рассказу Нины Кельциевой, многочисленным жалобам жильцов и фотографиям, как и в Алдане, в Покровске речь вполне может идти как минимум о статье 238 УК РФ "Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности".