Вы здесь

Неожиданный Малыкай. Заметки очарованных странников

15 ноября 2022 в 16:17Рубрика: Жизнь +

Наш УАЗ тяжело врезался в труднопроходимую просеку. Мы поймали последние дни, когда в Малыкай можно проехать по земле. ТайгаПост расскажет, каких удивительных людей мы встретили в одном из самых дальних наслегов Нюрбинского улуса.

Малыкай, безусловно, одна из жемчужин нюрбинской земли. Уютно раскинувшись на берегу Мархи, село стало удивлять нас с первого момента знакомства. Глубокой окраиной его можно назвать лишь географически. На самом деле, в Малыкае кипит жизнь. Местная администрация ловила каждый день, пока еще работал зимник. Вот и нам навстречу попались несколько автомобилей с нюрбинской ребятней, возвращавшейся домой с соревнований. Главу села Леонида УШКАНОВА мы смогли отвлечь лишь на час, после чего он сорвался на очередное яркое мероприятие.

В прошлом году Малыкаю исполнилось 250! Впрочем, как заверил наш давний товарищ, директор Малыкайского музея имени Степана Васильева Александр ИЛЬИН-ЕГОРОВ, это лишь письменная история Бордонского наслега, когда он получил печать.

Александр ИЛЬИН-ЕГОРОВ:

- Мы – тыгыниды, даже не совсем нюрбинцы. Наш род бордонцев проживал в районе реки Синей, когда Ньырбакаан - младшая жена отца Тыгын Дархана - со своими людьми уже откололась от хангаласцев и обосновалась на нюрбинской земле. После страшного сражения в 1682 году с казаками с предводителя якутов Дьэллика заживо содрали кожу. А его жену подняли на дыбу и у неё случился выкидыш. Чтобы другим было неповадно поднимать восстание, зародыш завернули в кожу отца и вывесили на всеобщее обозрение. Об этом писали исследователи Дионео, Явловский, Серошевский, Токарев, Попов. Было даже олонхо, где подробно описывалось, как пытали пленных. От таких зверств наши предки бордонцы ушли на берега Мархи, где основали поселения, напрямую перекликающиеся с названиями хангаласских наслегов - два Бордоҥа, Мальжагар…

На фото: Александр Ильин-Егоров в центре.

История безумной жестокости 17 века – это лишь одна из многочисленных легенд малыкайской земли. Другая, более свежая и некровожадная, состоит в том, что первый алмаз Якутии нашли именно в Мархе под Малыкаем. Якобы по степени его истертости геологи вычислили, откуда река принесла кристалл, поднялись вверх и открыли первую кимберлитовую трубку. Спорить с местными на этот счет бесполезно, да и не легенды разрушать мы сюда приехали. К тому же, как поспоришь с аргументом, когда Накынское месторождение, где добывается 20 %  алмазов России лучшего качества, находится на территории наслега…

На фото: Малыкайский музей. На родине легендарного Степана Васильева чтут его память

По переписи 2020 года в Малыкае проживает 1798 человек. Бордонский наслег занимает почти половину Нюрбинского улуса. Он бездотационный, до недавнего времени даже делился доходами с республикой в качестве муниципалитета-донора – спасибо алмазодобытчикам. С 2019 года за рождение четвертого и следующих детей наслежная администрация платит по 25 тысяч рублей. За три года их получили 17 малыкайских семей. К слову, два года назад свой материнский капитал ввел и Нюрбинский улус, там доплата за многодетность составляет 100 тысяч рублей.

В Малыкае работают 11 магазинов. На наш взгляд, цены мало отличаются от Нюрбы, и ассортимент вполне достойный, включая виноград, киви и даже экзотичные фрукты из Юго-Восточной Азии. Торговля здесь повернута лицом к потребителю. Как рассказали предприниматели, с приходом оптоволоконного Интернета местные хозяйки открыли для себя мировую кухню и порою делают такие заказы в Нюрбу и Якутск, что хозяева магазинов по буквам записывают требуемые ингредиенты. В селе две пекарни.

Во врачебной амбулатории есть даже стоматолог, который обслуживает  и соседние наслега. Воду для населения забирают из Мархи. Она проходит через очистную установку и на выходе соответствует нормативам. Река живая, в ней водятся ленок, сиг и тугунок. Мархинских тугунков нам удалось отведать, они крупнее оленекских и ничуть не уступают им по вкусу. Хотя Мархе в свое время досталось – в ее верховье в советские времена прошли два аварийных подземных ядерных взрыва. Загрязненные зоны сначала попросту засыпали землей, лишь в конце 90-х соорудили бетонный саркофаг. Но экологи утверждают, что работы были проведены с нарушениями, и потому ручьи вымывают загрязненные радиацией породы в Марху. Но и без этого жителям бассейна раньше запрещали пить речную воду: в ней была превышена предельно допустимая концентрация бромидов ионов. Исследователи предположили, что ручьи или река периодически вымывают их из древних плит.

К слову, по зимнику доехать 100 км до Нюрбы вам обойдется в 500 рублей с пассажира. Летом дорога тоже как будто есть – в обход с большим крюком через понтонную переправу, там уже другая цена. В межсезонье, когда Малыкай полностью отрезан, три рейса в год до Нюрбы совершает вертолет «Полярных авиалиний». Нынче администрация Нюрбинского улуса приобрела судно на воздушной подушке, которое с достаточным уровнем комфорта соединила населенные пункты мархинского побережья с райцентром.

Познавая Малыкай, мы не закрывали рты от удивления. То, что в селе люди активные, инициативные, подтверждает хотя бы факт наличия двух зимних катков с вечерним освещением и трех футбольных полей с газоном. Один каток, кстати, нынче своими силами оборудовал сельский Совет отцов. На улице стоят тренажеры, чтобы любой мог позаниматься в свободную минуту. Скачки на ысыахе проходят на собственном ипподроме. Есть в Малыкае и свой бильярдный клуб, двери которого открыты каждый день. Жители не без гордости рассказывают, что два стола достались им с Чемпионата мира по бильярду! Здесь также можно поиграть в теннис, карты, шашки, шахматы.

По вечерам широко распахнуты и двери двух спортивных залов – школьного и филиала ДЮСШ, где днем занимаются боксом, борьбой, волейболом и национальными видами спорта. «К сожалению, у нас нет фитнес-клубов, как в Нюрбе. Но «качалка» с необходимым оборудованием есть. Все у нас бесплатно, включая и занятия в Школе искусств. Туда приезжают дети и из соседних сел. В прошлом году из Нюрбы переманили преподавателя по классу фортепиано, благоустроенную квартиру дали», - продолжает рассказ Леонид УШКАНОВ.

 Основным работодателем Малыкая является бюджетная сфера. Самый многочисленный коллектив в средней школе, где занято около 90 человек, и учатся 289 ребят. Работают два детских сада с ясельными группами, общим числом 150 мест. Глава Леонид УШКАНОВ признается, что в садиках недобор детей. Молодежь после школы уезжает учиться и не возвращается. Так что средний возраст малыкайцев – 40-50 лет.

Есть свой дом культуры, построенный в 2020-м на дивиденды АЛРОСА. По той же программе Администрация и улусный Совет депутатов выделили деньги на возведение Школы искусств, которую сдали в 2021-м. Тут также преимущественно заняты женщины. Мужики нашли место в ЖКХ, в селе представлены три теплоснабжающие организации. Многие заняты в сельском хозяйстве, в Малыкае более 1240 голов крупного рогатого скота и около 1570 лошадей, 320 из них числятся в конезаводе имени Степана Васильева, занимающемся племенным разведением фирменной нюрбинской мегежекской породы.

Есть своя небольшая пожарная часть, почта, АТС, и один день в неделю обслуживают клиентов Сбербанка. Из недавних событий – открытие первого банкомата "Алмазэргиэнбанка" в сельском клубе. К слову, в прошлом году в местный ДК закупили киноаппаратуру. Заключили договор с «Сахафильмом». И в Малыкае проходят все мировые кинопремьеры!

На фото: Малыкайская школа

Ну, что вам еще рассказать про Малыкай? Это мир интересных, неравнодушных, самодостаточных людей, не чувствующих себя краем географии. Ответственно заявляем: любая школа Якутска в подметки не годится Малыкайской сельской общеобразовательной. В прошлом году она была признана лучшей в улусе, но ей давно пора на федеральный уровень. В Малыкайской школе какой-то легендарный молодой директор Федор УШКАНОВ. К сожалению, нам не удалось с ним встретиться, поскольку он опять же был занят на каком-то общественном мероприятии.

На фото: кабинет биологии

На улусный грант в 500 тысяч наняли из нюрбинского села Антоновка дизайнера Юлию ИВАНОВУ. За лето она разрисовала все стены трехэтажного здания картинами, где каждый лестничный проход посвящен различным темам – родное село, республика, современный мир… На стене кабинета физики – Эйнштейн с высунутым языком, в классе национальной культуры - стилизованный балаган. Каждый этаж неповторим и вызывал у нас живой интерес.

В кабинете начальных классов ребятня на переменах может потренироваться в настольные развивающие национальные игры. Нам блеснуть мелкой моторикой рук не случилось, а вот малыши с такими заданиями справляются не глядя. Есть в школе и своя картинная галерея, выставка поделок учеников, учителей и родителей. По конкурсу выбрали символом школы жеребенка, и десятки забавных вышитых, глиняных, мягких жеребят встречают всех в коридорах.

Когда же Интернет стал отбирать ребят у библиотеки, ее, библиотеку, вынесли в фойе. Нет-нет, да и кто-нибудь из проносящейся мимо ребятни задержится у стеллажа, возьмет томик и уютно утроится на пуфике по соседству. В школьном бизнес-инкубаторе ученики делают сувенирку, осваивают 3D-принтер. Каждый педагог здесь находка, и каждый что-нибудь сделал для украшения школы.

С не меньшим удовольствием мы побывали и в Детской школе искусств, куда записана большая половина сельской детворы. Занимаются по четырем направлениям: хореография, фольклор, фортепиано и вокал. Преподаватели в униформе, на груди самодельные броши, говорящие о том, в каком искусстве они профессионалы.

Здесь целая коллекция национальных якутских инструментов, в том числе традиционные барабаны. Взгляд Айталины задержался на них, и девчонки-воспитанницы по просьбе руководителя потянули барабаны на середину класса. Мы думали, чтобы нам сыграть, но нет – на барабанах играют только мальчики, а их в это время уже не было. Девочки же бить в мальчишеские инструменты не стали, зато с удовольствием сыграли на хомусах и кырымпе. И даже взяли Сергея в свой ансамбль, дав тут же пару уроков игры на хомусе.

Уже в Якутске, беседуя с главой Нюрбинского улуса Алексеем ИННОКЕНТЬЕВЫМ, рассказали ему, с какими чувствами мы покидали Малыкай и поинтересовались: до тоже дальней Хорулы вы же проложили дорогу, когда будет такая же до Малыкая? Глава ответил, что три года назад строительство моста, позволившего связать села Малыкайского куста с остальной республикой, оценивалось в миллиард рублей. Понятно, что ни у улуса, ни у Якутии таких денег нет. Власти ищут возможности войти в какую-то федеральную программу, но как объяснить, что для пары тысяч человек нужен мост за миллиард? Вот и взяли катер на воздушной подушке, обучили в Петербурге судоводителей.

- Малыкай, действительно, очень интересное село с традициями и потенциалом. А что ж вы дальше не проехали? Там тоже есть на что посмотреть.

- Ну, потому что в Малыкае застряли, оторваться не могли…

Источник: Сергей СУМЧЕНКО, Айталина НИКИФОРОВА, ТайгаПост

 

Опрос недели

Довольны ли вы мерами правительства РФ по сдерживанию продуктовых цен?