Нефтегазовая резервация. Ленчане ищут выход и вход

Рубрика: Задело
"Тойота Приус" потеряла оба бампера на дороге "Мухтуя", май 2024 г.
"Тойота Приус" потеряла оба бампера на дороге "Мухтуя", май 2024 г.

У жителей Ленского района остается один верный товарищ – вода. Зимой, когда сковывает дорогу и покрывает ее «якутским асфальтом», и летом, когда район можно покинуть по реке. Других шансов выехать или приехать остается все меньше, сообщает ТайгаПост. В беседе с журналистами издания жители Ленского района не раз называли его «резервацией». Формально сохраняя все права граждан Российской Федерации, по факту свобода передвижения для многих здесь остается призрачной. 

Ситуация обострилась в апреле 2024-го, когда ФКП «Аэропорты Севера» сообщили о сокращении штатной численности и режима работы аэропорта Ленска. Воздушная гавань нефтегазовой столицы Якутии, как пафосно именуют город, неприлично хилая, способная принимать лишь безусловных трудяжек, но давно устаревшие Ан-24. Причем якутский перевозчик отказался от ленчан: сославшись на убыточность, «Полярные авиалинии» отменили единственный рейс в неделю из столицы республики. Крылья ленчан держатся лишь на иркутской компании «ИрАэро», четыре раза в неделю доставляющей пассажиров из Иркутска в Ленск и Якутск.

У «Аэропортов Севера» своя правда. Там отмечают, что в течение семи последних лет субсидия на функционирование казенного предприятия не увеличивалась. Вместе с тем, в тот же период снизилось количество заказных авиарейсов и авиапатрулирования лесов. Расходы в Ленске увеличились на 22%, выручка снизилась на 44%, а итак минусовая рентабельность упала с 79% в 2016 году до 36% в 2023-м. 

На этом фоне «Аэропорты Севера» сокращают штатную численность ленских авиаторов со 142 до 86,5 ставок. И уверяют, что это нормально, приводя в пример аэропорты Среднеколымска и Олекминска с похожими условиями. Так, в 2023 году в Олекминск прилетали 1676 самолетов при численности коллектива 61, а в среднеколымский аэропорт заходили 1080 бортов при коллективе 41 человек. 

Экономика ленчан на их фоне выглядит весьма плачевно: в 2023-м сюда прилетали 1429 самолетов, которые фактически обслуживали 136 сотрудников. Причем из этой тройки аэропорт Ленска единственный, где становится только хуже. И количество рейсов с 2016-го сократилось более чем в два раза, на 1596. Олекминск и Среднеколымск при этом неуклонно растут.

Ленские авиаторы попали в «мертвую петлю», которая лишь затягивается. Из-за низкого качества аэродромного комплекса, давно ждущего реконструкции, лишь очень немногие авиакомпании имеют парк, способный летать сюда. Соответственно снижается количество пассажиров и грузов, экономика предприятия стремительно падает, и теперь к нему применяют пугающее слово «оптимизация». Сокращение штатной численности, как сообщили в ФКП «Аэропорты Севера», лишь одна из ее составляющих…

Есть в Ленском районе современный ведомственный аэропорт в Талакане, доступный жителям Витима, Пеледуя и пары соседних сел. Построили его для освоения нефтегазовых месторождений. Но из того же Ленска добраться до Талакана практически нереально из-за отсутствия круглогодичной общедоступной дороги.

Есть трасса до Мирного, куда, как ранее рассказывал журналистам ТайгаПост глава района Александр ЧЕРЕПАНОВ, многие ленчане добираются в местную воздушную гавань. Но каждую весну и осень дорога «Мухтуя» превращается в почти непроходимый квест. Вот, как Александр ЧЕРЕПАНОВ описал свое возвращение в конце апреля из командировки в Мирный: «Дорога совершенно разбита. Ее протяженность более 230 километров. Один 20-километровый участок мы на внедорожнике проехали за полтора часа!».

Бичом трассы «Мухтуя», соединяющей Ленск с Мирным, являются тяжелые нефтевозы «Саханефти» («Иркутская нефтяная компания») и «Таас-Юрях Нефтегазодобычи» («Роснефть»). Каждый день десятки многотонных автоцистерн разбивают грунтовое полотно, приводя его в полную негодность. С 30 апреля до 5 мая им запретили выезжать на трассу. Но это уже как мертвому припарка – чтобы дорога не встала окончательно.

На фото: дорога "Мухтуя", апрель 2024 г.

В Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Якутии в ответ на запрос депутата Ил Тумэна Никиты ТИМОФЕЕВА рассказали, что в 2023 году было отремонтировано 12 км полотна, в 2024-м планируется 13 и в 2025-м – 19,7 км. По Нацпроекту «Безопасные и качественные автодороги» за три года на это предусмотрели около 850 млн рублей. Однако в то, что когда-нибудь «Мухтуя» станет комфортабельной трассой, измученные ленчане почти не верят.

Чтобы в ближайшем будущем они окончательно не оказались запертыми в нефтегазовой резервации, власти района готовы открыть закрома. По словам Александра ЧЕРЕПАНОВА, им ведутся переговоры с авиакомпанией «АЛРОСА» о выполнении регулярных рейсов между Ленском и Мирным, откуда свободный вылет во многие города России, а стоимость билета до Якутска на 7-8 тыс рублей дешевле, чем из Ленска.

Ленский район из своих средств обещает субсидировать авиакомпанию в сумме 350 тысяч рублей на каждый оборотный рейс, чтобы цена билета Ленск-Мирный и Мирный-Ленск для пассажира не превышала 3,5 тысяч рублей. Однако авиаторы смогут прийти в Ленск лишь в октябре-ноябре, когда после высокого сезона высвободятся борты. Но даже это может стать спасением, ведь осенью «Мухтую» снова разобьют многотонные нефтевозы.

Аналогичное предложение о субсидии администрация района планирует направить и в «ИрАэро». В авиакомпании уже подсчитали: если бюджет будет компенсировать половину расходов на полеты из Иркутска до Ленска и обратно, субсидия на каждый оборотный рейс составит 517,5 тыс рублей и 400 тыс рублей по направлению Ленск-Якутск-Ленск. 

Максимальная стоимость билета при этом из Ленска до Иркутска составит 15,5 тыс рублей и 12 тыс на линии Ленск-Якутск. В «ИрАэро» отмечают, что при решении вопроса субсидирования перевозок готовы увеличить частоту полетов с четырех до шести раз в неделю, исключая воскресенье. 

В правительстве РС (Я) делают отсыл к Поручению Путина Минтрансу РФ о субсидировании местных пассажирских авиаперевозок внутри ДФО, данному президентом на Восточном экономическом форуме в сентябре 2023 года. Уверяют, что ведут работу с федеральными органами, но воз и ныне там. Так что, судя по всему, как выехать и вернуться, ленчанам пока предлагают думать самим.

ТайгаПост поинтересовался у Александра ЧЕРЕПАНОВА, потянет ли районный бюджет запрашиваемые авиаперевозчиками субсидии. Он ответил, что готовит предложение поучаствовать в этом и недропользователям. Ведь они тоже заинтересованы, чтобы у Ленска была связь с «большой землей». В самом деле, у недропользователей есть уровень ответственности перед местным населением, волею судеб оказавшимся в краю нефти и газа, где формируется экспортный потенциал страны. Перед населением, все глубже погружающемся в резервацию без входа и выхода.

P.S. В середине мая большая правительственная делегация РС (Я) отправится на форум в Китай, куда по «Силе Сибире» уходит ленский газ. Но, если когда-нибудь китайцы решат приехать сюда, то у них будет немного шансов увидеть Ленск. Разве что летом по реке или зимой по «Мухтуе» из Мирного, когда ее скует «якутским асфальтом».

Источник: ТайгаПост