Вы здесь

Небо Якутии должны штурмовать новые летательные аппараты

07 ноября 2018 в 10:49Рубрика: Жизнь +

Однажды увидев автожир, он совершенно охладел к вертолетам. Собрав деньги, предприниматель Гаджи Амирханов из Депутатского отправился в Подмосковье, где первым в Якутии получил удостоверение пилота пока непривычного нам летательного аппарата. Теперь копит на сам автожир и считает, что за этими юркими, простыми и надежными машинами будущее малой авиации Севера.

Для неба Гаджи Амирханов человек не новый. В 18 лет парня из Дагестана призвали служить в Монголию, где он оказался в составе наземной службы аэродрома. Бойкий замполит рассказывал солдатам про то, как их - комсомольцев - ждут передовые стройки страны. И в 1984-м, не заезжая домой, прямо из части Гаджи с двумя сослуживцами из Казахстана отправился в Депутатский. Так началась большая заполярная жизнь дагестанского мужчины, в которой он брался за любую работу, а сейчас прокладывает путь в арктическое небо.

Гаджи АМИРХАНОВ:

- В Депутатский я приехал дембелем с комсомольской путевкой в кармане. Шинель снимал уже здесь. В армии нам много рассказывали про то, где нас ждут. И для меня было романтикой попасть на Крайний Север, увидеть, как здесь живут люди. Со мной поехали двое ребят из Казахстана – казах и русский. И вот такой интербригадой нас послали осваивать трактор К-700. Потом началась перестройка, и я ушел в артель добывать олово. Там сел за рычаги вездехода.

Чем дальше заходила перестройка, тем хуже становилось с работой. Я выкупил вездеход и отправился на нем в село Тумат Усть-Янского района. К тому времени уже был женат на местной из Силинняха. В Тумате нас с Людмилой очень тепло приняли. В начале 90-х занялся рыбалкой, власти Тумата выделили мне озеро. Потом начал заниматься вездеходами и попутно приобрел мотодельтаплан. Это был уже 1993 год.

- Почему вы решили его купить?

- Мотодельтаплан я купил в Дагестане в Каспийске. Там они хорошо развивались, опыляли поля. Решил попробовать, как этот аппарат будет вести себя в Арктике. Мы вернулись в Депутатский, и там я совершил свой первый полет. В то время на весь район два мотодельтаплана было. Какие-то хозяйственные функции на них осуществлять было нельзя – постоянно ветра мешали. Так что по погоде летал в свое удовольствие. Иногда с оленеводами и охотниками обследовали местность. Молодой был, азартный. А сейчас понимаю, что без малой авиации Якутии не прожить. Нам нужен прогресс. И было бы хорошо, чтобы местные пересели на автожиры.

Автожиры не боятся практически никаких ветров, могут взлетать и садиться при встречном ветре до 20 м/с, а при боковом  - до 15 м/с. Это очень уникальная машина, она прощает почти все: на нем может летать любой охотник, оленевод, бизнесмен. Просто нужно обязательно учиться.

- Гаджи Абдулатипович, вы стали первым в Якутии человеком, кто получил удостоверение пилота автожира. Трудно это было сделать?

- В общем, нет. Первая школа пилотов автожиров в России открылась в 2017 году в подмосковном Воскресенске. Обучение состоит из 40 часов теории и 32 часов летной практики. За курс я заплатил 525 тысяч рублей. Остановился в гостинице при учебной базе. И в целом мои расходы составили 700 тысяч.

- Какие требования к здоровью пилота автожира?

- Как к водителю автомобиля. Никаких сложностей в обучении я не испытывал. Конечно, у меня уже были навыки полетов на дельтаплане. Но со мной обучались и люди по 65 лет. Они также легко освоили программу. Купили себе автожиры и летают сейчас.

- Почему вы все-таки выбрали автожир, а не, к примеру, вертолет типа «Робинсон»? Знаю, что в прошлом году вы купили такой вертолет.

- Действительно, позапрошлой весной я купил вертолет, и его перегнали в Якутию. Но у меня нет прав на управление таким аппаратом. А «партизанить» в небе не хочу. Когда увидел автожир, то понял, что эта техника гораздо интереснее и доступнее. Сейчас свой вертолет продаю.

Понимаете, вертолеты и самолеты малой авиации для тех людей, у кого есть возможность их купить. Если «Робинсон» стоит 50 миллионов рублей, то автожир – от 5 млн. При этом он на 85-90% может выполнять ту же работу, что и вертолет. Сейчас используются автожиры одно-, двух-, трех-, четырехместные. Говорят, собираются сертифицировать шестиместные. Есть даже санитарные модели, куда можно поставить носилки.

Считаю, что для нашего региона самыми оптимальными являются двух-, трехместные машины, потому что их можно ставить в обычный гараж. Если есть необходимость, у автожира можно сложить лопасти, и он превращается в обычные аэросани, на которых можно передвигаться по земле. К примеру, сели в одном месте, а для взлета площадки вам не хватает. Можете спокойно переехать в более удобное место и оттуда подняться в небо.

Автожиру для посадки нужна площадка от нуля до десяти метров, а рекомендуемая взлетная - 100-150 метров. Это если полный штиль. А если встречный ветер до 10 м/с, то вы можете взлетать с площадки 20-30 метров.

- Говорят, что автожир – это самый безопасный воздушный аппарат. С чем это связано?

- Как я уже говорил, он очень прост в управлении и обслуживании. Четырехцилиндровые двигатели мощностью от 115 до 160 лошадиных сил рекомендуется заправлять обычным автомобильным бензином АИ-95 или АИ-98. Если нет, допускается АИ-92. Двигателю это не вредит, но его мощность снижается. Значит, при использовании АИ-92 нужна более длинная взлетная площадка.

У автожира иная философия полета, чем у вертолета. Автожир поднимается за счет набегающего потока воздуха, как будто превращаясь в самолетное крыло. А вертолет сам винтом нагнетает воздушную подушку, от которой отталкивается.

Если отказал двигатель, автожир никогда не разобьется. По определению он опускается с выключенным двигателем за счет авторотации (вращение несущего винта от набегающего воздушного потока без участия двигателя – С.С.). Авторотация для вертолета – это аварийная посадка. А когда нас учили летать на автожире, то наоборот заставляли при посадке выключать двигатели. Можно, конечно, и не выключать, просто убирать обороты. Но принцип тот же. Автожир спускается чуть быстрее парашютиста, а у земли опускаешь носик, потом поднимаешь его, и машина зависает как вертолет, мягко садится. Даже если пилот без сознания, то при посадке максимум шасси сломаешь, а человек не пострадает.

У автожиров гораздо лучшая маневренность, чем у вертолетов. На них можно охотиться на волков, сгонять разбежавшиеся оленьи стада, проводить поисково-спасательные операции, мониторинг местности, доставлять продукты охотникам, рыбакам и т.д. Никакого разрешения на полеты не надо: просто сообщил, куда летишь. Понятно, что нужно соблюдать установленные правила, не хулиганить. К примеру, не залезать в районы аэродромов.

- В России автожиры выпускают?

- Нет, что обидно. Делают где-то в гаражах, пытаются что-то изобрести. Но я бы пока не рекомендовал брать такие аппараты, поскольку они недостаточно сертифицированы и опыта у производителей не хватает. Самые хорошие машины - немецкие и польские.

- Вы себе уже купили автожир?

- Нет, пока коплю деньги. Очень хочется даже не один, а несколько аппаратов. Я хочу в Депутатском работать с рыбаками: доставлять им продукты, вывозить рыбу. Дальность полета автожира до 600 км, скорость до 200 км/ч при расходе топлива 15-20 литров в час. Один пилот может два-три раза в день слетать к рыбакам, забрать килограммов 150 рыбы.

Сейчас как: все лето ее ловят, она стареет, желтеет в ледниках. Потом по зиме ее вывозят и отправляют на продажу. А на автожире можно утром забрать свежую рыбу, перевезти ее в Депутатский, там погрузить на самолет, и вечером она уже будет на столах жителей Якутска.

- В Якутии есть Ассоциация малой авиации. Ее члены интересуются вашими планами по эксплуатации автожиров?

- Интересуются. Но у них самолеты и вертолеты более высокого класса, чем автожиры. Им при определенных условиях, правда, очень сложно выполнимых, можно заниматься коммерческими перевозками пассажиров и грузов. А нам можно возить свои семьи, друзей, работников. Но за это нельзя брать деньги.

- Гаджи Абдулатипович, вам нужна какая-то помощь от властей для внедрения автожиров в Якутию?

- Когда новое дело начинается, помощь нужна от всех, в том числе от вас - журналистов. Мы не обойдемся без автожиров. Уверен, мы в Якутии должны первыми осваивать эту технику. На юге это спорт, прогулки с туристами – покатушки, как они называют. Потому что у них можно доехать машиной, автобусом, поездом, долететь самолетом. А у нас ничего этого нет. Но мы же люди, нам нужно решать свои проблемы. Кому-то добраться на свадьбу, кому-то на похороны, забрать больного из тайги, подвезти продукты знакомым.

На автожире может полететь практически любой. Лучше, если у вас есть какой-то диплом, неважно, учителя, врача, инженера. Это значит, что у вас в жизни есть какие-то цели, что вы к чему-то стремитесь. Это поможет в обучении полетам на автожире. Молодежь у нас далеко неотсталая. Может, даже в чем-то впереди других регионов идет. Но нужно дать ей направление – пусть летают, пусть стремятся. Вертолеты, самолеты они купить не смогут. А средний класс, объединившись, при определенной поддержке государства может с помощью автожира помогать друг другу. В противном случае будем месяцами ждать в порту вертолета, как это сейчас нередко происходит в Арктике. И жизнь будет стоять, не развиваясь. Пора прекратить разговоры о малой авиации, давайте уже ее развивать.

Источник: Сергей СУМЧЕНКО, Якутск Вечерний

Справка:

Автожи́р (от греческого αύτός — сам и γύρος — круг) — винтокрылый летательный аппарат, использующий для создания подъемной силы свободновращающийся в режиме авторотации несущий винт.

Кроме несущего винта, автожир обладает ещё и тянущим или толкающим пропеллером, который сообщает автожиру горизонтальную скорость. Изобрёл испанский инженер Хуан де ла Сиерва в 1919 году, его автожир С-4 совершил свой первый полёт 9 января 1923 года.

 

Опрос недели

Довольны ли вы мерами правительства РФ по сдерживанию продуктовых цен?