Вы здесь

«Наши на дне жить не хотят» - покинувший "ЕР" Юрий БАЙБАРА

10 сентября 2020 в 11:02Рубрика: Акценты

После десятка лет верой и правдой в «Единой России» 46-летний депутат из Томмота Юрий Байбара помахал ей рукой. Он рассказал ТайгаПост, почему партии больше не верит и что готов с директорского кресла пересесть в водительское, если земляки ему вдруг не поверят.

На алданской земле Юрий Байбара появился уже в сознательном возрасте. Уроженец Херсонской области Украины после службы в армии в 1995-м приехал в Томмот к родственникам, осевшим здесь со времен строительства БАМа. Вскоре перевез сюда и невесту, сыграли свадьбу, нарожали детей. Первые пять лет Байбара водил «Магирус», возил на нем гравий для ремонта автотрассы «Лена».

В 2000-м отправился в свободное плавание — организовал свою первую грузовую транспортную компанию. Еще через пять лет занял должность генерального директора созданного им же «Сахаавтотранса», объединившего ряд небольших перевозчиков. Дело шло, жизнь налаживалась. Говорит, что сразу поверил Путину и верит ему и сейчас, но с созданной им партией больше не по пути.

Юрий БАЙБАРА рассказал ТайгаПост:

- В этом году я вышел из рядов «Единой России». Для этого было несколько причин, о которых мне не хотелось бы распространяться. Скажу лишь, что не могу быть в партии, к которой такое негативное отношение народа. Во многом в этом «Единая Россия» виновата сама — принимает всех, кто и близко не разделяет ее идеи, а использует лишь в карьеристских целях. В эту партию у нас сейчас и коммунисты запрыгивают. Я говорю: «Вы страну разбили, разграбили. А теперь лезете в «Единую Россию», чтобы и здесь все разрушить». Они пришли не за народ, а тупо проводить спускаемые сверху решения. Партия должна быть сильной снизу, а «Единая Россия» сейчас давит сверху и ей неважно, что там внизу.

- Юрий, но вы сами, едва вышли из ЕР, как выдвинулись кандидатом на выборы главы Томмота от «Справедливой России».

- Я беспартийный. И больше ни в какую партию не вступлю. Игорь Григорьев (депутат Ил Тумэна по Томмотскому избирательному округу, выдвинут СР — прим.ред.) предложил мне свою помощь. Игоря уважаю как человека дела, крепкого хозяйственника. Кроме того, в Томмотском горсовете очень эффективно работает депутат от СР Светлана Савенкова. Мы с ней вместе бьемся. Оценив команду, я согласился выдвинуться от «Справедливой России». Но при всем уважении к Игорю и другим, кто с ним работает, я еще раз говорю: останусь беспартийным. А с теми, кто бежит в ту же «Единую Россию» ради теплого места, я за один стол не сяду.

На фото: Юрий Байбара с депутатами Госдумы Федотом Тумусовым и Ил Тумэна Игорем Григорьевым

- Но ведь если главой станете, придется работать со всеми.

- Работать буду со всеми, а за столом сидеть со всеми меня никто не заставит. Залезут в «ЕдРо», займут какие-то места в Политсовете и пытаются тобой командовать. Мною никто никогда не командовал и командовать не будет. Я из дальнобоев, нами не покомандуешь.

- Тогда кто он Юрий Байбара - дальнобойщик, директор компании, депутат?..

- (пауза) Человек. Человек из народа. Я то и в депутаты пошел, потому что чиновники достали. Мы живем в микрорайоне Синегорье Томмота. И лет 10 все замерзали, каждый год чрезвычайная ситуация! Ругались с Заверюхой (Александр Заверюха — глава Томмота — прим.ред.), но ничего не менялось. Тогда в 2015-м я выдвинулся в депутаты Томмотского горсовета, и народ меня поддержал.

Поехал в Якутск, где полмесяца жил, пока не попал на прием к министру ЖКХ Колодезникову. Убедил прислать к нам министерскую комиссию. Тогда в Синегорье по решению Колодезникова подтянули «Теплоэнергосервис». И через год в Синегорье и Алексеевске (микрорайон Томмота — прим.ред.), который также замерзал, завезли новые котлы и усиленные насосы. Так две котельные отремонтировали и больше не мерзнем. Тогда, наверное, впервые почувствовал, что депутат — тоже сила.

Нас было в горсовете 15 депутатов. Один, к сожалению, умер, второй по здоровью не может работать. Из 13 оставшихся только трое пытаются что-то сделать, остальные десять - просто руки поднимают, даже не читая документы, и скорее домой. Понимаю, что депутатская работа не оплачивается. Тогда зачем туда вообще лезть? И те, кто просто руки поднимали, сейчас, смотрю, опять кандидатами в депутаты стали, чтобы не пустить тех, кто что-то может изменить.

В прошлом году Томмот был признан самым неблагоустроенным малым городом России. И при этом ничего не делается к лучшему. На сотни миллионов рублей вывозят гравий с карьеров, дробилка людям круглые сутки по ушам долбит. А подсыпать дороги в городе нечем. Это уже вообще ни в какие ворота!

- У вас бизнес, а вы боретесь за должность градоначальника с огромной ответственностью и в общем небольшой зарплатой. Где логика?

- Я сейчас передаю дела в «Сахаавтотрансе» другому человеку. Глава города не имеет права заниматься бизнесом. Я выхожу из него.

- Но ведь вы еще не стали мэром. Тогда зачем передавать дела?

- Все должно быть честно. Если идешь в главы, будь добр, передай бизнес. Если принял решение, нельзя оставлять «форточки» на всякое «если»... Я так сам живу и так своих детей воспитываю.

- Сколько у вас детей?

- Трое сыновей. Старший поступил в военную Академию, средний в октябре идет в армию, повестка пришла, а младший — еще школьник.

- Но если не выберут главой, семью-то кормить чем-то надо.

- Не выберут, работу найду. Меня многие в республике знают. Но уезжать из Томмота не собираюсь. Я же не только кандидатом в главы стал, но и в депутаты горсовета. Буду работать на том уровне власти, какой мне земляки доверят.

- Биография-то у вас действительно шоферская. Даже должность гендиректора грузовой компании ее не портит. Трудно вас представить типичным директором. Получается с людьми без матов разговаривать?

- Но ведь с вами еще ни разу не сматерился. Как можно материться, когда с бабушками, инвалидами разговариваешь. Ко мне, как к депутату, многие обращаются. Порою их проблемы выеденного яйца не стоят, но почему-то чиновники их не замечают. И вот тут материться очень хочется. Ну, а с мужиками, конечно, красное словцо вставлю. Вообще, я не оратор, красиво говорить не научили. Нам бы дел больше, а не красивых слов.

В Томмоте с октября прошлого года 16 медиков из больницы уволились, потому что им зарплату урезал наш новый мудрый главврач Алданской ЦРБ. Я по этому поводу разговаривал с министром здравоохранения Якутии Еленой Борисовой. Говорю: «Забирайте нашего главврача туда, откуда вы его привезли!». Какие-то деньги медикам вернули, но ведь многие успели уже совсем уехать или в психоневрологический интернат перешли работать. Кто нас будет лечить в Томмоте? В Алдан за 70 километров ездить прикажете?

- Заметим, что система здравоохранения не входит в полномочия главы поселения, куда вы баллотируетесь.

- Да знаю я, что это республиканские полномочия. У меня два высших образования — юридическое и государственное, муниципальное управление. Но ведь даже на депутатском уровне что-то можно решать. Я обращался к руководителям крупных золотодобывающих компаний района, чтобы они помогли Томмотской больнице приобрести стоматологическое оборудование, аппараты ФГДС, другие инструменты — ничего же у нас нет.

Для крупной компании несколько миллионов — не проблема. И руководители готовы помочь. Попросили меня предоставить гарантии, что для этого оборудования есть готовые специалисты. Кинулся, а медики уже уволились, потому что их на голодный паек посадили. Люди руками разводят: «Мы вам медицинское оборудование купим, а кто на нем работать будет?».

Заверюха, конечно, знает, что здравоохранение — не его полномочия. А в итоге горожане остаются без медицинской помощи. Разве мэр, пусть не по закону, а по совести, не должен за это отвечать? Считаю, что мэр должен за всё отвечать. Если что-то не в силах сделать сам, стучаться во все вышестоящие двери. Но, прежде всего, решать проблемы на своем уровне.

У нас по программе переселения из аварийного жилья строятся многоквартирные дома с толщиной внешних стен по 10 сантиметров — разве так можно на Севере? Почему глава города разрешил такое строительство? Люди там уже сейчас стонут, а дальше будет только хуже. Синегорье идет под снос, а 11 домов в разных частях микрорайона почему-то остаются, как их собираются обслуживать? Почему программу переселения из развалюх Алексеевска и Синегорья с 2019 года перенесли на 2024-2025? Там щитовые дома сыпятся — в них нельзя еще пять лет жить. Дороги нужно делать. В Алдане нормально начали, а ведь мы тоже город.

Ну и нужно дать возможность уехать тем, кто хочет. Многие пожилые люди хотят получить не новое жилье в Томмоте, а компенсацию за уже у них имеющееся и выехать к родственникам за пределы республики. Для чего мы их здесь держим? Разве они не заслужили жить на старости там, где хотят? Но главное, это было бы справедливо: честно отработал, хочешь остаться в Томмоте — почёт, уважение и нормальные условия. Хочешь переехать к детям — спасибо за работу, вот тебе деньги за оставляемое жилье и счастливого пути.

И все же главная наша стратегическая задача — сделать Томмот таким, чтобы люди из него не уезжали, а, наоборот, перевозили сюда родных и друзей. Сейчас такой отток населения, что скоро Томмот впору из города в село переименовывать... А ведь у нас прекрасная природа, богатая тайга, река — вроде бы изначально всё есть для счастливой жизни. Нужно просто создать нормальные условия для людей.

Знаю, что этого добиться будет непросто, но ведь когда-то нужно начинать. Одному эти задачи не решить, поэтому мы идем командой от «Справедливой России» в мэры и депутаты. Пожму руку тому, кто готов помогать Томмоту, какой бы партийный флаг он не нес. Томмоту нужны новые подходы и нужна новая власть.

- Извините, но так все говорят во время предвыборной кампании. А где гарантия, что власть, которую вы приведете, будет лучше нынешней?

- А хуже уже некуда. Томмот итак признан самым неблагоустроенным городом России. Оставить нынешнюю власть — значит признать, что нас устраивает жить на дне. Я наших знаю, они на дне жить не хотят. Поэтому нужны перемены.

Источник: ТайгаПост

Опрос недели

Довольны ли вы мерами правительства РФ по сдерживанию продуктовых цен?