Вы здесь

Начался суд над главой Таттинского улуса. Второй раз свалить вину не получилось

16 февраля 2023 в 17:15Рубрика: Задело

30 января в селе Ытык-Кюель начался судебный процесс над главой Таттинского улуса Михаилом СОРОВЫМ. ТайгаПост расскажет, за что ФСБ и Следком взяли чиновника под колпак, сколько ему светит и на что он надеется.

Главе Таттинского улуса Михаилу СОРОВУ предъявлено обвинение, по которому ему грозит 10 лет колонии. Примечательно, что семь лет назад он отскочил от точно такого же уголовного дела, ответил по которому его заместитель Николай УНАРОВ. Вернее, не ответил, поскольку истек срок давности по обвинению в халатности. Сегодня эти две фамилии снова рядом, снова не достроен дом для детей-сирот, и Соров снова не считает себя виновным.

В феврале 2014 года между Министерством образования Якутии и администрацией Таттинского улуса было заключено соглашение о предоставлении из госбюджета РС (Я) субвенции на строительство дома для детей-сирот. Изначально речь шла о 3,805 млн рублей. Но в результате ряда передвижек первоначальная сумма контракта на строительство 18-квартирного дома из СИП-панелей выросла до 28,352 млн.

В августе 2014 года победителем электронного аукциона было признано ООО «Стимул-88». В результате торгов сумма контракта снизилась до 23,291 млн рублей. Было указано, что стоимость и условия фиксированы и пересмотру не подлежат. Однако 9 декабря 2014 года между администрацией Таттинского улуса и ООО «Стимул-88» заключается дополнительное соглашение, по которому сумма контракта увеличивается на 5,06 млн рублей – ровно на полученную при аукционе экономию!

Чтобы как-то объяснить удорожание строительства, двухэтажка в Ытык-Кюеле из 18-квартирной превращается в 20-квартирную. При этом, по данным  издания, общая площадь дома не увеличилась и, значит, просто квартиры для сирот стали меньше.

Строительство начинали явно впопыхах - без проведения изыскательных работ и подготовки разрешительных документов. Место выбрали заболоченное, двухэтажку поставили на ленточный фундамент, который стал тонуть еще во время стройки. Но, как настаивает следствие, Соров поручал подчиненным подписывать акты выполненных работ и переводить деньги подрядчику.

Строительство было рассчитано на год. И ООО «Стимул-88» получило почти все, что ей причиталось по контракту – 28,107 млн рублей. Но и спустя семь с лишним лет двухэтажка для детей-сирот в Ытык-Кюеле по ул. Амгинская, 5В стоит памятником бесхозяйственности и чиновничьему равнодушию в то время, как таттинские сироты ютятся по съемным квартирам.

По версии следствия, глава Соров заставлял подписывать липовые акты своего первого заместителя, ранее уже известного следователям Николая УНАРОВА, ведущего специалиста отдела строительства улусной администрации Пантелеймона ВАРЛАМОВА и начальника МБУ «Служба единого заказчика» Анну ИВАНОВУ.

По словам Варламова, Михаил СОРОВ лично приносил ему в кабинет документы на подпись. И он, Варламов, свято веривший в непогрешимость главы, подмахивал акты, не глядя на разрушающуюся стройку. Из показаний Анны Ивановой следует, что она неоднократно заявляла на совещаниях в администрации, что фундамент первого подъезда плывет, и дом будет непригоден для эксплуатации. Но улусный глава как мантру повторял: стройка должна продолжаться, деньги должны быть освоены.

В августе 2021 года уже бывший работник Таттинской администрации Анна ИВАНОВА по зову Сорова снова приезжала на Амгинскую, 5В. Глава улуса хотел, чтобы она, инженер-строитель по образованию, подтвердила новому потенциальному подрядчику, что после капремонта объект все же можно ввести в эксплуатацию. А Иванова отрезала: что бы вы ни делали, дом оживить невозможно.

В июне 2022-го квалифицированные эксперты установили, что минимум четверть всей суммы контракта была незаконно выплачена подрядчику. По разделу «фундамент, кровля и наружная отделка» переплата составила 4,6 млн рублей, недоделки на стенах - 50 тыс рублей, еще 420 тыс рублей переплачено за два недостроенных крыльца. На доведение окон, дверей и полов до нормативного состояния нужен 1,3 млн, хотя, напомним, улусная администрация уже выплатила их подрядчику «Стимул-88».

Тот не доделал отопление на 540 тыс, канализацию на 184 тыс, 469 тыс переплатили по разделу «электроосвещение и электрооборудование». На 142 тыс рублей не сделана пожарная сигнализация. Всего же по объекту не выполнено работ на 7,688 млн рублей, что по липовым приемным актам были перечислены подрядчику.

7 октября 2019 года, когда следователи уже вовсю копались в этой печальной истории, администрация улуса заключила контракт с новым подрядчиком «НК-Строй». Договорные отношения с ООО «Стимул-88» только что разорвали и даже стали вести претензионную работу (хочется верить, что такую запоздалую на четыре года активность Сорова спровоцировали не сотрудники ФСБ и Следкома).

«НК-Строй» вроде бы что-то попытался исправить, но оставшиеся от контракта 244,5 тыс рублей, что заплатили новому подрядчику, уже не могли ни на что повлиять. Кстати, по версии следствия, и эти 244,5 тысяч за якобы доделку дома администрация улуса заплатила по липовым актам. Вот каким осенью 2021-го увидела комиссия дом по Амгинской, 5В: одну из двух лестниц на второй этаж не построили, полы демонтированы, стройматериалы свалены в ванных комнатах. Это только то, что бросилось инспекторам в глаза. В конечном итоге было установлено, что объект не соответствует нормам санитарной, пожарной безопасности и не пригоден для проживания.

Следователи настаивают: бюджетам республики и Таттинского улуса нанесен серьезный ущерб в 28,352 млн рублей. Также были нарушены права детей-сирот, большинство из которых ежемесячно продолжают платить за съемное жилье.

Но своей вины в этом Михаил СОРОВ не чувствует. На очных ставках с подчиненными замолкал, как только спрашивали: принуждал ли он их подписывать фиктивные акты приемки работ. А когда 24 сентября 2022 года Сорову предъявили обвинение, то и вовсе спрятался за 51-ю статью Конституции РФ, позволяющую не свидетельствовать против себя.

После предъявления обвинения следствие выходило в суд с ходатайством об отстранении его от должности, указав, что, оставаясь главой, Соров может давить на свидетелей. Суд отказал следствию, оставив обвиняемого на работе. Как сообщают источники ТайгаПост, Михаил Соров даже выгонял с совещаний тех, кто, по его мнению, был слишком разговорчив с правоохранителями. А таковых немало: свидетелями обвинения выступают 33 человека, среди которых уже известные читателю Николай УНАРОВ, Пантелеймон ВАРЛАМОВ и Анна ИВАНОВА.

На что упирает Соров? Он не строитель и в тонкости дела не вникал, полностью доверяясь своим специалистам. Но ведь когда в 2013-м он впервые возглавил Таттинскую администрацию и принимал в эксплуатацию другой дом для детей-сирот с серьезными недоделками, правоохранители уже пытались привлечь его к ответственности. Тогда Соров все свалил на своего предшественника, а крайним, как уже было сказано, остался заместитель Николай УНАРОВ, освобожденный от ответственности за халатность в связи с истечением срока давности совершенного преступления.

Так что Соров безусловно понимал, к чему может привести подписание фиктивных актов, почему сам к ним и не прикасался. Вот только теперь свалить ответственность ни на кого не получилось. На что же он тогда надеется, раз есть двухэтажный «памятник» его бесхозяйственности, бюджетные деньги ушли непонятно на что, и подчиненные наперебой разговаривали со следователями, тыкая в него пальцем? Скорее всего, глава Таттинского улуса рассчитывает на милость местной Фемиды, ведь она может перевести его тяжкую статью о превышении должностных полномочий (п. «в», часть 3, статья 286 УК РФ) на почти невинную халатность, по которой уже истек срок давности.

Михаил СОРОВ в Таттинском улусе – фигура. Говорят, со связями и в Якутске. Так что наверняка будет пробовать дергать за ниточки правосудие. А сироты… ну, что с ними будет? Опять подождут. В Ытык-Кюеле еще много болот, где можно поставить очередной недострой и куда закопать бюджетные миллионы…

Источник: ТайгаПост

Сироты подождут. Глава Таттинского улуса «забыл» про долгострой

Опрос недели

Довольны ли вы мерами правительства РФ по сдерживанию продуктовых цен?