Мунха. ТайгаПост ушел с головой в национальную подледную рыбалку

Рубрика: Ух ты!

Как от нас карась «куотта»

Вооружившись шестами и пешнями, десятки мужчин разошлись по льду озера. Четкий рисунок их работы как будто не требовал особого контроля и указаний. Лишь полушутливое «Вперед! В атаку!» опытного рыбака заставляло всех двигаться в строго определенном порядке. ТайгаПост побывал на мунхе в Горном районе Якутии, узнал, кого Байанай не пускает на лед, и как караси могут обвести рыбаков.

В Якутске было еще совсем темно, когда на выезде из города встретились несколько машин. Короткие приветствия, пара брошенных друг другу фраз, и колонна рванула по Вилюйскому тракту. До села Бясь-Кюель почти три сотни километров. Большая часть проходит по добротному асфальту федеральной дороги, последние километров 80 – по весьма приличной «грунтовке». 

На мунху журналистов ТайгаПост пригласил Владимир Ю. Депутат Якутской городской Думы и член Совета отцов школы «Айыы Кыhата» вместе с родителями и учителями уже 10 лет прививает ребятам навыки уникальной старинной национальной рыбалки. В селах с детства мальчики саха участвуют в мунхе. А городским ребятам приходится проделывать долгий путь. По словам Владимира, не все школьники проникаются азартом мунхи. Но немало и тех, кто потом с младших классов до 11-го ездит с отцами.

Мунха – старинная якутская рыбалка неводом на карася. Предполагает большое количество участников. Улов может достигать нескольких тонн. Рыбу делят поровну на всех, не забывая больных и стариков. «Урожая» мунхи хватает на всю зиму, что издревле помогало саха пережить бесконечные месяцы лютых морозов.

На фото: эхо лесных пожаров 2021 года

Последние пару километров от Бясь-Кюеля мы ехали по таежной просеке. Остановившись у одного из многочисленных озер, мужики занялись привычным делом: кто-то разбирал снасти, остальные собирали хворост и вырубали деревянные шесты. После больших лесных пожаров 2021 года в окрестностях села полно сухостоя, и с материалом проблем нет. Через считанные минуты на берегу весело заиграл костер. Перед каждой мунхой обязательно проводится обряд благословения и кормления огня – чтобы дух охоты и рыбалки Байанай проявил доброту и щедрость.

На фото: Владимир Ю

Костровые и кошевары определились сами собой. На берегу остались те, кого Байанай просит не беспокоить. Если человек побывал на похоронах – неважно близкого человека или просто знакомого – якутские традиции требуют, чтобы 40 дней он не рыбачил и не охотился. Считается, что в это время в нем сохраняется негативная энергия, способная отпугнуть добрых духов.

Не приветствуются на мунхе и женщины. Но наш спутник Владимир Ю объяснил мужчинам, что редактор ТайгаПост Айталина НИКИФОРОВА – не женщина, а журналист. Все же ее попросили держаться подальше от снастей – прикосновение к ним или переступание могут свести на нет все усилия рыбаков.

В Якутии около 800 тысяч озер, едва ли не большинство из них карасиные. Обычно после доброй мунхи на следующий год озеру дают отдохнуть, набраться сил и восстановить популяцию. Но на это озеро рыбаки приходят второй год подряд. Уроженец Бясь-Кюеля, учитель Перфилий ЯКОВЛЕВ объяснил: прошлой осенью мунха была здесь бедная, рыба обманула людей и не пошла в невод. Так что нынче озеру было чем поделиться.

Карась – главная рыба якутской кухни. По вкусовым качествам и питательности она даст фору любому другому российскому карасю. Их объединяет лишь общее название. Едва ли не у каждого якутянина есть такая история: он сам или кто-то из знакомых, уехав из республики, решил приготовить купленного в магазине карася. Но после снятой пробы весь противень идет в мусорку – вкус якутского карася ничем не заменишь. Их жарят, фарширует рисом, смешивая его с луком и карасиной икрой. Варят сверхпитательную и жирную уху, после которой хвори отступают, сон крепчает, а кормящие матери заливаются молоком.

С большой долей уверенности можно сказать: не было бы карася, и народ саха бы не выжил в этих суровых условиях. Фанатами этой рыбы легко становятся и представители любых других национальностей, стоит лишь раз попробовать. Пойду, потороплю Айталину, колдующую над нашим вчерашним уловом…

В центре озера группа мужчин разбирала невод. Вдали виднелась фигура, вытаптывающая линии на заснеженном льду. Едва мы подошли, как от группы отделился один из мужчин и попросил Айталину дальше не проходить: человек вдали определял, где пройдет невод и затаптывать его линии не стоит.

Еще несколько мужчин собрались в правой части озера, от греха подальше повел Айталину туда. Вскоре на лед вывалили охапку деревянных шестов. Вслед за другими послушно потянулся к ним. Выбрал самый большой, наивно полагая, что он и будет самым полезным на мунхе. 

Видео файл

Тем временем другая группа металлическими пешнями с деревянными рукоятками пробивала лунки во льду. В начале ноября он уже доходил здесь до 20 сантиметров и спокойно выдерживал всех. По команде группа с шестами опустила их концы в лунки и, наклонив, начала методично тереть по кромке, не забывая доставать дна и поднимать ил. От трения многочисленными сучками об лед по озеру пошел рокот. Наша задача была выгнать карасей из этой части водоема туда, где их потом окружат неводом.

По команде «Вперед! В атаку!» мы дружно, уперевшись концами шестов в лед, побежали к уже прорубленным следующим лункам, где действо повторилось. Здесь меня поправил один из рыбаков: «Не надо работать шестом, приседая и наклоняясь. Делайте это, стоя ровно одной рукой. А то быстро устанете, а вы нам еще до вечера нужны. И зря большой тяжелый шест взяли – размер не имеет значения»… Так «в атаку», перебежками шагов по 15, все приближаясь к центру озера, от лунки к лунке мы ходили более часа. И очень надеялись, что наша шумовая и иловая завеса выгнала карасей к месту рыбалки.

Видео файл

Бензопилой в центре озера выпилили большую прорубь. По размеченным на снегу линиям сделали еще несколько десятков лунок. Вместе с неводом в воду пошел длинный-длинный шест, умело управляя которым, опытные рыбаки протаскивали невод от лунки к лунке. Там шест подхватывали специальными крюками и направляли дальше. При кажущейся сложности работы довольно скоро невод полностью охватил кольцом территорию диаметром метров 50. И специальная группа начала его тянуть из тоже большой проруби, выпиленной напротив места спуска.

В этот день Байанай был к нам немилостив. Как и год назад, держащиеся косяком караси сумели где-то спрятаться, и на лед вытащили лишь с мешок рыбы. «Куотта» (сбежали) – выдохнул стоящий рядом рыбак. Это для тех, кто в комментариях пишет о варварской, браконьерской загонной рыбалке без шансов: мунха – это тоже соревнование человека с природой и погоня за удачей. Не прозвучало ни слова разочарования: по старым народным поверьям Байанаю нужно быть благодарным за любую добычу.

Яркое ноябрьское солнце подумывало о закате, когда мы вернулись к костру. На нем уже кипели чай и пара ведер незатейливого супа, главным требованием к которому много мяса. Не знаю, как бы мне дома зашла эта простая похлебка. Но после целого дня на свежем воздухе с физическим трудом вкус показался отменным.

После короткого привала мужики засобирались на следующее озеро, чтобы повторить мунху. А мы стали грузиться в машину в надежде вернуться в Якутск хотя бы не ночью. Тут подошли двое мужчин и со словами «махтал» вручили мне пакет с карасями. За что «спасибо», мы так и не поняли. С благодарностью попытались отказаться от карасей, ведь для нас само участие в мунхе уже было большим приключением. Но строгий Володя Ю отрезал: «Подарки нужно уметь принимать». Махтал, мужики! 

Айталина, когда уже караси готовы будут?!

P.S. По дороге домой Владимир Ю предложил весной поехать еще на одну старинную якутскую подледную рыбалку на карася – куйуур. Обязательно расскажем и об этом. В том числе, почему куйуур проводят только весной.

Источник: Сергей СУМЧЕНКО, ТайгаПост