Вы здесь

Ликбез. В Якутии нет чистых рек – Департамент по водным отношениям

04 октября 2022 в 13:21Рубрика: Акценты

Более 800 тысяч озер и 700 тысяч рек растеклись по территории крупнейшего региона России. ТайгаПост узнал, где в Якутии самая чистая вода, что объединяет бегущую по природоохранным зонам Кэнкэмэ и нагруженный людьми и промышленностью Вилюй, и от кого больше всего страдают наши реки.

Департамент по водным отношениям и экологическому просвещению Минэкологии республики своим названием привлекает тех, кто хочет больше знать о воде. Его руководителя Зинаиду ВАСИЛЬЕВУ уговаривать на интервью нам не пришлось – уже на следующий день журналисты ТайгаПост были в ее скромном кабинете. А пришли мы сюда за тем, чтобы выяснить, какое качество воды в природных водоемах, что им угрожает и как сохранить ресурс, неуклонно дорожающий во всем мире.

Зинаида ВАСИЛЬЕВА, руководитель Департамента по водным отношениям и экологическому просвещению:

- Качеству водных объектов предъявляются разные требования: для питьевых, хозяйственно-технических нужд и для рыбохозяйственных. Ни один водный объект Якутии, да и в целом мире, не соответствует нормативам для питьевых нужд. В обязательном порядке по санитарным правилам требуется очистка, обеззараживание воды, то есть ее дополнительная подготовка – пить из природного источника хотя бы без кипячения опасно для здоровья. Нормы рыбохозяйственные более жесткие, чем гигиенические, поэтому они используются в качестве экологических.

Все наши озера и реки являются водными объектами рыбохозяйственного значения той или иной категории по виду биоресурсов: особо ценные породы рыбы, сорная и т.д. Существует Постановление правительства РФ, определяющее предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в природных водоемах различных категорий. Еще раз подчеркиваю, что все исследования, выходящие из лабораторий, говорят о ПДК для рыбохозяйственного значения. Питьевая вода, как мы выяснили, обязательно требует дополнительной подготовки.

- Зинаида Егоровна, как в целом оценивается качество воды в озерах и реках Якутии? Где она самая чистая?

- Самая чистая, конечно, на Севере. Но высокая степень загрязнения водоемов отмечается, к примеру, в Оймяконье, где сконцентрировано большое количество золотодобывающих предприятий. То же самое на юге республики. Наибольшее влияние на состояние природной воды оказывают те, кто активно использует ее в производственных целях. Большой отбор воды и обратный сброс производятся при добыче драгоценных металлов – золота, серебра, платины... Поэтому именно старательские артели являются основными загрязнителями. Под особым вниманием экологов находится и Вилюйский бассейн, где ведется добыча алмазов.

- А что с Леной? Крупных предприятий на берегах нет, но есть крупные населенные пункты, активное судоходство…

- Конечно, ей нужно оздоровление. В 2019 году мы пытались включить реку Лена в Национальный проект «Экология». У ряда прибрежных населенных пунктов нет канализационно-очистных сооружений, в бассейне Лены затоплено около 300 судов, от которых тоже идет загрязнение. Только в районе Якутского речпорта гниют 14 судов. Но Министерство природных ресурсов РФ ответило, что река Лена пока не стоит в приоритете, вопрос оздоровления будет рассмотрен после 2024 года. И ее не включили в Нацпроект, в его рамках реализуется программа «Оздоровление Волги». Конечно, сколько на Волге крупных городов, промышленности. Так что в сравнении с ней Лена чистая. Но если брать методику расчета, то ее показатели очень далеки от идеала.

Для оценки качества воды реки и водоёмы разделяют на несколько классов. Классы основаны на интервалах удельного комбинаторного индекса загрязнённости воды (УКИЗВ) в зависимости от количества критических показателей загрязнённости (КПЗ). Большему значению индекса соответствует худшее качество воды.  Такая классификация позволяет отнести поверхностные воды в Якутии к 3 и 4 классу - «загрязненных», «очень загрязненных» и «грязных».

Возьмем, к примеру, реку Кэнкэмэ. На нее не оказывается никакого антропогенного воздействия: на берегах нет населенных пунктов, промышленных предприятий, она вообще протекает по заповедной зоне.

Тем не менее, Кэнкэмэ по федеральной методике оценивается   4-м  классом  качества  разряда  «а»  и  характеризуется  как  «грязная». Для реки характерна загрязненность воды  трудноокисляемыми органическими веществами, фенолами,  соединениями  меди  и  железа с  повторяемостью  случаев  превышения ПДК. О чем это говорит – такова природная составляющая объекта. Кэнкэмэ здесь, как пример. Но у нас в республике вообще нет водоемов, относимых к наивысшим 1 и 2 классам чистоты.

На загрязненность влияют несколько природных факторов: географическое положение, климат и гидрологические условия. Реки и озера Якутии имеют продолжительный ледостав – долго находятся подо льдом. Из-за того, что открытая вода максимум месяцев пять, у нее плохая самоочищаемость, проточность, подо льдом низкая насыщаемость кислородом и т.д. В результате почти все водные объекты Якутии относятся к 3 и 4 классам, и по принятой федеральной методике считаются грязными.

- К какому классу качества воды тогда относится Вилюй, на который оказывают значительное влияние как промышленность, так и расположенные в его бассейне многочисленные населенные пункты?

- То же самое -- к 3-4 классу. И Амга, где вода очень прозрачная и визуально чистая, тоже относится к 3-4 классу загрязнения. Дело в том, что вода – это природный растворитель, растворяющий все, что находится на дне, пойменной территории при половодьях. Наиболее распространенными породами деревьев в зоне тайги являются лиственница, ель, сосна. В лесах имеется хвойный опад, в результате деструкции которого образуются фенол и полифенольные соединения, поступающие в воду с осадками и паводками. Так что в условиях нашей тайги наличие фенола в водных объектах практически неизбежно.

Кроме того, размываются донные породы. Мы ведь любим повторять, что Якутия – это кладовая страны, что здесь содержится вся химическая таблица… Химические элементы размываются водой, в том числе в местах, где ведется недропользование: вскрывается поверхностный слой, и с территорий все эти богатства попадают в воду. Мы опираемся на данные официального мониторинга, исследования ученых, и у нас нет оснований им не доверять.

- Зинаида Егоровна, как снизить антропогенное влияние на водные объекты Якутии?

- Прежде, чем дать кому-либо разрешение на использование водного объекта, мы рассматриваем фоновые данные: какое качество воды изначально, требуем выполнение водоохранных мероприятий. По закону неочищенные сточные воды не должны сбрасываться в водные объекты. Это касается как коммунальных служб, так и недропользователей.

- Удается этого добиться?

- Да. К примеру, недропользователи добиваются очистки использованной воды системой фильтрационных дамб. Та ситуация, что имела место в 2018 году на Малой Ботуобии и Иреляхе, была вызвана прорывом дамбы в период аномальных осадков. Но в штатном режиме вода сбрасывалась в реки в соответствии с требованиями законодательства, не превышая фоновых показателей загрязненности. К слову, с 2019 года в бассейне Вилюя проводятся комплексные научные исследования, первый этап уже завершен, сейчас идет второй. И по данным ученых, Вилюй полностью восстановился после той аварии. Это отмечают и местные жители, в том числе по наличию рыбы.

- Наверняка легче контролировать крупных недропользователей, таких как АЛРОСА, «Якутуголь»… А что делать с десятками небольших старательских артелей, разбросанных по бескрайней тайге? Еще в советские времена они грешили тем, что сбрасывали в реки неотстоявшуюся, грязную воду.

- Сейчас контроля куда больше, чем в советское время. Тогда и требования другие были, и не так люди за экологию болели. Тогда думали, что вода всегда будет. Теперь же понимаем, что этот ресурс истощаемый. Кроме того, что-то скрыть сегодня бывает трудно: всё попадает в Интернет, и надзорные органы начинают проверку.

- Одна из функций вашего Департамента - защита населения от негативного воздействия воды. Не секрет, что питьевое водоснабжение, мягко скажем, далеко не везде соответствует санитарным нормативам. Здесь что-то меняется?

- Какая-то водоподготовка все равно ведется: при поставке питьевой воды ЖКХ хотя бы ее обеззараживание проводит. И ситуация меняется в лучшую сторону: появляются новые водоочистные станции и новые проекты.

Отчасти спасает традиция нашего народа использовать лед. Ледовая вода чистая, в ней практически нет взвесей, соединений тяжелых металлов - они не замерзают и оседают на дно. Но с другой стороны, ледовая вода по той же причине не насыщена необходимыми микроэлементами, их нужно добавлять.

- Может быть, каким-то рекам хватит людей и промышленности? Стоит вообще запретить там дальнейший рост?

- В наших условиях я не вижу такой необходимости. При соблюдении всех правил водные объекты сохраняют свои природные показатели. Для этого устанавливаются водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы - на них ограничивается хозяйственная деятельность. Мы ставим вопросы о строительстве канализационно-очистных сооружений. По Лене необходимо их построить еще около десятка. Мы отмечаем, что население понимает, что ситуация исправляется, Министерство экологии, инспекторы работают. Наши специалисты выезжают по каждому сигналу, берут пробы, объясняют людям, что произошло.

Далеко не всегда поступающие с мест сигналы говорят о нарушениях природоохранного законодательства. Так, периодически поступают сообщения о якобы проводимых недропользователями сбросах воды в Вилюй. Инспекторы проверили и установили, что это обычные наледи, регулярно образующиеся зимой на реках. Это когда сверху земля намерзает, снизу мерзлота держит, вода с почвы оказывается запертой между ними под большим давлением и прорывается на поверхность. Явление обычное, но то ли по незнанию, то ли по каким-то другим причинам порою вызывает непонимание и настороженность.

Одна из функций нашего Департамента – экологическое просвещение, разъяснительная работа. Бывает, очень непросто. Есть некоторое недоверие со стороны людей. Но нам нечего скрывать. Мы не стоим на чьей-либо стороне. Не придумываем какие-то свои более строгие или мягкие требования – все они прописаны в Водном кодексе РФ. Никто не заинтересован в том, чтобы скрывать какие-то негативные факты, в конце концов, это должностное преступление. Да и просто как люди мы хотим жить в республике с чистой экологией. Так что наши двери открыты для всех, кому нужна достоверная информация. Если у вас появятся еще вопросы, добро пожаловать, не забывайте нас.

- Спасибо. Не забудем.

Источник: ТайгаПост

Опрос недели

Довольны ли вы мерами правительства РФ по сдерживанию продуктовых цен?