Трудно представить более позорной картины для власти, чем митинг многодетных семей. Отвоевывая право жить в человеческих условиях, сотни жителей Якутска двинулись на главную площадь города. Испугавшись, чиновники пообещали свет в конце тоннеля. Но обещанного, как сказал Ил Дархан, три года ждут.
Под объективами телекамер радостные чиновники заверили столь же радостных многодетных родителей в том, что через год на их земле будет свет, газ, вода и нормальная дорога. С тех пор прошло почти семь лет, но максимум, на что сподобилась власть, это начать тянуть в микрорайон линию электропередачи. А ведь люди ей поверили. Многие успели продать квартиры и начать строительство на выделенной земле. И оказались в Якутске почти отрезанными от внешнего мира, вынужденными каждый день шагать километры до ближайшей дороги.
Наталья ХОЛОДИНИНА, член Общественной Палаты РС (Я):
- В 2012 году в квартале Северный, что в районе Мархи, многодетным семьям выделили 1310 участков. Прошлой осенью - еще 175, плюс 150 участков занимают ветераны тыла. Открывали квартал празднично, с журналистами и речами. Обещали за год обеспечить всю инфраструктуру. Многие многодетные жили в маленьких квартирах, поэтому поспешили их продать и начать стройку на земле. Но до осени 2016 года никто нами больше не занимался.
Когда я поняла, что дальше ждать бессмысленно, начала поднимать людей. И 7 октября 2016-го мы провели массовый пикет на площади Ленина. Тогда нам пообещали, что через месяц начнут электрифицировать наш квартал. И ровно через месяц – 7 ноября – глава Якутии Егор Борисов подписал указ о создании инфраструктуры на наших участках. Программа была растянута на три года – до осени 2019-го.
Получив хотя бы такую ясность, мы снова стали ждать. Но пришла весна 2017 года, а никаких подвижек не было. Тогда я начала готовить митинг. Месяца два мне его не согласовывали, но потом все же сдались. И когда больше двухсот наших жителей уже подъезжали к площади Ленина, нас с заместителем – к этому времени меня уже избрали председателем квартала – пригласил руководитель Администрации главы и правительства республики Федор Борисов. Меня попросили отозвать заявку на митинг и клятвенно пообещали в течение года провести электричество. Я поверила и согласилась отменить акцию.
Потом нас провели в актовый зал Дома правительства №2, куда пришли больше двухсот наших многодетных родителей. Вот я от них тогда наслушалась! Предателем называли, что я с чиновниками заодно… Говорила: давайте еще немного подождем. Почему-то я им поверила.
- На этот раз вас чиновники не подвели?
- К нынешней весне провели линии электропередачи к примерно 400 нашим участкам, осенью обещают закончить работу по всему кварталу. Но ведь кроме электричества нам и вода, газ, дорога нужны. У нас с одной стороны гора, с другой река Мархинка. Нам нужно строить мост через нее, подъездные пути к нему, внутриквартальные дороги, а этого ничего нет. Мы проезжаем через СОТ «Саттал», но это их частная дорога. У нас где-то 1600 участков, многие строятся. Вы представляете, как мы им дорогу разбиваем? Этой весной нам на месяц вообще ездить через «Саттал» запрещали. Сейчас только легковые пропускают.
- И как при такой логистике вы, к примеру, на работу добираетесь?
- 4,5 км пешком до трассы. Те люди, кто поверил властям в скорую инфраструктуру и успел построиться, живут там круглогодично. Таких семей 25, но каждой зимой их число увеличивается. Раньше все жили при электрогенераторах и свечах. В распутицу дети в школу не ходят. Зимой, когда дорогу заметает, ее никто не чистит. Даже скорая проехать не может. Был случай, когда родители больного ребенка 4,5 км по снежной целине до дороги на руках его несли.
Я ходила на все заседания правительства и мэрии Якутска, когда бюджет утверждали. Город выделил половину средств на строительство моста и дороги. Вторую половину должно было дать правительство республики. В итоге правительство свои обязательства так и не испольнило. На заседании Общественной палаты мы заслушивали представителя Минфина, и я спросила – предусматривают ли они какие-либо деньги на Северный? Ответ: «Ноль»…
Мэрия, когда стало известно, что правительство республики денег не выделяет, свои 47 миллионов отозвала и направила на другие цели. Понятно, что глупо было строить половину дороги и половину моста. А мы так и остались в голом поле.
- Наталья, а что с газом? Ведь его тоже должны были подвести к вашим участкам.
- Меня вызвали в Службу эксплуатации городского хозяйства и сказали: «Пока половина участков не застроится, тянуть газ не будем». Но, простите, по закону, подписанному Медведевым, нас вообще не должны были отселять в голое поле. Там уже должна быть вся необходимая инфраструктура. А теперь нам ставят какие-то условия.
Сейчас я хочу встретиться с врио главы Якутии Айсеном Николаевым. Когда он был мэром, он же ведь находил деньги в городском бюджете на наш Северный, пусть теперь республиканский бюджет посмотрит, чтобы закон выполнить. Но пока у меня не получается встретиться с Айсеном Сергеевичем. В июне мы проводили совместное заседание членов Общественных палат республики и России. К нам приезжал председатель комиссии по ЖКХ ОП РФ Игорь Шпектор, и я попросила его передать Айсену Николаеву: «Если у нас не будет моста, дороги, мы выходим на митинг». Понимаю, что завтра врио главы нам их не построит, но пусть хотя бы на связь выйдет.
Мы уже действительно готовы к митингу. Возможно, он пройдет в июле. Одновременно планируем обратиться в прокуратуру на бездействие властей. Когда электричество начали тянуть, люди стали активнее строиться. А стройматериалы не завезти, в школу, на работу не доехать. У нас на 1,5 тысячи многодетных семей тысяч 6 детей приходится. Наверное, нельзя про них забывать.
- Наталья, Вы сказали, что полторы сотни участков в квартале Северный принадлежат ветеранам тыла. У них тоже нет никакой инфраструктуры?
- Конечно. Они же ведь в центре нашего квартала находятся. Недавно они включили меня в свою WhatsApp-группу и попросили тоже взять под крыло. Там люди пожилые, много инвалидов. Они вообще ничего добиться не могут. Сначала мне сказали, что им электричество не положено. Потом недавно заявили, что по всему Северному сети протянут. Надеюсь, так и будет, но буду еще разбираться, уточнять.
Вообще, WhatsApp стал нашей объединительной силой. Когда в 2012-м нам выделили участки, мессенджера еще не было, и мы как-то потеряли друг друга. Просто не знали соседей, поскольку многие не рисковали начинать строительство без инфраструктуры. А года три назад я решила собрать жителей Северного в WhatsApp-группы. Начали обсуждать свои проблемы, вырабатывать решения. У нас очень решительный народ подобрался. Извините, мы почти семь лет ждали положенного нам по закону. Тут любое терпение лопнет.
Я несколько раз Путину письма почтой отправляла, а в ответ тишина. Думаю, их просто блокировали на уровне республики и не выпускали. Тогда я лично в Москве в приемную президента письмо отнесла. Потом через депутата Госдумы Федота Тумусова передавала. Тогда ответы стали приходить. Но приемная Путина переадресовывала мои письма обратно в Якутск, а тут все оставалось без изменений.
- Какая-то безысходность в Ваших словах. Неужели в квартале Северном царит сплошное уныние?
- Какое там уныние? Жизнь ключом бьет! Три года на Северном собственные ысыахи проводим. Начали имена будущим улицам давать. Я предложила жителям рассказать о своих выдающихся родственниках, чтобы их именами наши улицы назвать. Одна женщина оказалась родственницей талантливого ученого Герасима Герасимовича Левина. Мы уже табличку с его именем в поле поставили – дороги то нет… Вот на митинг собираемся, а вы говорите сплошное уныние.
Источник: газета "Махтал"
На фото: многодетные семьи дают имена улицам Северного квартала, в центре Наталья Холодинина