Жители эвенкийского села встали грудью в защиту своего единственного источника питьевой воды. Золотодобывающее предприятие приступило к разработке месторождения в охранной зоне водозабора, сообщает ТайгаПост. В надзорном ведомстве определили: это прямой путь к росту онкологии и других серьезных заболеваний.
В 2018 году золотодобывающее ООО «Титан Автотрейд» получило лицензию на разработку месторождения «Вьюн» в охранной зоне единственной водозаборной скважины эвенкийского села Иенгра в Нерюнгринском районе. Осознав, что пить им теперь придется воду с грязью и тяжелыми металлами, местные собирались на митинг, засыпали инстанции жалобами. Но воз и ныне там — золотодобытчики даже не удосужились провести этнологическую экспертизу своего воздействия на территорию традиционного природопользования (ТТП) коренных малочисленных народов Севера (КМНС).
Сегодня на территории Иенгринского эвенкийского национального наслега золото моют 17 предприятий на 73 месторождениях. В этом году «Якутнедра» выдали золотодобытчикам еще 21 лицензию на разработку в пределах ТТП. Задыхаясь в тисках промышленности Южной Якутии, оленеводы создали свой Общественный экологический совет. Восемь жителей Иенгры получили удостоверение общественных экологических инспекторов за подписью министра экологии Якутии. Закон РС (Я) требует при разработке месторождений проводить этнологическую экспертизу, но старателям закон не писан. Даже проиграв административный суд, они обратились в вышестоящие инстанции, требуя признать себя невиновными.
Глава Иенгринского наслега Ольга ИГНАТЕНКО рассказала ТайгаПост:
- Скоро начнется новый промывочный сезон, и «Титан Автотрейд» опять начнет разрабатывать месторождение возле нашей водозаборной скважины. Это единственный источник питьевой воды, которым пользуется все село. Еще в 2018 году у нас прошел сельский сход, на котором было выдвинуто требование о проведении этнологической экспертизы. Сейчас вроде бы сказали, что «Титан Автотрейд» подал заявку на ее проведение. Но ведь разработку начали еще в прошлом году. И уже вода в ручье Волковский (приток реки Иенгра), где находится скважина, не соответствует нормативам питьевой.
Мы очень опасаемся, что все обещания опять останутся на бумаге. Когда эти старатели к нам заходили, они обещали заключить соглашение с наслегом, зарегистрировать в нем свое подразделение, чтобы платить налоги в сельский бюджет и многое другое. Ничего этого нет. Более того, ни одна из 17 компаний, ведущих добычу золота на территории нашего наслега, в Иенгре не зарегистрирована и не платит нам ни копейки налогов. Они ссылаются на то, что все соглашения у них заключены с Нерюнгринским районом. Но почему в обход нас?
Я разговаривала с главой района Виктором Станиловским, чтоб хотя бы заключали тройственное соглашение: недропользователь, администрация района и наслег. Глава сказал, что три компании готовы подписать соглашение с нами. Но не могу добиться, что это за предприятия и когда будем подписывать.
- Ольга Георгиевна, неужели так бывает: на территории муниципалитета 17 недропользователей, а вклад в экономику и социальную сферу села от них ноль?
- У нас именно так. Принимают разовое участие в каких-то меропирятиях. На День оленевода, к примеру, мелкие призы выставляют. В прошлом году был приз «Буран», но выставили его не наши золотодобытчики, а «Газпром».
- Какие административные рычаги влияния на недропользователей у вас есть?
- Мы выявляем нарушения с их стороны и направляем акты на административную комиссию. Старателей штрафуют, но это их не останавливает. В этом году мы добились, чтобы «Якутнедра» направляли нам на согласование проекты выдачи лицензий на разработку месторождений. Но по законодательству республики к ним должны прилагаться данные экологической, этнологической экспертиз. Поскольку их нет, мы не согласовали ни одной лицензии. Тем не менее, «Якутнедра» выдали еще 21...
В российском законодательстве нет требования об обязательном согласовании выдачи лицензий с органами местного самоуправления. Поэтому нас вроде бы спрашивают, но наше мнение ни на что не влияет. Мне кажется, что, направляя к нам проекты лицензионных соглашений с недропользователями, нас просто информируют, где еще начнется разработка — не больше.
Прошлым летом Академия наук Якутии по заказу «Титан Автотрейда» провела оценку воздействия на исконную среду обитания причиняемых объединениям КМНС при разработке золоторудного месторождения «Вьюн» в Нерюнгринском районе для этнологической экспертизы. Было указано, что старательский участок находится на территории традиционного природопользования эвенков и в водоохранной зоне водозабора села Иенгра.
Как известно, кто девушку ужинает, тот ее и танцует. Поэтому стоит ли удивляться, что по заказу «Титан Автотрейда» было получено в целом положительное экологическое заключение. И все-таки ученые-подрядчики отметили хитрость, которую допустили старатели в документах. Они «забыли» указать, что их участок находится в километре (!) от села Иенгра, а лишь упомянули, что от месторождения до Нерюнгри 73 км и 32 км до поселка Нагорный, который, впрочем, уже ликвидирован...
В сентябре 2019 года Государственный экологический надзор провел проверку качества воды в ручье Волковский. На расстоянии километра от участка ООО «Титан Автотрейд» вверх по течению содержание железа в полтора раза превышало норму предельно допустимой концентрации (ПДК), меди — в 1,7 раз. Но уже на 500 метров ниже разработки концентрация железа превышала ПДК в 40,3 раза, меди — в 3,8, взвешенных веществ — в 31,7 раз.
В действиях золотодобывающего предприятия было усмотрено нарушение статьи 8.13 КоАП РФ «Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и/или истощение». ООО «Титан Автотрейд» было оштрафовано на 150 тыс рублей, его директор — на 50 тысяч.
30 октября 2019 года на совещании у прокурора Нерюнгри начальник местного отдела Роспотребнадзора Сергей Воробьев заявил: «Превышение нормы содержания меди в питьевой воде оказывает влияние на развитие онкологии, работы печени и почек. Медь может содержаться в грибах и ягодах. Необходимо принять меры по приостановлению деятельности ООО «Титан Автотрейд» с целью предотвращения гуманитарной катастрофы».
3 ноября в Иенгре прошел экологический митинг, под резолюцией которого поставлены подписи на шести листах. Жители потребовали от главы республики прекратить хозяйственную деятельность ООО «Титан Автотрейд», в обязательном порядке проводить экологическую и этнологическую экспертизы старательских разработок. Примечательно, что еще в 2014 году Нерюнгринский районный суд обязал артель «Новую» провести этнологическую экспертизу в районе своего участка. Но руководители других артелей Нерюнгринского района до последнего тянут с заказом работ по установлению ущерба и его минимизации на территориях традиционного природопользования эвенков.
Ольга ИГНАТЕНКО:
- Недавно к нам приезжала московская компания, которая проводит оценку воздействия на окружающую среду для четырех старательских артелей, чтобы потом они смогли пройти этнологическую экспертизу. Все-таки, к этому мы их подвели. При проведении этнологической экспертизы будет указано о необходимости заключения соглашения с наслегом, оценен наносимый природе ущерб.
- Ольга Георгиевна, порою приходится слышать, что оленеводы занимаются вымогательством: не дадите денег, не позволим разрабатывать недра. У вас не такая ситуация? Может быть, дадут каждому жителю, скажем, по миллиону, и все экологические вопросы иссякнут?..
- Не думаю, что так будет. «Бусами» откупиться не получится. Люди понимают, какой существенный урон наносят недропользователи. Старики рассказывают, что раньше рыбу в Иенгре прямо в селе ловили. А сейчас на рыбалку приходится далеко ездить. В этом году в верховья Иенгры опять возвращаются старатели на старые разработки, значит, вода будет еще грязнее, последняя рыба уйдет. И оленеводы видят, что олени болеют, пастбища сокращаются.
Мы не против промышленности, мы понимаем, в каком районе живем. Мы сами готовы интегрироваться в промышленность, не все же эвенки обязательно должны быть оленеводами. Наши ребята в промышленности будут бережнее относиться к природе, чем те, кто просто приезжает на вахту. Но опять же с предприятиями нет соглашений, чтобы они наших ребят на работу брали. Кто-то устраивается сам, но это единицы. В итоге мы останемся без оленей и без рабочих мест.
- По территории Нерюнгринского района проходят четыре искусственных барьера: автомобильная, железная дорога, ВСТО и теперь «Сила Сибири». Рассказывали, что по разные стороны от них уже появились разные подвиды животных. То есть, те же олени не могут преодолеть эти препятствия, развиваются обособленными группами. Плюс огромное количество недропользователей. Пастбища-то еще остались?
- С каждым годом они сокращаются. Олени ходят своими путями — GPS у них в голове. Место, где олени родились, они считают своим домом и всегда туда возвращаются. Это ведь только кажется, что оленевод гонит стадо, на самом деле, он просто за ним присматривает и идет за оленями. Очень часто «дома», где они родились, уже стоят бульдозеры. Олени все равно туда идут и были случаи, когда тонули в грязи разработок.
Чтобы изменить пути их миграции, оленеводам приходится строить ограды на десятки километров. В общем, сейчас пасти оленей — это и настоящий штурманский труд, чтобы грамотно проложить пути. С каждым годом этих путей становится все меньше.
Источник: ТайгаПост
Бульдозеры против оленей. В Южной Якутии разгорелся конфликт оленеводов со старателями