Как слеза. Почему с вводом водозабора Якутск не получил чистую воду

Рубрика: Акценты
Как слеза. Почему с вводом водозабора Якутск не получил чистую воду

Уже два месяца Якутск живет с современными водоочистными сооружениями, но по-прежнему мало кто из горожан отваживается пить прямо из-под крана. Генеральный директор ОАО «Водоканал» Анатолий Кырджагасов уверен, что в отдельных домах и кварталах это можно делать без ущерба для здоровья. Но для того, чтобы все жители Якутска получили чистую питьевую воду, нам нужно еще пара миллиардов рублей. Директор рассказал, почему пилотным проектом чистой воды станет квартал у ДП-1, как травит Лену Речпорт, и какие предприятия не жалели денег на очистку городского трубопровода.

Анатолий КЫРДЖАГАСОВ:

- Станцию первого подъема водоочистных сооружений мы запустили еще 4 сентября. То есть, еще в начале осени начали забор воды из Лены с применением современных систем очистки. Попутно запускали электролизный цех, реагентное хозяйство, занимались наладкой автоматики… Когда заработал весь комплекс, еще два месяца его тестировали: забирали воду из реки, проводили полную очистку и сливали обратно в Лену. По получении положительного заключения Роспотребнадзора 24 декабря водоочистные сооружения полностью ввели в эксплуатацию.

Надо понимать, что «Водоканал» обслуживает магистральный водопровод. Далее разводку по кварталам проводят другие транспортировщики. И затем уже вода попадает в дома, где за внутридомовые сети отвечают управляющие компании и ТСЖ. Там, где и они, и транспортировщики ежегодно качественно промывали систему, из кранов идет хорошая вода. Поэтому есть отдельные кварталы и дома, где жители уже получают чистую питьевую воду.

Почему так не везде? Мы же десятилетиями забирали воду из Лены и без должной очистки подавали ее в город. И, понятно, что ил и песок накапливались в трубах годами. Так что, если их не промывали, то неважно, чистую воду в них теперь подают или нет. И мы знаем – где и как с этим дело обстоит. Ведь даже по договорам видно, кто у нас покупал достаточное количество воды для промывки сетей, кто пытался экономить или вообще их не промывал. А сейчас получаем результат.

- Какие компании качественно промывали свои внутриквартальные системы подачи воды?

- Более-менее ответственно этим занимались «Теплоэнергия» и «Якутскэнерго». Только эти два предприятия и покупали у «Водоканала» воду для промывки своих сетей.

- Значит, по сетям «Теплоэнергии» и «Якутскэнерго» сейчас идет хорошая вода?

- В общем, да. Но здесь важно и состояние внутридомовых сетей. Мы сейчас ведем работу со всеми компаниями, отвечающими за подачу воды потребителям по организации совместной промывки сетей. Раньше мы – «Водоканал» – когда промывали свои магистральные трубы, закрывали отводы во внутриквартальные сети. Отчасти это делалось для того, чтобы избежать их порывов, когда в систему под высоким давлением подавалась водовоздушная смесь. Теперь же будем промывать всю систему.

Небольшой пример, который говорит о качестве воды, подающейся сейчас в город. «Якутскэнерго» не только обслуживает внутриквартальный водопровод, но еще и получает воду непосредственно для ГРЭС и ТЭЦ, и на квартальные тепловые пункты для горячего водоснабжения. Так вот они отмечают, что с вводом водоочистных сооружений их фильтры стали гораздо чище.  

 - Можно настолько промыть трубы, чтобы вода в них действительно стала питьевой?

- Вообще их, конечно, менять нужно. У нас уже 30% магистральных сетей заменено на пластик, есть программа дальнейшей работы. Думаю, что Якутску нужно миллиарда два рублей, чтобы полностью заменить систему подачи воды. И тогда проблема будет снята. Но на это потребуется не один год, так что пока будем промывать трубы.

По большому счету, согласно ФЗ-131 создание благоприятных условий для проживания – ответственность органов местного самоуправления. В прошлом году я написал главе Якутска Сардане Авксентьевой письмо с предложением координировать полную замену и промывку водопроводных сетей. Пока ответа не получили. Но надеемся на положительный результат. В качестве примера покажем 60-й квартал. Договорились с «Теплоэнергией», что летом осуществим пилотный проект, промоем и заменим все сети, включая внутридомовые в одном 60-м квартале. Чтобы показать, какой может и должна быть вода из-под крана.

- И где находится этот квартал будущих счастливчиков?

- Там, где ДП-1 и Ил Тумэн (улыбается).

- Почему-то так и думал, что «случайно» выбор выпадет на какой-то привилегированный квартал…

- Неслучайно. Если взять для пилотного проекта какой-нибудь спальный квартал, то на него потребуется много денег – сотни миллионов рублей. Ведь мы очистку системы будем проводить за свой счет, это не заложено в тариф. А в 60-м квартале всего семь жилых домов. Поэтому мы сознательно его выбрали для эксперимента.

- И тогда жителям 60-го квартала можно будет выбрасывать бытовые фильтры?

- Механические, думаю, да – все примеси выхватывают наши фильтры. А вот по цветности возможны какие-то отклонения. Тем не менее, у нас уже не будет такой жесткой привязки к сезонности, когда во время паводка из труб регулярно бежала рыжая жижа. Сейчас уже качество исходной ленской воды стало хуже, чем в ноябре-декабре. А у нас после системы очистки вода по-прежнему питьевого качества.

- Анатолий Андреевич, почему у нас вдруг в феврале ленская вода стала хуже декабрьской?

- Выше водозабора по течению находится якутский Речпорт, где в реке только больших судов около десятка ржавеет. Сейчас началось сезонное понижение уровня воды в Лене, и из Речпорта на водозабор тянет остатки мазута, ржавчину. Мы регулярно в десяти разных местах берем пробы воды и отмечаем, что с января ее качество постоянно ухудшается. Но на выходе с очистных сооружений, повторяю, качество воды от сезона не меняется. Для этого, конечно, приходится чаще чистить фильтры и увеличивать количество реагентов.

- По поводу реагентов. Вы по-прежнему очищаете воду хлоркой?

- От хлора мы ушли. Сейчас используем более безопасный гипохлорид натрия, который сами изготавливаем в электролизной из соли, покупаемой в Усолье-Сибирском. Автоматика самостоятельно регулирует количество подаваемых реагентов, человеку остается только контролировать ее работу. Когда пройдем испытание первым паводком и в полной мере оценим наши возможности, начнем улучшать качество воды путем ее смягчения.

- Анатолий Андреевич, насколько «Водоканал» зависит от изменения фарватера Лены? Сейчас отмечают, что течение сбивается к противоположному от Якутска берегу.

- Где-то в 2011 году начались проблемы, связанные с изменением русла Лены. Выше водозабора каждый год все больше и больше наметает песчаную косу. И тогда больше воды идет со стороны Речпорта. Нам приходится прорезать эту косу на сотни метров, чтобы отсекать воду из Речпорта. Это, конечно, серьезные дополнительные затраты. Косу начали резать с 2013 года, и на это уже потратили порядка 150 миллионов. И проблема, повторю, с каждым годом усугубляется.

В районе водозабора построены три дамбы, которые защищают Якутск от наводнения. Мы хотим в одной дамбе поставить шлюз, чтобы его можно было открывать в нужное время, чтобы каждый год не надо было резать песчаную косу. А вообще изменение фарватера гидрологи связывают с этими самыми дамбами – с одной стороны, город защитили, а с другой, изменилось течение.

- Якутск растет, как говорится, не по дням, а по часам. Не получится ли так, что в обозримом будущем новая водозаборная станция уже не сможет обеспечить город чистой водой?

- Расчетная мощность водоочистных сооружений составляет 110 тысяч кубометров воды в сутки, максимальная – 140 тысяч. Наибольшее потребление воды мы зафиксировали 31 декабря 2018 года, это было 74 тысячи кубометров. То есть сейчас у нас двойной запас мощности.

- Анатолий Андреевич, якутский «Водоканал» занимается не только водоснабжением, но и водоотведением. Как вы оцениваете состояние городской канализации?

- Сейчас в городе работают два основных канализационных коллектора. Первый был построен в 70-е годы, второй – поэтапно в 80-90-е. Первый коллектор реконструировали лет восемь назад. А второй требует срочного ремонта. Мы провели исследование, которое показало, что из-за интенсивной застройки, слива воды на рельеф и климатических изменений стали двигаться сваи, на которых установлен второй коллектор – где-то их выперло, где-то наоборот утонули.

Коллектор проложен под землей и строился с определенным уклоном, чтобы сточные воды двигались по нему самотеком. Теперь же этот уклон изменился. Из-за этого в некоторых местах трубы заилились, диаметр для прохода стоков сократился. В результате местами в канализационных колодцах нечистоты выдавливаются на поверхность и попадают в горканал, вдоль которого проходит коллектор. Наиболее проблемные места в районе перекрестков Октябрьская – Горького и Октябрьская – Каландаришвили.

В этом году мы планируем провести капитальный ремонт второго коллектора, выровнять сваи, прочистить трубу – это около трех километров от улицы Каландаришвили до Петра Алексеева. Работы по прочистке коллектора уже ведутся. А чтобы город не утонул в нечистотах, на время ремонта уложим в траншею еще одну трубу для отвода канализационных стоков.

- ОАО «Водоканал» - крупнейшее профильное предприятие республики. Ваша деятельность ограничивается только масштабами столицы или работаете еще и в других районах?

- Глава республики Айсен Сергеевич Николаев подписал указ об экологическом благополучии населения РС (Я), который, конечно, напрямую касается и нас. Как вы знаете, после экологической катастрофы на Вилюе в прошлом году принято решение оборудовать в вилюйской группе улусов систему водозаборных станций и очистных сооружений. Мы, как крупнейшее профильное предприятие республики задействованы в этой программе.

Кроме того, к нам обращаются руководители разных районов, чтобы мы помогли организовать работу их водозаборов. К примеру, лет десять назад в Чурапче построили очистные сооружения, но из-за отсутствия специалистов они толком не работали. Мы предложили обучить специалистов на своей базе, но администрация Чурапчи предлагает, чтобы мы вообще открыли там свой участок и взяли их полностью на обслуживание. Будем думать. Также перед нами правительством республики поставлена задача организовать работу водозаборов и очистных сооружений в других заречных районах.

До 1 марта мы должны разработать стратегию развития «Водоканала» на 2019-2028 г.г. и видением до 2032 года. Наша стратегия напрямую привязана к «Стратегии развития Республики Саха (Якутия)». В какой форме мы будем участвовать в жизни других улусов – вопрос пока открытый. Сейчас в ОАО «Водоканал» работает около тысячи человек. Если пойдем в улусы, значит, будем расти.

Источник: Сергей СУМЧЕНКО, Якутск Вечерний