Многолетняя борьба за дальневосточную шахматную корону увенчалась безусловным триумфом юных якутских спортсменов. На последнем окружном чемпионате они собрали 13 медалей, почти втрое по количеству поставленных матов опередив ближайших соперников. 35-летний мастер ФИДЕ (Международная шахматная федерация), старший тренер сборной республики по шахматам Роман Ганжуров сейчас готовит нашу команду к чемпионату России. И верит, что когда-нибудь у Якутии появятся свои гроссмейстеры.
Когда-то шахматы были одним из главных видов спорта для большой страны. Миллионы зрителей замирали у экранов, наблюдая за перемещением фигур на многоклеточной доске. Сегодня интерес к шахматам заметно поутих. Но все больше ребят берут в руки учебники по игре королей, расставляя фигуры в определенном порядке, установленном полторы тысячи лет назад. Роман Ганжуров рассказал, почему мужчинам нет места в женских шахматах, неспортивном поведении задумчивых игроков, в чем компьютер слабее человека и почему Ботвинник просил курить партнеров.
Роман ГАНЖУРОВ:
- На протяжении многих лет детско-юношеская сборная Приморского края была впереди. А мы боролись за второе место с ребятами из Камчатского края. Но в ноябре прошлого года во Владивостоке на чемпионате Дальнего Востока сборная Якутии взяла 13 медалей в 12-ти возрастных категориях, из них пять за первые места. Это был наш настоящий триумф. Лет десять назад мы радовались хотя бы одному призовому месту. Прежние лидеры – сборная Приморского края – на прошлогоднем чемпионате ДФО взяли лишь пять медалей.
- Роман, насколько сегодня популярны шахматы у детворы Якутии?
- По официальным данным в шахматных клубах и кружках в республике занимаются более 500 ребят. Но я думаю, реальная цифра с учетом тех, кто более-менее регулярно получает навыки игры в школах и детских садах, переваливает за тысячу. Рост интереса к шахматам в республике отмечается с начала десятых годов. В центральной России этот процесс начался за несколько лет до этого. Но так уж повелось, что мы в силу своей географической изолированности отстаем от общефедеральных трендов. Не скажу, что это отставание всегда со знаком минус.
К примеру, в 2001 году мы с еще одним шахматистом из Якутии поступали в Российскую государственную академию физической культуры. Поступили оба, хотя в год со всей страны туда набирали только восемь студентов, среди нас оказались два гроссмейстера и международный мастер. Я тогда был кандидатом в мастера спорта (КМС), а товарищ перворазрядником. Но, по общему мнению московских специалистов, его полученный в Якутии первый разряд вполне соответствовал среднероссийскому КМС.
Сейчас президентом Федерации шахмат в Якутии является генеральный директор ПАО «Якутскэнерго» Александр Слоик. При нем шахматы стали у нас возрождаться, хорошую помощь оказывает и Министерство спорта республики.
Роман Ганжуров родился в Бурятии, ребенком с родителями переехал в поселок Айхал Мирнинского района. Там же лет в шесть впервые увидел шахматы, которые поначалу ему не понравились.
Роман ГАНЖУРОВ:
- С малых лет я играл в шашки. Когда лет в шесть мне объяснили шахматные правила, поначалу не заинтересовался. Спросил: «Что, даже бить необязательно?». В шашках же бить фигуры обязательно, а тут как-то непонятно. В общем, убрал шахматы и продолжил играть в шашки. Но когда мне предлагали партию в шахматы, все же не отказывался. Обычно играл с двоюродным братом, который был года на три меня старше и занимался в шахматной секции. Вскоре стал его уже обыгрывать.
И лет в девять, что по нашим меркам достаточно поздно, меня отдали в шахматную секцию при айхальском дворце детства. Уже на следующий день поставили на соревнования среди школьников, занял седьмое место из 15 участников. После этого почувствовал интерес, нашел какой-то потрепанный шахматный журнал, прочитал его от корки до корки. Через два месяца на очередных соревнованиях среди школьников стал уже первым. Но еще через месяц тренер уехал.
Айхал – поселок небольшой, секций и кружков немного. Играл в футбол. При случае занимался шахматами, но системной подготовки не было. Тем не менее, в девятом классе получил первый разряд. В 15 лет наша семья переехала в Якутск. До этого я два раза приезжал сюда на соревнования. Видел, какая здесь интересная шахматная жизнь, какой шахматный центр.
По большому счету в свои 15 в шахматах я не имел особых перспектив. Все-таки потерял много времени, когда не было возможности системно заниматься подготовкой. И все же в 11 классе стал кандидатом в мастера спорта. Тогда это было сделать, пожалуй, сложнее, чем сегодня, хотя и сейчас непросто.
- Академию окончили?
- Да, окончил. В академии мы изучали не только шахматы, но и занимались плаванием, ездили на лыжные сборы и т.д. То есть, там нельзя быть каким-то «ботаном», сутками просиживающим за шахматной доской. В 2005 году получил звание мастера ФИДЕ – аналог мастера спорта России. По окончании академии в 2006 году получил диплом специалиста по физической культуре и спорту и тренера по шахматам. Во время учебы принимал участие во многих соревнованиях, был их организатором и судьей.
Я понимал, что, скорее всего, дорога в большой спорт для меня будет закрыта. Для этого нужно не просто остаться в Москве, а иметь серьезные средства на занятия с тренерами, поездки на соревнования, в том числе за пределы страны, элементарно снять жилье и наладить быт в столице. На гонорары от соревнований в мире могут достойно жить лишь несколько сот человек. Поэтому, еще будучи студентом, я изучал фондовые рынки, ходил на курсы, стажировки. По окончанию академии устроился в банк, параллельно давал индивидуальные уроки по шахматам. В конце нулевых начался кризис и благодаря ему я окончательно вернулся в шахматы.
В 2010 году приехал в Якутск, стал работать тренером по шахматам. А в 2013-м открыл свою шахматную гимназию. Поставил перед собой задачу привлечь молодых тренеров, применяющих современные методики. Думаю, что-то получилось: команда Якутии на Дальневосточном чемпионате составляла 30 человек, из них около 20 были из нашей гимназии.
- Можно ли по внешнему виду ребенка определить, есть ли у него склонность к шахматам?
- С первого взгляда вряд ли. Но после первых занятий можно с большой долей уверенности сказать, что из ребенка получится если не великий, то хороший шахматист. Прежде всего, ребенок должен быть спокойным, усидчивым – шахматы суеты не любят. Хотя, с другой стороны, у меня немало примеров, когда родители приводят к нам детей четырех-пяти лет, а потом говорят, что они стали спокойнее, внимательнее.
Нет определенного критерия, с какого возраста лучше всего начинать заниматься шахматами. Конечно, чем раньше, тем лучше. Но во многом результат зависит от индивидуальных способностей. Так, Валерия Слепцова занималась у нас в шахматной гимназии лишь полгода, после чего в своей возрастной категории в ноябре прошлого года стала чемпионкой Дальнего Востока. Ей тогда еще и семи не исполнилось. А вообще детей приводят лет с четырех-пяти.
Должен ли быть ребенок знатоком в математике? На эту тему высказался наш прославленный гроссмейстер Юрий Авербах. Он сказал, что шахматы привлекают разных по складу мышления людей. С одной стороны, это те, у кого есть склонность к точному счету, а, с другой, шахматы интересны гуманитариям.
С современным компьютером даже чемпионам мира соревноваться практически бесполезно. В программы заложили все шахматные знания, они могут математически рассчитать все ходы. Но есть в шахматах позиции, где холодный математический расчет бесполезен, потому что мыслить нужно абстрактными категориями. К примеру, оценивать преимущества пространства, пешечную структуру и т.д.
- Какая страна считается «меккой» шахматного мира?
- Пожалуй, это Советский Союз. В СССР было много чемпионов мира, все их знали. Прославленный чемпион Бобби Фишер из США даже выучил русский язык, чтобы изучать по книгам советскую школу. Во многом именно благодаря советской шахматной школе начали развиваться шахматы во всем мире. В 90-е работы для тренеров в России почти не было, специалисты стали уезжать в другие страны, там тренировать шахматистов. Именно тогда в мире на широком уровне начали массово развиваться шахматы.
В Россию популярность игры стала возвращаться во второй половине нулевых, когда родители начали понимать, что нужно вкладываться в разностороннее развитие детей. Тогда массово сначала в Москве, потом по всей стране стали появляться частные шахматные школы, у нас с опозданием лет на пять – такая специфика дальнего региона.
В Якутии были свои мастера спорта, своя шахматная культура. Но по объективным причинам у нас пока не появилось ни одного гроссмейстера. Хотя, в общем, для шахмат не требуется спортивных комплексов, какого-то дорогостоящего инвентаря – идеальные условия для северной республики. Думаю, что ситуацию исправим. Первое командное место на чемпионате Дальнего Востока уже говорит о многом. Надеюсь, в апреле на чемпионате России наши ребята тоже себя покажут. Повезем туда 19 детей из Якутии, из них 12 прошли в Высшую лигу по итогам Дальневосточного первенства.
- Целые институты разрабатывают лыжи и лыжные мази. Заводы и научные центры придумывают винтовки, покрытие для газонов и т.д. А у шахматистов есть ли какие-то требования к инвентарю?
- Минимальные. Вот шахматы (берет фигуры), которые рекомендуются ФИДЕ. Они с утяжелением, не падают, если их неаккуратно поставишь на доску. Такие в республике, кстати, не купишь. Есть и определенные требования к шахматным часам, когда играешь на время.
- С развитием Интернета можно выбрать соперника в любой точке земного шара, что называется, не вставая с дивана. Искусственный интеллект также позволяет играть с ним в любом месте, используя подручные гаджеты. Роман, компьютер не убьет классические шахматы, когда идет не только соревнование интеллектов, но и психологической устойчивости?
- На этот счет было много споров. Потом решили: ну и что. В беге же легкоатлеты не соревнуются со спортивными машинами, тогда почему в шахматах должно быть соперничество с компьютером? Специальные программы совершают меньше ошибок, но, как я говорил, по некоторым позициям все же проигрывают человеку. Как вы правильно сказали, за шахматной доской идет соперничество не только интеллектов. На крупных турнирах необходима хорошая стрессоустойчивость игроков.
Действующий чемпион мира Магнус Карлсен из Норвегии за доской достаточно расслаблен. Хотя иногда дает волю эмоциям, показывает, что ему нравится или не нравится. Раньше даже на международных турнирах разрешалось, к примеру, курить во время игры. И, готовясь к соревнованиям, прославленный гроссмейстер Михаил Ботвинник, внесший большой вклад в развитие теории шахмат, приглашал домой партнера, просил его курить во время партии, открывал окно, чтобы шум с улицы проникал, включал радио… В общем, тренировал свою стрессоустойчивость.
В шахматах имеет значение внутренняя энергетика человека, его умение противостоять внешним факторам. Когда Виктор Корчной играл с Анатолием Карповым, что подавалось у нас как противостояние двух систем (в 1976 году Корчной не вернулся в СССР после турнира в Нидерландах – С.С.), он жаловался, что в зале находились гипнотизеры, которые пытались на него влиять. Многие шахматисты пытаются психологически подавлять соперника, чтобы нарушить какие-то логические цепочки в его голове.
- А с юными шахматистами психологи работают?
- При подготовке детской сборной Якутии к соревнованиям подключаются психологи. К сожалению, у нас в республике очень мало хороших психологов, которые могут действительно настроить ребенка на игру. Поэтому здесь особенно важна роль тренера. Ведь мы с ребятами очень часто индивидуально проводим многие часы. И лучше любого психолога знаем, как их можно поддержать, снять вполне объяснимое волнение.
- Шахматистов на допинг не проверяют?
- Нет. Хотя были споры о том, нужно ли ограничить количество потребляемого кофеина. Появилась другая проблема – возможность использования подсказок компьютера. Есть такой термин «читинг-контроль» – контроль за тем, чтобы игроки не прибегали к помощи компьютера. Сейчас есть мини-наушники, другие системы, позволяющие незаметно получать информацию за доской.
Чтобы этого не случилось, на более-менее крупных соревнованиях устанавливаются металлоискатели, глушилки радиосигналов, запрет на пользование телефоном. К примеру, металлоискатель использовался на чемпионате по ДФО.
- В шахматном мире есть мужские и женские турниры. Что за половая дискриминация?
- Вроде бы формально такое разделение не нужно – все мы люди и мыслим одинаково. Тем не менее, в спорте высших достижений в первой сотне шахматистов мира долгое время была одна женщина – Юдит Полгар из Венгрии. Сейчас тоже одна – китаянка Хоу Ифань. Объективно женщинам тяжелее бороться с мужчинами, поэтому турниры и разделяют на мужские и женские. При этом женщины могут принимать участие в мужских турнирах, а мужчины в женских - нет.
К женщинам и более мягкие требования при получении спортивных званий. К примеру, мужчина - мастер ФИДЕ - должен иметь международный рейтинг 2300 баллов, а женщинам достаточно 2100. Кстати, Юдит Полгар и Хоу Ифань принимают участие в мужских турнирах. В мужских турнирах и гонорары выше.
Трудно сказать, чем объясняются более скромные возможности женщин в шахматах. Девочки обычно играют лучше ровесников-мальчиков. Но в старших классах мальчики догоняют и перегоняют. Эти особенности, как известно, отмечаются и по многим другим направлениям. Может быть, потом женщины становятся более эмоциональными, что не всегда позволяет им принимать взвешенные решения. В конце концов, женщины становятся матерями, появляются бытовые заботы, что мешает уделять много времени шахматам.
- Шахматы в России когда-нибудь смогут стать столь же популярными, как и в Советском Союзе? В 1984-м я был свидетелем, как милиция патрулировала периметр вокруг здания, где проходил матч за чемпионство между Карповым и Каспаровым. Толпу на другой стороне улицы сдерживали металлическими барьерами. А мы всего лишь хотели посмотреть, как кумиры миллионов приедут на игру.
- Конечно, шахматы в мире никогда не станут популярнее футбола. Как уже говорил, у нас есть большой плюс: не требуются огромные затраты, разве что кроме поездок на соревнования. С другой стороны, шахматы – недостаточно зрелищный вид спорта. Сейчас шахматными организациями предпринимаются попытки для увеличения зрелищности игры. К примеру, интернет-трансляции позволяют не просто следить за матчем, но и вернуться к предыдущим ходам, выслушать мнение специалистов, ознакомиться с заключением компьютера, детально рассмотреть эмоции на лицах игроков.
Были идеи даже установить датчик пульса, чтобы видеть, как меняется биение сердца у игроков. Порою устанавливаются ограничения по времени матчей, что делает игру более динамичной, ищут какие-то новые способы популяризации. Но во многом популярность игры зависит от достижений. Советский Союз на протяжении десятилетий был признанным лидером мировых шахмат. Тогда матчи регулярно по телевизору показывали. И, конечно, этот вид спорта был очень популярен, работало огромное количество шахматных клубов и кружков.
Сейчас такое происходит в Норвегии, на родине действующего чемпиона Магнуса Карлсена. У него огромные рекламные контракты. И он, кстати, делает многое для популяризации шахмат. Есть даже специальные мобильные приложения «Тренируйся с Магнусом», «Играй с Магнусом». Молодое поколение его хорошо знает.
Настоящий шахматный бум в Якутии мог бы произойти, если бы у нас прошли какие-нибудь крупные соревнования. У нас проводились российские и даже международные турниры по разным видам спорта. Когда-нибудь придет время и шахмат. Чтобы оно пришло быстрее, нужно воспитать своего гроссмейстера. Работаем над этим.
Источник: Сергей СУМЧЕНКО, Якутск Вечерний