После очередной победы Сахавуда - Гран-при Московского международного фестиваля для фильма "Царь-птица" режиссера Эдуарда Новикова - специалисты в очередной раз присмотрелись к якутскому кинематографу. Так, Антон Долин, в том числе дежурный критик программы "Вечерний Ургант", нашел 10 причин триумфа Сахавуда.
Антон ДОЛИН:
Решил, поскольку повод есть, сформулировать сам для себя, в чем главные достоинства якутского кинематографа.
И преимущества в сравнении с московско-питерским кинематографом метрополии.
1. СВОЙ КУЛЬТУРНЫЙ КОД.
Язык, традиции, костюм, пейзаж, история.
Четко понятные, известные каждому, кто живет на этой земле. Они – основа для каждого фильма (а у нас что? кокошники, балалайки, калашников, пушкин, чебурашка, сталин? неведомо сие).
2. ОТСУТСТВИЕ ИДЕОЛОГИИ.
Кино идет снизу, а не сверху.
Никаких прописанных установок, спущенных сверху или интуитивно считанных, ни в одной картине нет.
3. СВЯЗЬ СО ЗРИТЕЛЕМ. Единственный заказчик каждого фильма, экспериментального или жанрового, - зритель.
Ни одна картина не снимается для Путина, Минкульта, Канн, Оскара, продюсера или себя любимого.
Только для публики.
Которая рада за это платить.
4. НЕСТЯЖАТЕЛЬСТВО. Фильмы не делаются, чтобы украсть или даже заработать.
Деньги – средство, а не цель.
Если можно обойтись меньшими деньгами, якутский режиссер\продюсер будет этому только рад.
5. НЕПРОФЕССИОНАЛИЗМ.
Якутский кинематограф – совсем молодой.
Кино в республике увлечены почти все, а настоящих профессионалов мало. И это не проблема. Любители (будь то актеры, продюсеры или режиссеры) уважаемы и привечаемы не меньше, чем те, у кого есть диплом ВГИКа.
6. ГОТОВНОСТЬ УЧИТЬСЯ.
Якуты обожают осваивать в искусстве новые территории, жанры, типы высказывания. Перенимать чужой опыт, даже не имея для этого технических средств, - их любимое дело.
А все потому, что они любят смотреть не только собственные фильмы и умеют ценить чужое.
7. НЕИЕРАРХИЧНОСТЬ. Для якутов не существует «низких» и «высоких» жанров или видов кино.
Есть фильмы более широкого и более узкого проката, это технический показатель, не более. Количественный и никогда не качественный.
8. НЕФОРМАТНОСТЬ. Старик из деревни может стать главным героем картины, ему не надо быть накачанным, модным, гламурным, красивым.
И авторы, и публика готовы увидеть в старике (толстяке, очкарике, в ком угодно) модель для подражания, если в нем есть человеческое достоинство.
9. НЕЗВЕЗДНОСТЬ. Якутское кино горизонтально, никакой четкой системы «главных» или «самых успешных» там нет.
Нет звягинцевых, бекмамбетовых, бондарчуков.
Все равны.
10. СОЛИДАРНОСТЬ. Якуты болеют за своих. Стоит одной картине собрать большие деньги в прокате, попасть на фестиваль или победить там, как все якуты дружным хором начинают друг друга поздравлять. Победа каждого – общая победа.
Источник: ТайгаПост