Вы здесь

Ил Тумэн под нож. Руководители фракций рассказали, нужна ли им реформа

25 декабря 2020 в 13:09Рубрика: Акценты

Послание главы Якутии кому-то легло на душу, кого-то заставило волноваться. ТайгаПост, неоднократно писавший о работе Ил Тумэна, решил акцентировать свое внимание на этой части выступления Айсена НИКОЛАЕВА. Мы спросили у руководителей парламентских фракций, готовы ли они к изменению выборной системы и к чему она приведет.

Отметим, что программный документ - послание Ил Дархана - оставил немало вопросов в части реформы Госсобрания республики. Даже внутри Ил Тумэна нет единого мнения, сколько Айсен Николаев готов "пустить под нож" из нынешних 70 депутатов. Оставить всего 35 на постоянной основе или к ним добавят еще какое-то количество депутатов-общественников? Айсен НИКОЛАЕВ предлагает изменить и пропорциональный состав парламента, ранее формировавшийся по принципу 50 на 50: 35 депутатов от одномандатных округов и 35 по партийным спискам. Если Ил Дархана поддержат, впредь у нас будет 75% одномандатников и лишь 25% изберутся под партийными флагами.

ТайгаПост обратился к руководителям фракций Ил Тумэна с просьбой прокомментировать, что они думают о предстоящей реформе по версии Айсена НИКОЛАЕВА.

Юрий ГРИГОРЬЕВ, председатель фракции «Справедливая Россия» в Ил Тумэне:

- В прошлогоднем послании главы республики была поставлена задача сократить государственные расходы, в том числе на содержание Ил Тумэна на 30% в течение трех лет. Реформирование Ил Тумэна, на мой взгляд, не приведет к снижению расходов, поскольку увеличится количество депутатов на постоянной основе. Да и как показывает практика, при каждой госреформе затраты только растут, так что дешевле не будет.

Кроме того, станет меньше депутатов – 35 вместо нынешних 70. А значит, у избирателей будет меньше возможностей до них достучаться.

- Каким образом на СР отразится сокращение с  50 до 25% количества депутатов, избираемых по партийным спискам?

- Последние три созыва у нас стабильная поддержка: 16-19% голосов избирателей за нашу партию. Но наши депутаты умеют бороться и в одномандатных округах – из девяти членов фракции Госсобрания четверо депутаты-одномандатники.

Антонина ГРИГОРЬЕВА, председатель фракции «Единая Россия»:

- Конечно, я поддерживаю идею реформирования Ил Тумэна. Депутат, работающий на постоянной основе, имеет больше возможностей. Я депутат уже трех созывов, в первом своем созыве работала, будучи директором института. Было очень сложно. Денег на командировки никто не дает, а я избираюсь от Нюрбинского улуса, куда билеты в один конец около 20 тысяч рублей. Депутатам на постоянной основе куда проще – на них предусмотрены командировочные расходы.

У депутатов-общественников нет места, где бы они могли принимать избирателей. Много других неудобств, мешающих исполнению депутатских обязанностей. Везде нужен профессионализм, поэтому я приветствую переход к профессиональному парламенту. Айсен Сергеевич сам был народным депутатом, знает, что это такое, и представляет, как можно улучшить работу парламента. Желательно, чтобы в Ил Тумэне осталось широкое представительство профессиональных сообществ и общественных групп.

- Ранее многие парламентарии, в том числе из ЕР, уверяли, что 70 депутатов – оптимальный состав для Ил Тумэна. Если их останется 35, они смогут нормально представлять интересы всех жителей, учитывая низкую плотность населения и его многонациональность?

- В послании Ил Дархана нет точного определения, сколько должно быть депутатов. Думаю, на профессиональной основе 35 достаточно. Но все-таки должны быть и депутаты-общественники, сколько именно, сказать не могу. У нас огромная территория, и в разных ее частях разные проблемы. Эти вопросы будем решать в Ил Тумэне при внесении поправок в Конституцию и разработке нового устройства государственной власти.

- Вас не смущает планируемое сокращение депутатов, избираемых по партийным спискам?

- Дело не в количестве, а в качестве. Депутатов может быть немного, но они яркие и активно отстаивают интересы своих фракций и избирателей. В первый свой созыв я избиралась по партийному списку, последние два – в одномандатном округе. Так что, если депутат работает, а не висит на шее партии, ему опасаться нечего.

Гаврил ПАРАХИН, руководитель фракции ЛДПР:

- Я уважаю Айсена Николаева. Мы ровесники, мне близки многие его взгляды. Но в вопросах реформирования Ил Тумэна наша фракция будет выступать против. И в Госдуме, и в Ил Тумэне ЛДПР неоднократно говорила о том, что нужно вообще отказаться от депутатов-одномандатников и перейти к формированию парламентов только по партийным спискам. Руководитель фракции в таком случае будет отвечать за каждого, кого он внес в список. Фракции будут более монолитными, в них не будет случайных людей.

Ил Дархан предлагает оставить 35 депутатов, из них 75% избирать в одномандатных округах и 25% по спискам. В подавляющем большинстве одномандатных округов побеждают депутаты от партии власти, потому что на них работает административный ресурс. Есть исключения, как член нашей фракции Андрей ДОРОГАНЬ из Нерюнгри, но это именно исключение. Переход к выборам в Ил Тумэн преимущественно по одномандатным округам сделает его абсолютно управляемым, а это откровенная коррупция.

Виктор ГУБАРЕВ, руководитель фракции КПРФ:

- Как и главу республики, нас тоже всегда беспокоило повышение эффективности работы органов представительной власти. Но дело не в арифметике, а в принципе работы. В послании главы сказано, что парламент должен стать профессиональным, то есть активнее писать законы. Какая необходимость сегодня в появлении множества новых законов в республике? У нас федеративное государство. Если субъектами принимаются законы, то в разрезе федеральных законов с учетом совей специфики. Не вижу необходимости, чтобы 35 депутатов каждый день писали новые законы. Задача Ил Тумэна не только и не столько в этом. Депутат по определению осуществляет связь между избирателями и органами власти – вот его основная задача.

В Верховном Совете ЯАССР было 150 депутатов. Мы получали информацию из каждого уголка республики. Сократив количество депутатов до 35, мы можем потерять нашу главную -представительскую функцию. Нельзя, чтобы Ил Тумэн превратился в очередную бюрократическую структуру.

- Сокращение депутатов-списочников в будущем Ил Тумэне как может отразиться на представительстве КПРФ?

- Я бы вообще проводил выборы только по партийным спискам. Это ответственность партий. А что, депутат в одномандатном округе ни от кого не зависит? Пропорция была правильная – 50 на 50%. «Единая Россия» теряет свое влияние, поэтому сокращает долю депутатов от партий. Сможем ли мы сохранить свое пропорциональное представительство в Ил Тумэне? Мы его удвоим! Люди же видят, к чему всё ведет. И что только наша партия предлагает реальный выход из сложившейся ситуации. Если будут приходить на выборы по 10% избирателей, как это было в Нерюнгри, то ничего не изменится. А при высокой явке мы победим.

 

Как бы ни возмущались руководители оппозиционных фракций, решение будет за «Единой Россией», имеющей сегодня подавляющее большинство в Ил Тумэне. Однако, как показывает опыт, фракция ЕР не редко голосует вразнобой. Так что интрига сохраняется.

Сегодня, 25 декабря, на сайте Ил Тумэна появилось сообщение от имени спикера Петра ГОГОЛЕВА. В нем перечислены достижения Госсобрания под его руководством и законотворческие планы. Однако, ТайгаПост отмечает, что впервые за четверть века своего существования Ил Тумэн стал объектом плохо прикрытой критики в послании главы республики, а это уже оценка. При этом парламентарии не были в оппозиции к Ил Дархану, чтобы заподозрить последнего в сведении личных счетов.

Из пространного сообщения Петра ГОГОЛЕВА яснее не стало, как он относится к предстоящей реформе. Приводим выдержку из его публикации, судите сами.

Петр ГОГОЛЕВ, председатель Государственного Собрания  (Ил Тумэн):

«Вопрос перехода парламента Якутии на профессиональную основу мы с Главой Республики Саха (Якутия) начали обсуждать еще в 2018 году. Есть как сторонники, так и оппоненты таких преобразований. Предложение Главы об уменьшении доли народных депутатов, избираемых по партийным спискам, позволит повысить персональную ответственность  парламентариев.

Учитывая, что парламент является не только законотворческим и контрольным, но и представительным органом, важно при реформировании не утерять уровень представительства различных слоев населения и различных территорий, тем более с учетом масштабов нашей республики. В любом случае изменение структуры парламента как конституционного органа государственной власти республики должно пройти самое широкое обсуждение. И в нем должны быть задействованы не только органы власти, но и общественность республики, научные институты».

Источник: ТайгаПост

 

Опрос недели

Довольны ли вы мерами правительства РФ по сдерживанию продуктовых цен?