Город нефти, газа и мусора. Кто довел Ленск до свалки

Рубрика: Акценты
Город нефти, газа и мусора. Кто довел Ленск до свалки

Новый 2021 год принес Ленску мусорный коллапс. Прежний подрядчик отказался вывозить отходы. В результате в конце января в город пришел сам региональный оператор. ТайгаПост расскажет, чем недовольны обе стороны и что ждет нефтегазовую столицу Якутии.

1 января 2021 года Ленск пришел к тому, что с его улиц некому убирать мусор. ООО «Профи», выполнявшее эту работу на протяжении двух лет, отказалось от продления контракта, потребовав изменить его условия. Это как будто стало для всех неожиданностью, хотя, как сообщила ТайгаПост генеральный директор компании Людмила ОВЧИННИКОВА, еще в октябре регоператор был уведомлен о прекращении отношений. «Профи» не то, чтобы вовсе ушел в глухую оборону, компания потребовала изменить подходы к подсчету вывезенного мусора, с чем региональный оператор Мирнинское предприятие жилищного хозяйства (МПЖХ) не согласилось.

Тем временем, на улицах нефтегазовой столицы Якутии стали расти горы мусора. А проблема его уборки перетекла в информационное поле. ТайгаПост попытался разобраться в этой, в буквальном смысле, грязной истории. Ее участники выразили свою позицию.

Людмила ОВЧИННИКОВА, генеральный директор ООО «Профи»:

- Меня хотят сделать «стрелочником». Но в чем меня обвинять, если с 1 января у нас нет договора с региональным оператором? Информация подается однобоко, в том числе со стороны администрации Ленска, которая потеряла время. Что же было на самом деле? Отношения с регоператором строились на нормальных коммерческих условиях: работа (вывоз мусора на полигон хранения бытовых отходов), счет, оплата.

Однако, в 2020 году МПЖХ стало задерживать платежи, проводя лишь авансирование. Кроме того, мы не согласны с методикой подсчета вывезенного мусора. Его объемы рассчитываются из 1,86 кубометра на каждого жителя – в год это порядка 43 тыс кубов. С этим мы отработали 2019 год. Но по факту мусора вывозится значительно больше. И в 2020-м мы согласовали с регоператором объем в 70 тыс кубов, хотя и этого недостаточно. По нашим подсчетам, объем вывозимого из Ленска мусора составляет 102 тыс кубометров в месяц.

- Что за резкие метания? В 2019-м вы работали по 43 тыс кубометров и соответственно получали за это оплату, потому рассчитали 70 тысяч, теперь 102…

- Давайте вспомним, как все начиналось. В конце 2018 года МПЖХ провел конкурс на выбор подрядчика на вывоз мусора в Ленске. Никто не заявился. Потом они хотели, чтобы этим занимались управляющие компании, они тоже отказались. Сам регоператор к нам работать не пришел, и в январе 2019-го Ленск, как и сейчас, стал зарастать мусором. Тогда МПЖХ заключил договор с нами, как с единственным транспортировщиком. У нас была пара мусоровозов, закупили еще шесть единиц техники и начали работать, разгребать свалки на улицах. В 2019-м оплата шла нормально, а в 2020-м начались перебои. В мае генеральным директором МПЖХ стал Михаил ШИШКОВ. И долги стали стремительно нарастать. И в октябре мы поехали разговаривать с новым руководителем регоператора.

- То есть с мая вы не познакомились с Шишковым?

- Разве только что познакомились. В августе он приезжал в Ленск, встретился с нами в 8 утра, а в 9 уже уехал. За час такие проблемы не решают. Поэтому в октябре мы и поехали в Мирный сами. Послушали Шишкова и пришли к выводу, что дальше на таких условиях работать не будем. Предупредили, что на 2021 год договор заключать не станем.

По закону регоператор (собственно, он обязан это делать каждый год) должен был объявить конкурс на выбор подрядчика. Так делают все регоператоры в республике. Единственный МПЖХ нигде конкурсы не проводит (МПЖХ является регоператором по вывозу и переработке мусора на территории всей Западной Якутии от Вилюйского до Олекминского районов – прим.ред.). Вместо этого 28 декабря Шишков прислал нам проект договора на первый квартал 2021 года. Мы отказались его подписывать. 31 декабря мы закрыли контракт, никаких вопросов к нам не было.

1 января на нас вышел первый заместитель главы Ленска и попросил, поскольку они не могут связаться с регоператором, продолжить убирать мусор по соглашению с городом до 15 января. И со 2 по 15-е мы это делали по устной договоренности. 15 января состоялось ВКС-совещание с участием главы города, Роспотребнадзора, МинЖКХ, нас… На нем ни к чему не пришли. Мы подтвердили, что на условиях регоператора работать не будем, договор у нас не подписан, и мы прекращаем вывоз мусора. Сколько могли, мы вытянули. Но дальше на нас ездить нельзя.

22 января прошел ВКС при главе района, принимали участие огромное количество контролирующих органов. Долго выясняли, кто прав, кто виноват. Нас обвиняли в приписках. Но я заявляю, что мы работаем по закону и Постановлению правительства.

 В 2019 году мы действительно работали по нормативу 1,86 куба на каждого жителя или 43 тыс кубометров в год. У меня муж индивидуальный предприниматель, у которого в аренде полигон бытовых отходов. Так и раньше туда только из жилого сектора Ленска свозилось 68-72 тыс кубометров мусора в год. Откуда этот норматив 45 тысяч? По федеральному закону регоператор ежеквартально должен проводить мониторинг, чтобы определить истинные объемы вывоза отходов – МПЖХ этого ни разу не делал. Тем не менее, как уже сказала, 2019 год мы отработали.

А с лета 2020-го, как это и должно быть, в Ленске начала действовать схема размещения санитарных точек. Если раньше считалось количество машин с прессованным мусором на полигоне, то теперь, как и положено по закону, Объем вывезенных отходов подсчитывается, исходя из количества обслуженных контейнеров.  В октябре в Ленске поставили еще 407 контейнеров в частном секторе, что соответственно ведет к увеличению объемов. Но это почему-то в  учет не берется. Регоператор считает, что я в два раза завышаю объемы вывозимого мусора.

- Вы возите мусор, муж на полигоне его принимает. Согласитесь, можно заподозрить вас в некоем семейном сговоре.

- Так мы сколько раз писали регоператору, чтобы он приехал и на месте проверил, сколько мусора производит Ленск – ни разу его не было. Пока мы не требовали погасить задолженность и работали на их условиях, были хорошими. А как стали предъявлять претензии, сразу стали плохими.

Вывозить мусор – это обязанность регоператора. Он должен делать это сам или заключить договоры с транспортировщиками. С 1 января у нас договора нет, о чем регоператор был уведомлен заранее.

Мы будем взыскивать долги через суд и доказывать правильность выставленных нами счетов. Он даже договор на 70 тыс кубометров мусора в год на 2020 год не признает, ссылается на норматив. По факту же мы вывозили порядка 102 тыс кубометров мусора. Не только у нас разногласия с регоператором в части объемов вывозимого мусора и претензии по долгам. С этим столкнулись все транспортировщики в районах, где работает МПЖХ.

 

Из Ленска мы отправились в Нюрбу к генеральному директору МБУ СЭГХ Илье НИКОЛАЕВУ. Как и  ООО«Профи», руководимое им предприятие тоже по договору с МПЖХ занимается вывозом мусора.

Илья НИКОЛАЕВ:

- С регоператором мы работаем по нормативу, хотя он, конечно, значительно ниже реального объема вывозимого мусора. Население плохо платит за вывоз, поэтому мы согласились придерживаться установленного норматива. Главная наша проблема в работе с регоператором – несвоевременная оплата с его стороны. Долг МПЖХ за оказанные в 2020 году услуги перед нами составляет почти 2,2 млн рублей – процентов 30 от суммы договора. А мы ведь транспортники - без топлива, запчастей, приобретения новой техники долго работать не можем.

Так как мы являемся муниципальным учреждением, то еще держимся. А были бы ООО или АО, наверное, давно бы уже умерли. Спасает, что вывоз мусора для нас не основной вид деятельности. Мы можем перекрыться с других статей доходов.

Регоператор заключил с нами договор до марта. Наверное, если оплата будет задерживаться и дальше, мы откажемся. Потому что еще год не сможем перекрываться с других статей. Мы подали на МПЖХ в Арбитраж, в начале февраля у нас первое слушание. Может быть, заключим мировое соглашение, но пока на нас региональный оператор не вышел.

 

Генеральный директор МПЖХ  Михаил ШИШКОВ, между тем, настроен весьма оптимистично. Компания бодро зашла в Ленск и теперь намерена самостоятельно заниматься сбором и вывозом мусора.

Михаил ШИШКОВ:

- С 14 по 23 января в Ленске стояла низкая температура, и техника ООО «Профи» на работу не выходила. У нас техника более модернизированная, и 24 января мы приехали в Ленск и начали сами убирать город. На данный момент вычищено процентов 30 мусорных накоплений. С главой Ленска определили, что до 5 февраля должны вывезти весь этот авральный мусор. И затем приступить к плановой работе.

- То есть МПЖХ и дальше будет убирать Ленск своими силами?

- Да. Мы уже взяли в аренду помещение. Будем открывать филиал, свой расчетно-кассовый центр и заниматься транспортировкой мусора в Ленске.

- Людмила Овчинникова утверждает, что нормативы слишком занижены в сравнении с реальными объемами вывозимого мусора…

- Это вопросы 2020 года. Мы будем решать их с ними в суде. А в 2021 году будем вывозить в рамках норматива – 45 тысяч кубометров в год. Полигон сначала нам создавал небольшие трудности, в течение двух-трех часов не открывали шлагбаум. Потом мы достигли определенных договоренностей, до пятницы должны заключить договор с арендатором.

- А что с долгами перед транспортировщиками?

- У нас собираемость платежей с населения 40-50%, а транспортировщики просят 100-процентную оплату. Нам приходится отвлекать деньги из управляющей компании, которая есть в МПЖХ. Но я тоже не имею права постоянно это делать. Сейчас мы договорились так: с начала 2021 года будем ежемесячно проводить текущие платежи. А задолженность прошлого года будем гасить по согласованному графику.

Мы ввели новое программное обеспечение, которое позволяет увеличить сборы, что уже почувствовали. Почти во всех районах не производилось начисление оплаты за вывоз мусора из частного сектора. Люди просто не получали квитанции, чтобы по ним платить. В декабре мы уже начали собирать такие платежи в Мирном, а к концу февраля будем и по всем районам – отсюда и увеличение сборов.

 

По данным ТайгаПост, прокуратура Ленского района ведет проверку причин мусорного коллапса в Ленске. Как мы видим, версии Людмилы Овчинниковой и Михаила Шишкова расходятся в некоторых моментах. К примеру, Овчинникова предъявляет регоператору претензии по долгам и объемам. А Шишков апеллирует к январским морозам и ненадежной технике бывшего транспортировщика ООО «Профи». Тем не менее, проблема налицо и явно выходит за пределы одного Ленска.

Более того, ни один МПЖХ пытается наладить работу в рамках мусорной реформы – едва ли не все регоператоры республики каждый январь уговаривают транспортировщиков остаться на работе. В Алдане, к примеру, подобный договор заключили лишь за несколько дней до окончания прошлогоднего. Жалобы на переполненные мусорки в последнее время регулярно приходят и из Нерюнгри, долгое время считавшимся образцовым городом Якутии.

Реформа идет уже третий год, а работа никак не налаживается. О ее неподготовленности не говорил только ленивый. Продолжаем пожинать плоды.

Источник: ТайгаПост