
Сегодня, 4 апреля, депутаты поселкового Совета Чульмана рассмотрят заявление об отставке Сталика ДЕРЯГИНА. Пока действующий глава рассказал ТайгаПост, как боролись с бродячими собаками до закона Бурматова, почему ОСВВ противоречит здравому смыслу, сколько бюджет поселка тратил на бездомных животных и поддержку участников СВО, и что подтолкнуло к досрочной отставке.
Сталик ДЕРЯГИН:
- Решение подать в отставку обсуждалось еще несколько месяцев назад. При любом раскладе, независимо от решения суда, мне бы не дали работать. Другой момент: 10 апреля будет шесть месяцев, как мне не платят зарплату. Живу на пенсионные копейки, которые платят работающим пенсионерам. Следственный комитет по суду отстранил меня от должности на период следствия. Сейчас оно окончено. Но к этому вопросу уже никто не возвращается – им он неинтересен, а для меня жизненно важен, я всегда жил на зарплату.
- Сессия сегодня в 14.00. Как думаете, депутаты вас отпустят?
- Конечно, куда деваться. Я написал «по состоянию здоровья и в связи с выходом на пенсию». Многие меня уже давно проводили, в том числе ранее уважаемое мною НТВ, назвав меня «бывшим главой маленького якутского поселка». Ни фига себе «маленького»! Чульман входит в пятерку крупных поселений Якутии.
И еще: Чульман надо готовить к выборам в сентябре. Люди и партии должны обдумать свое решение. Я почти всю жизнь работал в этой системе и знаю, что процесс непростой. Не хочу сидеть до последнего, чтобы потом пришлось все решать набегу.
- Как вы думаете, желающие возглавить поселок будут?
- Будут. Но главным образом из тех, кто не представляет эту работу. Сейчас за всё в поселении отвечает глава. В Чульмане утонули два человека, и мы, главы Чульмана, Нерюнгри, Иенгры, бегали по берегам своих рек, запрещая купаться, объясняя, что пляжи не оборудованы. А как людям летом запретить купаться в реке? Выпал из окна ребенок, опять виноват глава: не объяснил, что окна нужно закрывать. Я уже не говорю про лесные пожары, когда сутками вынужден бегать вокруг поселения, создавая минерализованную полосу.
Опять же собаки. У нас что, нет специальной военной операции? Я смотрю на бюджет поселка и думаю, что важнее собак для государства сегодня ничего нет. В 2024 году мы из поселкового бюджета 1,3 млн рублей выделили на поддержку участников СВО и членов их семей и 5 млн - на строительство приюта и борьбу с бездомными собаками! И как мы из кожи вон не лезли, у нас все равно в октябре случилась трагедия…
А следствие понаписало, что я вообще ничего не делал. Во внимание никто не принял и не озвучил, что мы уже сделали. Почитав обвинительное заключение, я позвонил руководителю следственной группы: «Так мне надо сразу в тюрьму, не дожидаясь суда! Я, по-вашему, вообще на работе-то бывал?». В суде мы предъявим наши доказательства. Но, поймите меня правильно, раньше времени говорить о них не могу.
НТВ тоже полностью выступило на стороне правительства страны, депутатов Госдумы, сенаторов. А вчера читаю: Общественная палата РФ выдала отрицательное заключение на законопроект об эфтаназии безнадзорных животных. Уважаемые мужи, руководители нашего государства, дайте денег и отвалите от нас все! Почему никто не обсуждает финансовую сторону? Она же очень затратная.
Сегодня весь закон построен лишь на четырех пунктах ОСВВ (отлов, стерилизация, вакцинация, выпуск). А кто будет платить за питание собак в приюте, его отопление, зарплату персоналу? У нас не Краснодар, не Сочи, а девять месяцев зима. Все свалили на убогие бюджеты поселений, у которых, итак, ничего нет. На ОСВВ в 2024 году республика выделила Чульману 500 тыс рублей, и 5 млн, как уже сказал, мы потратили на собак из своего бюджета. Дайте денег, тогда мы в полной мере будем выполнять переданные госполномочия по обращению с животными.
А что вы от нас сейчас требуете? В 2017 году, до вступления в силу известного закона Бурматова, в Нерюнгринском районе на регулирование численности бродячих животных потратили 4,5 млн рублей и отловили 1400 собак. Поступила заявка со школы или двора - приехали, усыпили, увезли. Было реальное регулирование численности. А в 2023-м (внимание!) район потратил 10 млн рублей и было отловлено 300 собак! То есть затратили в 2 с лишним раза больше, а отловили почти в пять раз меньше.
Потому что деньги уходят на строительство приютов, услуги ЖКХ, кормление, лечение, зарплаты. Раньше и хозяева своих собак не выпускали, потому что знали, что их могут усыпить как бездомных. А сейчас, пожалуйста, двери открыли и беги-гуляй! Я не живодер, но давайте расставлять приоритеты ради кого мы работаем.
Сегодня администрация поселения – это фактически структурное подразделение ветеринарии. При том, что сама ветеринария, МВД от проблемы бегут как черт от ладана. Почему управляющие компании должны заниматься учетом безнадзорных животных, почему я должен определять уровень агрессии собак, больные они или не больные, решать, можно ли их отпускать обратно на улицу или до конца жизни содержать в приюте за счет бюджета? Мы в этом не специалисты, да у нас и других забот выше крыши.
Любой глава сегодня – это потенциальный кандидат в уголовники. Мне после возбуждения уголовного дела звонили многие коллеги из других поселений. Все говорят, что даже если всё огнем сгорит или разморозится, лично для главы будет не так страшно, как если собака кого-то на улице покусает. О какой эффективности местной власти в таких условиях можно говорить, если на строительство приюта и кормление собачек главы отдают последнее, чтобы не сесть в тюрьму.
И в Чульмане сейчас исполняющая обязанности главы выгребает бюджет на борьбу с бродячими собаками. Люди пока не почувствовали, но многие программы развития будут тормозиться или вовсе остановлены. А оно ей надо – вслед за мной, не дай бог, оказаться на скамье подсудимых? Люди начали увольняться из администрации, потому что бессовестно низкие зарплаты при непомерном уровне ответственности, в том числе уголовной. Желающие стать главой наверняка найдутся, а где взять специалистов, на плечах которых вся черновая работа - большой вопрос.
Ну рано или поздно все же придется заниматься развитием, благоустройством поселка. И снова собаки начнут плодиться, потому что закон на их стороне. А закон таков, что он противоречит науке и здравому смыслу. Собак от того же бешенства необходимо вакцинировать каждый год, дальше прививка не действует. А по ОСВВ вакцинация проводится один раз, повторно чипированную собаку отлавливать нельзя, денег на нее государство вообще ни копейки не выделит. И если, не дай бог, собака после ОСВВ через год-два заболеет бешенством и кого-нибудь укусит, кто будет виноват? Я уверен: глава поселения.
- Сталик Николаевич, вы не признаете себя виновным по уголовному делу о халатности, повлекшей смерть человека от собак. Но ребенок погиб, кто тогда, по-вашему, виноват?
- Как руководитель, человек я, конечно, чувствую моральную ответственность, как и за всё, что происходит в поселке. Но когда ты связан по рукам, можешь ли ты за всё отвечать своей головой? Считаю, всё, что я мог сделать, сделал. Может, даже больше. Еще раз приведу цифры: 1,3 млн из бюджета на СВО и 5 млн на собак. А мы молчим, как рыбы… Хотя тут уже вопрос политический, государственный. Пусть спросят и с тех, кто поставил нас в такие условия - ты обязан, но денег не дадим. Я не хочу дальше говорить об этом, идет суд. Надеюсь, он разберется.
- Думаете, разберется?
- Надеюсь, что кампанейщины больше не будет. В день похорон девочки меня закрыли в ИВС, в наручниках в суд повезли. Зачем? Я что, уголовник? Сказали, что якобы могу давить на свидетелей и уничтожить документы. Чем я могу давить на свидетелей и какие документы уничтожить? Даже если бы я какую бумагу и решил съесть, то все отчеты мы ежемесячно направляем в разные инстанции, и электронные следы не сотрешь. Просто поставили галочку для народа, пока он на эмоциях.
- Каким видите свое будущее?
- Если дадут возможность, буду работать – силы и здоровье есть. Я в Чульмане родился, вырос, никуда уезжать не собираюсь, мне здесь все нравится, здесь лежат мои родители, отсюда и уйду. По поселку хожу, глаза не пряча. Люди здороваются, поддерживают. В основном люди понимают, кто по-настоящему виноват в трагической смерти девочки.
7 октября 2024 года стая собак в Чульмане напала на 12-летнюю Вику, через два дня она скончалась в больнице. 12 октября главу поселка Сталика ДЕРЯГИНА задержал Следственный комитет. На следующий день решением Нерюнгринского горсуда он был отпущен из ИВС под поручительство. Вскоре по ходатайству СК и прокуратуры его временно отстранили от занимаемой должности. В конце марта 2025-го над Дерягиным начался суд по обвинению в халатности, повлекшей по неосторожности смерть человека.
Источник: ТайгаПост