Вы здесь

«А где ракетница?». Во время автопробега ТайгаПост встал перед медведем

08 июля 2022 в 05:15Рубрика: Жизнь +

Заключительная часть автопробега ТайгаПост проходила под солнцем. Природа сменила дожди на теплую погоду, что позволило выкроить пару дней для отдыха. Расскажем, что из этого получилось, как с комфортом заночевать на вокзале, и почему Айталина пожалела забайкальцев.

От Иркутска до Якутска, где пролегал заключительный отрезок нашего экоавтопробега, около 3 тысяч километров. Пару недель назад мы проехали их в обратном направлении, так что дорога была знакома. Почти все предыдущие дни погода с нами играла, резко меняя робкое солнце начала июня на затяжные дожди со шквалистым ветром, громом и молниями. В общем, автомобильный кондиционер все больше отдыхал, уступая место печке.

Теперь, когда в Иркутске мы обзавелись злополучным переходником для заправки газом, путь до Улан-Удэ проскочили на «голубом топливе». Заехав в столицу Бурятии, выбираться по ней решили по 2ГИС. Постоянный читатель ТайгаПост знает, как система водила нас по болотам, тракторным проездам и свалкам, убеждая при этом, что «найден маршрут лучше». Забив в телефон Читу, в очередной раз доверились приложению. 2ГИС особенно изгалялся над нами именно в Улан-Удэ, остался верен себе и в этот раз.

Выехав из города, очень скоро заметили, что не узнаем дорогу. По приложению она как будто короче федерального «Байкала», но села не те и яма на яме. Остановили встречную машину, водитель которой объяснил: проехать до Читы можно, но трасса разбитая, много ремонтируемых участков, так что лучше вернуться в Улан-Удэ и поехать по более длинной, но удобной федералке. На этом потеряли пару часов и сделали лишних около сотни километров. До Читы по «Байкалу» (федеральная автодорога Чита – Иркутск) докатились без происшествий, вовремя подливая газ в баллон.

На фото: в преддверии грозы. Одно из волнительных, красивых впечатлений. Жаль не удалось поймать в кадр низвергающиеся то на степь, то на дорогу молнии

Бессмысленное кружение по окрестностям Улан-Удэ дало о себе знать: ночь опустилась при выезде из Бурятии. Надрываться со слипающимися глазами задачи не было, и мы, следуя данным из Интернета, свернули в село Баляга в окрестностях Петровска-Забайкальского. К нашему удивлению, в паре километров от трассы нашли весьма сносную рабочую гостиницу с закрытой парковкой. Чистый, трехместный номер по 850 рублей с человека со свежими мебелью и бельем, кухня, горячая вода и туалет в коридоре вполне удовлетворят запросы усталого путника. Гостиница явно переделана из старого общежития, но чувствуется заботливая рука хозяина. Он рассказал нам, что в Баляге работы нет – немного мест на железнодорожной станции и бюджетная сфера. Остальные мужики или пьют, или на вахте.

На фото: в Забайкалье чтят бурятские традиции. Чья это исконная земля, напоминают и топонимы. Ну, а буузных в городах и селах не счесть

Завтракали неподалеку в придорожном кафе. Бойкая хозяйка в годах заперла за нами дверь на засов, сказав, что больше никого обслуживать не будет. «Крыськи мои загуляли после Троицы, на работу не выходят. А вас как-нибудь прокормлю», - объяснила свой поступок женщина. «Крыськи» - это ее работницы, а Троица – явно национальный сельский праздник. Нынче она пришлась на День России, но хозяйка упирала, что «крыськи» загуляли именно на Троицу.

На фото: это самый большой крест, что встречали (размером с 5-этажный дом). Построен в 2010 г. в честь Крещения Руси и призван благословить землю от Енисея, Байкала, до Лены. 

Пока готовила и метала на стол «пирожочки», «яишенку», сходу предложив желающим остаграммиться после Троицы, поведала свою жизнь: пытается продать кафе, поскольку осталась одна. Дети уехали, муж погиб в автокатастрофе, жилье в Анапе у нее есть. На трассе немало кафе с объявлениями «продается».

От Баляги до Читы 460 км. Заранее изучая маршрут, наткнулись на озеро Арахлей в 75 км от краевого центра. «Жемчужина Забайкалья, младший брат Байкала, самое красивое место края» - упивался всезнающий Интернет. От Читы до Якутска больше 2 тысяч км по малонаселенным, почти диким местам, так что приняли коллегиальное решение подарить пару дней Арахлею, зарядиться его энергией перед заключительным отрезком.

Нужно отметить, что почти везде, где мы были, региональные дороги находятся в отличном состоянии, ну или активно ремонтируются. Мы ездили по Иркутской области, Бурятии и Забайкальскому краю. В этом плане Якутия грустно отдыхает. Вот и на Арахлей 75 км от Читы проскочили по хорошему асфальту вдоль озер, где палатки на берегу и мужики с удочками в непромокаемых защитных костюмах в воде по самое не хочу. Вдоль трассы рыбные развалы, где их жены под палящим солнцем отгоняют ветками мух от товара. Зрелище малоаппетитное. Да и мы знаем, что лучше северной рыбы не найти, так что даже притормаживать не стали.

Еще в Улан-Удэ созвонились с турбазой «Лагуна» на Арахлее, забронировали отдельный домик по 800 рублей с человека в сутки, душ и благоустроенные туалеты на территории. Арахлей, судя по всему, место обжитое еще с советских времен. Вся его архитектура указывает на то, что когда-то здесь было множество ведомственных турбаз и пионерских лагерей. «Лагуна» находится на второй линии, а нам мечталось видеть озеро из окна. В поисках варианта вышли на берег, и тут же поняли, что смотреть на эту «жемчужину Забайкалья» не очень хочется.

На фото: озеро Арахлей. Выбирала, как могла, лучшие ракурсы

Озеро показалось неживым, без внутренней энергии. Песчаный пляж, но почти везде у берега болотистая травянистая растительность, в которой снуют полчища головастиков, обещающих стать лягушками. Поймать головастика или какого-нибудь жука – кажется, единственное занятие для детворы на Арахлее. Никакой развлекательной инфраструктуры, кроме нескольких кафе, мы здесь не видели. Лишь корпуса и домики, которые приносят деньги владельцам.

На фото: Виолетта отметила: "Не моё. Наша Лена сильная, Байкал мощный, а тут...". К гнусу мы привыкшие, но, выезжая на природу, хочется подзарядиться и красотой, и энергией

Все это хозяйство явно застряло в 80-х и давно нуждается хотя бы в косметическом ремонте. На Арахлее повсюду нас преследовал резкий запах кошачьей мочи. Впрочем, кошек мы там не видели, а неприятный аромат источало цветение каких-то растений. Сверху всей этой «прелести» хорошо закрепившиеся в болотине комары и многочисленные кусачие слепни, которых здесь называют паутами. А ведь мы, по словам местных, остановились на лучшей турбазе Арахлея «Лагуна». «Мне жалко забайкальцев, если у них такие «жемчуга»», - сочувственно сказала Айталина.

На фото: турбаза "Лагуна". Под покровом ночи и советские постройки выглядят вполне привлекательно

Мы в Якутии тоже не избалованы туристическим сервисом. Но уж если наши что-то делают, то вкладывают душу. Может быть, плюс здесь в том, что при СССР туристической инфраструктуры вовсе не было, и ее создают с нуля по последнему слову сервиса и архитектуры. Да и сила есть у наших рек и озер. Впрочем, это субъективное ощущение.

Вместо двух запланированных дней с Арахлея мы сбежали на следующий. Просто отбывать время в домике не хотелось, а второй раз идти на берег не хотелось еще больше. По журналистской нужде Сергей с Айталиной выбрались сделать несколько фотографий, а Виолетта и вовсе забастовала. Местные же Арахлей любят. Наверное, чтобы понять их, здесь нужно вырасти.

На фото: главная площадь Читы, справа здание правительства

На обратном пути заночевали в Могоче. По дороге на Байкал мы тоже останавливались в этом тревожном городе. Глубоко за полночь на улицах встречаются группы молодых ребят, исключительно в китайских спортивных костюмах с лампасами – полное ощущение назад в 90-е. В прошлый раз мы жили в небольшой местной гостинице одни на этаже, так что к Могоче подъезжали без опасений. Но вдруг выяснилось, что все гостиницы и сдаваемые посуточно квартиры заняты. Поначалу недоумевали: с чего вдруг за две недели Могоча стала туристической Меккой – оказалось, была пересменка вахтовиков.

Перспектива ночевать в машине не улыбалась – это не отдых. И, как шаг последней надежды, отправились на железнодорожный вокзал. Его работники были приветливы и проводили нас в трехместную комнату отдыха по 800 рублей с человека. Далеко не люкс, но свежее белье, удобства в секции и дежурный полицейский на первом этаже) Кажется, все поселки на ФАД «Байкал» расположены вдоль Транссибирской магистрали. Это стоит иметь ввиду путешественникам: когда прижмет, нужно искать вокзал.

На фото: в самой Могоче заброшенные пятиэтажки зияют разбитыми окнами, а вокзал - прям ляпота, с лифтом и полом под мрамор

Еще один лайфхак: если ваша машина не оборудована заводскими датчиками давления в шинах, перед дорогой лучше их приобрести. Стоит в пределах 2-3 тысяч рублей, устанавливается на ниппеля самостоятельно, без каких-либо трудностей. И через Bluetooth передает данные о давлении и температуре воздуха в шинах на приемник, приклеиваемый на торпеду. Он работает от солнечной батареи, при необходимости можно подзарядить от прикуривателя через стандартный шнур для андроидов.

Когда утром тронулись от вокзала Могочи, датчик истерично запищал, указав, что давление в задней правой шине упало с 2,0 до 1,4 атмосфер. Визуально это в глаза не бросилось. Но если бы вышли на трассу, резину основательно бы пожевали. Ночью поймали в городе шуруп, и он потихоньку стравливал воздух.

Следующая ночевка была в Нерюнгри, все в том же хостеле «Чолбон», расположенном в живописном леску буквально через дорогу от города. Теперь узнали, что здесь имеются не только шести-, но и двухместные номера.

Одно из последних приключений случилось в Алданском районе. В спускающихся сумерках между поселками Малый и Большой Нимныр на дорогу вышел молодой медведь. Встал посередине, перекрыв движение. На случай встречи с дикими Сергей приобрел в Якутске ракетницу размером с авторучку, укомплектовался светошумовыми ракетами и шумовыми зарядами. «И где твоя ракетница?», - спросила Айталина, затормозив перед медведем. «В багажнике», - грустно ответил Сергей.

Перед зверем притормозила и встречная фура. Иногородние дальнобойщики ради эффектного видео часто подкармливают диких зверей на трассе, после чего они наглеют, начинают требовать и становятся опасными. Наш нерюнгринский друг, известный фотограф природы Юрий Коковин как-то сказал нам, что зверь, попробовавший человеческую еду, обречен. Он будет приходить за ней, пока не погибнет. В нашем случае или под колесами большегрузов на трассе, или застрелен после очередного наглого захода к людям. Медведь привычно направился к фуре, освободив нам дорогу… Позже рассказали, что на этом участке его видят регулярно – явно уже прикормили.

Возвращаясь назад, скажем, что были неприятно поражены увиденным на въезде в республику, отмечающей в этом году свое 100-летие, но об этом отдельно. Побываем в уголке зимы среди якутского лета и расскажем, где самое дорогое и дешевое топливо на дороге от Лены до Байкала. Следите за публикациями ТайгаПост.

Источник: ТайгаПост, при поддержке АО «Саханефтегазсбыт», АО «Сахатранснефтегаз»

Шаманка, Дом Совы, землетрясение. Автопробег ТайгаПост побывал на Ольхоне. Часть 5

Бесплатный паром на Байкале, Надеинские камни, Култук и другие открытия ТайгаПост. Часть 4

Километры радости: спасенные лисята и признание дальнобойщиков. Часть 3

По следу Путина. ТайгаПост выскочил на «Амур», где газом и не пахло. Часть 2

ТайгаПост отправился «газовать» по Сибири

 

 

 

 

Опрос недели

Довольны ли вы мерами правительства РФ по сдерживанию продуктовых цен?