Полвека назад во время разбора старого здания амбулатории в Оленекском районе рабочие нашли гору пожелтевших писем, которую юная докторша писала своей матери. Каждый день она опускала их в щель в полу, как в прорезь почтового ящика. Может быть, мать была уже арестована. А может, Капиталина боялась отправлять письма, по которым ее легко могли вычислить. Бесценный архив поглотил огонь вместе с домом краеведа, взявшего его для изучения. Поэтому даже имя девушки долго не могли установить. Героиню фильма зовут Лидия, но в титрах указано ее настоящее имя – Капиталина Облезова.
2 февраля 70 кинотеатров Якутии откроются премьерой художественного фильма на русском языке «Белый ангел тундры». Трогательная история о беззаветном служении людям основана на реальных событиях. Ленинградская студентка из дворянской семьи, попавшей под жернова репрессий, оказалась в Арктике, где стала ее легендой на многие десятилетия.
Режиссер Александр ЛУКИН и съемочная группа потратили четыре года на то, чтобы увидела свет лента длиною 73 минуты. Столкнулись со многими сложностями, одной из главных была труднодоступность Оленекского и Анабарского улусов, где проходили съемки. Потребовалось семь экспедиций, в большинстве проходивших по земле.
Жизнь Капиталины Облезовой во многом покрыта тайной, которую мы уже вряд ли когда-то разгадаем. В конце 1930-х ее родных – врачей, ведущих династию с петровских времен – арестовал НКВД. Мать успела отправить дочь, 19-летнюю студентку Ленинградского мединститута в далекую Арктику, а сама скоро сгинула. Драматург Василий Харысхал, открывший миру историю Капиталины, работал в ленинградских архивах, но после 1937 года не нашел упоминаний о семье Облезовых – в НКВД умели хранить и хоронить свои тайны.
Добравшись до Якутска, Капиталина встретила легендарного летчика, первого из народа саха Валерия Кузьмина, доставившего ее в Арктику. Местные с недоверием отнеслись к белокурой девушке, которая в их поверьях была предвестником оспы. Восстали и шаманы. Но потом, как гласит местная легенда, они помогали Капиталине, и Капиталина обращалась к ним за помощью.
Потом в стойбища оленеводов пришел брюшной тиф. Это трагическая история о том, как русская студентка боролась с эпидемией на огромной территории Арктики. Говорят, доезжала и до Таймыра.
Пьесу Василия Харысхала сначала поставили в Мирнинском театре. Там ее увидел глава Оленекского района Александр Иванов. Обсудил с земляками, и вместе решили, что нужно снять фильм про их русскую докторшу. Старейшины улуса помнили Капиталину, ее историю здесь знают в каждой семье. Администрация Оленекского района выделила 90% средств на экранизацию, еще 1,5 млн рублей пришлось на грант Министерства культуры Якутии.
Главную роль сыграла студентка Арктического государственного института культуры и искусства Анастасия Короленко. «Настю выбрали из-за глаз, чистых и добрых», - сказал директор картины Степан СИВЦЕВ. У Анастасии было еще одно преимущество: девушку не успел «испортить» театр, что помешало актеру из Якутска, изначально выбранному на роль каюра Христофора. Оленевод Христофор всегда был возле Капиталины, помогал ей в суровом быту, служил переводчиком. Ну, а приехавший актер никак не мог избавиться от тяги к театральным эффектам. Его заменили на специалиста комитета физической культуры администрации Оленекского улуса Владислава Семенова, органично влившегося в роль.
Удивительно, но настоявший на кандидатуре Насти Короленко Василий Харысхал точно попал в образ. Не сохранилась фотография Капиталины Облезовой, но когда Анастасия впервые приехала в оленекскую Жилинду, к ней подошла местная бабушка со словами «Сама пришла». Девушка оказалась очень похожа на свою героиню, которую еще помнили старейшины.
Под таким психологическим грузом у кинодебютантки поначалу многое не получалось. Но съемочная группа и местные жители ее постоянно поддерживали, подбадривали. И дело пошло. Порою было трудно и просто физически, когда, к примеру, городская девушка училась бегать в торбозах по заснеженной тундре. Но, как и везде, не обошлось без курьезных случаев.
Анастасия КОРОЛЕНКО:
- По сценарию меня, умирающую, привозят привязанную к нартам к шаману. И вот лежу я на них, не шевелюсь, умираю. Думаю, что камеры работают. И вдруг мимо проходит помощник режиссера и говорит: «А ты чего тут лежишь?» «Так съемка же» «Какая съемка? Все уже разошлись». И развязал меня. В общем, меня забыли. Потом я попросила режиссера громче говорить «Снято!» (смеется).
Александр ЛУКИН, режиссер фильма:
- 2 февраля откроется двухнедельный показ ленты в порядка 70 кинотеатрах республики. Есть также интерес у кинопрокатчиков Хабаровска и, возможно, покажем ленту в Санкт-Петербурге, но это после республиканского проката. Съемки были трудные в плане логистики. При небольшом бюджете сложно собрать группу и вывезти ее в тундру, причем неоднократно, поскольку мы охватили все сезоны года. Параллельно я работал вторым режиссером в «Тыгын Дархане», что отнимало много времени.
- В 2021 году я был на предпоказе фильма в Якутске. Признаюсь, с удовольствием посмотрел. Помимо прочего, впечатлили операторская работа, пейзажи и музыка.
- Предпоказы были также в Оленьке и Москве. И после каждого я вносил изменения. Сейчас это уже другой фильм. Советую посмотреть второй раз.
- Не стало ли в нем больше московского, чем своего этнического?
- Нет. Думаю, что наоборот. После каждого предпоказа смотрел на реакцию зрителей, появлялись новые мысли, я их воплощал в жизнь. Сейчас я доволен фильмом – он готов для большой публики.
- Вы начали снимать кино про борьбу с эпидемией до пандемии, заканчивали в ее разгар. Не видите ли в этом какого-то тайного смысла?
- Я верю, что кино – это магия. Но никакие глубокие материи, вызвавшие пандемию, мы, конечно, здесь не затронули. Наоборот, мы хотели этим фильмом очиститься, отдать должное и отпустить душу этой молодой девушки.
- Александр, кого-нибудь будете персонально приглашать на премьеру?
- Хотелось бы, чтобы фильм увидели наши врачи. Свою пьесу Василий Харысхал посвятил молодым русским врачам. И мне очень бы хотелось, чтобы они увидели его работу на экране.
Два идейных вдохновителя ленты – драматург Василий Харысхал и глава Оленекского улуса Александр Иванов – не дожили до премьеры. До большого экрана «Белый ангел тундры» уже был отмечен призом Министерства культуры РФ на XX Всероссийском фестивале кино и театра, а также специальным призом организаторов Арктического международного кинофестиваля «Золотой ворон».
Когда проект только задумывался, Александр Иванов так говорил о его задачах: «Мы хотим, чтобы фильм стал не только благодарностью этой отважной девушке, но и всем специалистам – инженерам, врачам, педагогам, которые приезжали к нам в 50-70-е годы. Они дали знания, которые помогают нам до сегодняшнего дня».
Источник: Сергей СУМЧЕНКО, Якутск Вечерний
Спасаясь от ареста, юная ленинградка вписала себя в историю Арктики